Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:08, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и ее совершенствование.
Для реализации поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
1) выявить структуру и динамику налоговой системы;
2) выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
3) раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ;
4) изучить концептуальные основы действующей в России налоговой системы.
Введение
3
Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов
4
1.1 Налоговая система, понятие, цели, содержание, роль
4
1.2 Принципы построения налоговой системы
11
Глава 2. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации
16
2.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
16
2.2 Перспективы развития налоговой системы РФ
Заключение
Список литературы
Приложение
3) Регулирующая функция – с помощью налоговых механизмов функция направлена на решение некоторых экономической политики государства и позволяет регулировать доходы разных групп населения.
4) Распределительная (социальная) функция налогообложения, основной задачей которой является перераспределение общественных доходов (установления прогрессивных ставок налогообложения, финансирование социальных нужд населения из большей части бюджета, полного или частичного освобождения от налогов граждан, которые нуждаются в социальной защите) между различными категориями населения.
И функционирование каждого вида налога должно быть сконцентрировано так, чтобы обеспечивалось приемлемое равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Таким образом налоговая система – основополагающий элемент эффективности и функционирования государства, проявляющий себя во всех своих проявлениях.
1.2 Принципы построения налоговой системы
Базовые принципы налогообложения были сформулированы известным экономистом Адамом Смитом в его основной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». И согласно его исследованиям, принципами эффективной организации налогообложения являются следующие четыре «правила» («максимы»):
- налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
- размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
- время взимания налогов устанавливается удобным для плательщика;
- каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.6
Немецкий экономист Адольф Вагнер (1835—1917) в конце ХIХ в. дополнил принципы А. Смита. Налоги по А. Смиту - источник покрытия непроизводительных затрат государства и поэтому он защищал права налогоплательщиков, в то время как А. Вагнер опирался на теорию коллективных потребностей и отдавал прерогативу таким финансовым принципам, как достаточность и эластичность налогообложения. А. Вагнер разработал девять основных правил, которые объединены в четыре группы, указанные в приложении В.
На основе базовых идей Смита и Вангера, необходимо «прикрепить» их к современной экономике и уточнить принципы построения налоговой системы.
В России же учение о принципах налогообложения было привнесено не менее известным экономистом Николаем Ивановичем Тургеневым, прославившийся вышедшей в 1818 г. книгой "Опыт теории налогов". Н.И. Тургенев обобщил наиболее распространенные на тот момент концепции о роли налогов, их сущность и принципы их взимания, способствовал их реализации и популяризации в России. При взимании налогов он рекомендовал правительству исходить из «истинных потребностей государственных, не делать расходов, превышающих его доходы, для правительства бережливость необходима ... так же, как и для частного человека».7
Для реализации равновесия между расходами и доходами государства, которые образуются при помощи налогов, Н.И. Тургенев сформулировал пять правил установления и взимания налогов с налогоплательщиков. Эти правила были продолжением методологической базы зарубежных налоговых школ, прежде всего учений таких известных экономистов, как У. Петти, Ф. Кенэ, Д. Рикардо и А. Смита.
Правила установления и
взимания налогов
Дешевое собирание налогов
Определённость налогов
Равное распределение налогов
Собирание налогов в удобное время
Налог взимаем с дохода
Применение данных принципов всех вышеназванных концепций и в настоящее время остается основной задачей налогового законодательства.
Основы современной налоговой системы Российской Федерации были заложены ещё в 1992 г., когда был принят большой свод законов РФ об отдельных видах налогов.
За прошедший двадцать один год было много отдельных изменений, но основные их принципы до сих пор сохраняются.
Основные принципы налогообложения в России определены в Налоговом кодексе РФ. Это следующие принципы:
- Налоги устанавливаются законом. Это значит, что налог должен быть закреплён в Налоговом кодексе Российской Федерации (статьи 13—15) и в устанавливающем налог законе должен быть определен налогоплательщик и следующие элементы налога: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; порядок и сроки уплаты налога и др.8
- Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны участвовать в финансировании общегосударственных расходов путём уплаты налогов и сборов, направленных в государственный бюджет.
- Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый налогоплательщик обязан принимать участие в финансировании государственных расходов пропорционально своим доходам и возможностям, то есть при установлении налогов учитывается способность налогоплательщика к уплате налога. В этом и заключается данный принцип.
- Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех без исключения плательщиков перед налоговыми законами.
- Принцип соразмерности. Смысл данного принципа состоит в том, что налоговое бремя должно быть экономически сопряжено с интересами налогоплательщика и какие – либо интересы государства (особенно, если они возникают из - за его собственных интересов) не должны вызывать резкие неблагоприятные последствия для налогоплательщика.
Точная формулировка принципов налоговой системы находится в приложении В.
В налоговом кодексе и таможенном законодательстве разрешается установление и применение особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных) или дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от того, в какой стране был произведён товар.
1) Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование.
Налоги по своей функциональной структуре должны быть экономически эффективны в стране, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны во многом превышать затраты по их сбору и при установлении налогов в государстве необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики; налогоплательщика.
2) Налоги и сборы не должны быть барьером для реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда было связано с ограничением прав. Но это ограничение должно проходить с учетом ст. 55 Конституции Российской Федерации, в которой регламентируется, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав нравственности граждан, их здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3) Ни для одного человека не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, взносы, или платежи, если в них не присутствуют признаки налогов и сборов, которые содержатся Налоговом кодексе, или данные признаки не предусмотрены Налоговым кодексом.
4) В соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации, в которой указывается, что налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство. Исходя из этого налоги не могут запрещать или ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика.
При внесении корректив в законодательные акты о налогах и сборах необходимо также учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ), в соответствие с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, предполагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Подобные правила регламентированы Бюджетным кодексом в отношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах (ст. 59) и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (ст. 64)9.
В мировой практике имеет
место использование и ряда других
принципов налогообложения, к которым
можно отнести принцип
Таким образом, можно сделать вывод, что вышеназванные принципы характеризуют «идеальную» налоговую систему, некий эталон, к которому нужно стремиться. Реальная действительность, состояние экономики и финансового положения страны, складывающаяся экономическая конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель.
Если говорить о проблемах современной налоговой системы РФ, в первую очередь необходимо отметить проблему налогового администрирования. Налоговая система РФ до сих пор остается слишком громоздкой, неэкономичной и практически неэффективной. В настоящее время Министерство финансов совместно с федеральной налоговой службой определяет стратегической целью налоговой политики формирование и функционирование эффективной налоговой системы. При этом определяется своеобразное «дерево целей» исходя из теории менеджмента: определяется стратегическая цель, тактические задачи и конкретные мероприятия. Исходя из данных ДРОНД Министерства финансов на 2010-2012 гг.,11 для достижения стратегической цели большая ответственность возложена на федеральную налоговую службу и территориальные органы, причем большинство задач и мероприятий связаны с совершенствованием налогового администрирования. Цель: формирование и функционирование эффективной налоговой системы.
Проблемы налогового законодательства очень часто обсуждаются специалистами в области налогообложения, органами власти и налогоплательщиками. Огромное количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования.
Государство стремится к достижению, осуществляя воздействие на
экономику путём:
1) стабильности цен на основные товары и услуги;
2) постоянного эффективного и устойчивого экономического роста;
3) полной занятости населения;
4) фиксированного минимального уровня доходов населения;
5) равновесия во внешнеэкономической деятельности.
6) социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных и др.
Достичь вышеназванных целей одновременно практически невозможно, так как происходят противоречивые явления. Если начинают расти цены, то необходимо проводить мероприятия по их ограничению и регулированию. А в свою очередь лимитирование цен может привести к замедлению экономического роста, а отсюда и занятости. Достижение полной занятости населения в регрессионном порядке приведет к повышению цен, так как надо выплачивать заработную плату большему количеству трудоспособных граждан, отсюда снизится конкуренция на рынке труда. Рост заработной платы стимулирует ускорение развития машинного производства и усиливает безработицу, то есть снова проявляются негативные стороны. Снижение налогов, увеличение расходов государства на социальные цели составляют дефицит в бюджете, инфляционные процессы, а также рост цен для равновесия дефицита и профицита.
Решение проблемы стимулирующего влияния налоговой системы на финансовую и экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из приоритетных задач государства.
Эффективное налогообложение возможно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.
Развитие и эффективность налоговой системы во многом определяется с помощью принципов ее построения и выполняемых ею функций поставленным социально-экономическим целям на каждом этапе развития государства. Основными принципами построения современной налоговой системы являются простота и экономичность, стабильность, законодательное регламентирование, доступность алгоритма расчета налогов, сбалансированное взаимодействие функций налогов, приемлемый размер налогового бремени, сочетание интересов государства, предприятий и населения, содействие развитию экономики страны.12
Также эффективность налоговой
системы оценивается на основании
поступления в федеральный
Таким образом, доля доходов в виде налогов и сборов на 2010 г. составила 85,5%, на 2011 г. – 83,9%, на 2012 г. – 84,9%. В целом эта доля существенно не изменилась, то есть налоги и сбора поступали без каких – либо корреляций. Но если рассмотреть эту схему глубже, то можно заметить несколько негативных аспектов.
Динамика налоговых доходов федерального бюджета за 2010-2012 гг., млрд руб. имеет нестабильную структуру (рисунок 3), так как почти каждый вид налога то понижался, то повышался по сравнению с предыдущим годом.