Проблемы и перспективы развития Государственных целевых фондов Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение современного состояния и перспектив развития целевых фондов в Украине.
Задачей – дать полную характеристику Государственным целевым фондам Украины, раскрыть их сущность, назначение и роль, а также выявить недостатки современной структуры целевых фондов Украины и найти пути их преодоления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ……………………….…....4
1.1 Понятие и сущность государственных целевых фондов………….…….4
1.2 Государственные целевые фонды Украины……………………….…….8
1.3 Источники формирования доходной части государственных целевых фондов…………………………………………………………..12
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ УКРАИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ………………………....15
2.1 Пенсионный фонд…………………………………………………….….15
2.2 Фонды государственного социального страхования……………….….21
2.3 Проблемы и перспективы развития Государственных целевых фондов Украины……………………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....33
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ……………………………..……

Файлы: 1 файл

курсовая работа, 1 раздел.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

Источники формирования средств Фонда социального страхования на случай временной потери трудоспособности представлены в Схеме 2.3.

 

Схема 2.3. «Источники формирования средств Фонда соц.страхования по временной потери трудоспособности»

Источник: Оподаткування в Україні: Навч.посіб./ Деева Н.М., Редіна Н.І., Дулік Т.О. та ін. – К.: Центр учбової літератури – 2009 – с 343

Средства  ОГСС в связи временной потери трудоспособности не включаются в Государственный бюджет Украины, не подлежат изъятию и используются только по целевому назначению. В случае их неиспользования в текущем году, они переходят на следующий финансовый год.

Эти средства начисляются на единый централизованный счет Фонда в учреждениях банков, определенных Кабинетом Министров Украины для обслуживания средств Государственного бюджета Украины или специализированного банка, который обслуживает фонды с отдельных видов страхования.

Направления использования средств Фонда представлены на Рис.2.4.

 

Рис.2.4. «Направления использования средств ОГСС в связи с временной потерей трудоспособности»

Источник: www.bookz.com.ua

 

Итак, использования средств общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности идут на:

  1. Выплату застрахованным лицам помощи:
    • По временной  нетрудоспособности;
    • По беременности и родам;
    • При рождении ребенка;
    • По присмотру за ребенком при достижении им трехлетнего возраста;
    • На погребение.
  2. Финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровлению застрахованных лиц и членов их семей;
  3. Создание резерва страховых средств в расчете на месяц для финансирования материального обеспечения застрахованных лиц;
  4. обеспечение текущей деятельности и содержание органов Фонда, развитие его материально-технической базы.

Государственный надзор в сфере ОГСС в связи с временной потерей трудоспособности совершает специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере туда и социальной политики. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере труда и соц.политики совершает контроль пи соблюдении страхователями и страховщиком законов Украины, других нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в сфере общеобязательного государственного социального страхования на случай временной потери трудоспособности и расходами, связанными с рождением и погребением. Страхователи и страховщик обязаны предоставлять должностным лицам органа государственного надзора все документы и информацию, необходимую для совершения ими своих функций.[13, 234-236]

Страхование от несчастного случая совершает фонд социального страхования от несчастных случаев—некоммерческая самоуправляющая организация, которая действует на основании устава, который утверждается ее правлением. Фонд социального страхования от нечастных случаев является юридическим лицом, имеет печатку с  изображением Государственного Герба Украины и со своим наименованием, а также эмблему, которая утверждается его правлением.

Управление фондом социального страхования от несчастных случаев совершается на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателями.

Источниками формирования имущества, которое находится в собственности Фонда является имущество, приобретенное им за счет средств, которые поступают в этот Фонд, а также имущество, переданное ему в собственность от других собственников.

Фонд соц.страхования от несчастного случая проводит сбор и аккумуляцию страховых вкладов, имеет автономную, независимую от какой-либо другой, систему финансирования (Схема 2.4.).

 

Схема 2.4. «Источники финансирования Фонда социального страхования от несчастных случаев»

Источник: Оподаткування в Україні: Навч.посіб./ Деева Н.М., Редіна Н.І., Дулік Т.О. та ін. – К.: Центр учбової літератури – 2009 – с 346

Направления использования средств Фонда социального страхования от несчастных случаев представлены в Схеме 2.6.

 

Схема 2.6. «Направления Фонда соц.страх от несчастных случаев»

Источник: http://www.bookz.com.ua/11/index.htm

Средства на совершение страхования от несчастных случаев не включаются в состав Государственного бюджета Украины, используются исключительно по их прямому назначению и зачисляются на единый централизованный счет Фонда соц.страхования от несчастных случаев в учреждениях банков, определенных КабМином Украины для обслуживания средств Государственного бюджета Украины, или специализированного банка, который обслуживает фонды социального страхования.

Условия, порядок обслуживания, гарантии сбережения средств Фонда социального страхования от несчастных случаев определяются договором между банком, исполнительной дирекцией этого Фонда и Кабинетом Министров Украины.[8, 221-223]

Таким образом, рассмотрев сущность основных централизованных фондов Украины, перейдем к проблем и перспективам их развития.

 

 

2.3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ УКРАИНЫ

 

На современном этапе рыночных преобразований в Украине в сфере функционирования целевых социальных фондов накопилось ряд нерешенных проблем законодательного и организационного характера:

- Взаимодублирование функций отдельных социальных фондов;

- Большие размеры взносов в  государственные социальные фонды не увеличивают поступление средств от предприятий, организаций, что связано с таким негативным явлением, как «тенизация» экономики;

-  Отсутствие единых принципов определения критериев необходимости предоставления социальных льгот;

- Отсутствие четкой направленности социальных расходов на помощь семьям с низким уровнем доходов;

- Недостаточная согласованность  социальных расходов с другими государственными расходами;

- Не решен вопрос согласованного  формирования бюджетных расходов  и расходов государственных социальных фондов на социальные выплаты на основе использования государственных минимальных социальных стандартов и т.д.

Кроме того, есть ряд проблем присуща конкретным целевым фондам государства. Так, Фонд социального страхования на случай безработицы имеет много проблем, связанных с движением рабочей силы. Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением сталкивается с проблемным вопросом связанным с определением источников финансирования оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности работникам бюджетных учреждений, начислением страховых взносов в Пенсионный фонд на сумму пособия по временной нетрудоспособности. Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должно обеспечить финансирование профилактических мероприятий, определенных национальной, отраслевыми и региональными программами улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды. При этом Фонд не участвует в разработке указанных программ, однако должен изыскать финансовые ресурсы в соответствии с утвержденными объемов, весьма проблематично [7, 91-92] .

С наибольшим количеством проблем сталкивается Пенсионный фонд Украины. Так, отсутствие системности в проведении пенсионной реформы, опережающее повышение размеров пенсий по сравнению с увеличением фонда оплаты труда, на фоне растянутого во времени до десяти лет расширения источников доходов Пенсионного фонда и поэтапного освобождения его от несвойственных расходов разбалансируют бюджет Пенсионного фонда. [14, 36]

Назрела необходимость совершенствования функционирования государственных целевых фондов, ведь их эффективная деятельность является предпосылкой повышения уровня социальной защиты в государстве.

Реформирование механизма функционирования целевых фондов государства целесообразно осуществлять на основе:

- Четкого определения источников  и размеров финансирования по  различным видам социального страхования;

- Устранение дублирования функций;

- Централизации и упорядочения  сбора страховых взносов;

- Совершенствование методов контроля  и повышения роли социальных  партнеров в управлении социальным страхованием;

- Сохранение государственных социальных гарантий;

- Создание экономических предпосылок роста заработной платы как важнейшего фактора развития социального страхования.

Эффективное реформирование функционирования государственных целевых фондов позволит во многом решить их насущные вопросы. В последние годы стратегической задачей в деятельности финансовых фондов социального направления было осуществление перехода на адресное предоставление социальной помощи.

В условиях рынка переход на принципы адресности должно сочетаться с процессом замены натуральных льгот на целевые денежные выплаты - компенсации. Замена льгот на денежную компенсацию предполагает предварительную инвентаризацию льгот, создание особого реестра определенной категории граждан, нуждающихся в государственной, социальной помощи, где определены такие характеристики, как состав семьи, доходы, состояние здоровья, жилищные условия. На основании такой информации можно предоставлять адресную помощь, которая будет носить характер индивидуализированной по размеру денежной компенсации.

Стоит также отметить, что за ограничение государственных средств на финансирование социальной помощи существования категорийных видов помощи наряду с адресными приводит к дефициту средств и неэффективного их распределения. Если для некоторых семей помощь на них имеет важное значение, то в бюджете других семей она не играет существенной роли. Поэтому при таких условиях целесообразно было бы сделать и этот вид помощи адресным, назначая ее только семьям, которые больше всего нуждаются в государственной поддержке. Это позволило бы поднять размер этих помог, сделав их более действенными для семей с детьми. Тем более, что в таком объеме эти пособия теряют такую ​​свою важную функцию, как стимулирование рождаемости в семьях. Решению проблемы охвата социальной помощью семей с детьми могло бы способствовать создание целостной системы социальной защиты именно этой категории семей.

Важным направлением улучшения финансирования системы социальной защиты населения может быть выведение заработной платы из тени, главным образом, путем уменьшения налогового бремени на нее. Существующая в настоящее время система налогообложения доходов граждан, благодаря высокой ставке не стимулирует получения таких заработков через кассу предприятия, а создает объективные условия для ее сокрытия и получения в виде наличных. При этом работник экономит на налогах, но теряет на услугах государственного социального страхования - пенсионного, медицинского, на случай безработицы, профзаболевания и т.д. Работодатель экономит на уплате отчислений в социальные фонды, что для него является достаточно весомым источником получения дополнительного незаконной прибыли [ 14, 37-38].

Снижение налогового бремени на доходы приведет к легализации значительной части выплат наемным работникам, заинтересует граждан больше и качественнее работать и, как следствие, расширит базу финансирования фондов системы социальной защиты населения.

Актуальными вопросами совершенствования функционирования государственных целевых фондов является совершенствование актуарных расчетов. Их доработка, принятие и реализация обусловливают необходимость решения комплекса методических, правовых и организационных задач по оценке страховых рисков.

Следовательно, в целях стабильного функционирования государственных целевых фондов следует принять следующие первоочередные меры: обеспечить стабильное, устойчивое финансирование принятых программ социальной защиты населения в соответствии с утвержденными показателей бюджетов всех уровней, бюджетов фондов государственного социального страхования, бюджеты негосударственных фондов, осуществляющих различные виды социального страхования граждан; активнее привлекать средства населения через развитие и стимулирование обязательного и добровольного страхования; обеспечить устойчивость и надежность страховых систем в выполнении страховых обязательств за счет повышения требований к размеру уставного капитала, развития института перестрахования, резервирования и т.д. [11, 94]

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив Государственные целевые фонды Украины, можно сделать вывод что:

Государственные целевые фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлечённых государством для общественных потребностей из определённых источников, которые имеют целевые назначения.

В современных условиях развития Украины значение государственных целевых фондов все больше возрастает. Это обусловлено тем, что их создание и функционирование  может позволить органам государственной власти, формирующим целевые фонды, привлечь дополнительные средства для финансирования своих потребностей, для покрытия дефицита бюджета. 

В Украине функционирование государственных целевых фондов имеет свои особенности. Государственные целевые фонды Украины делятся на две группы: общегосударственные и местные. По критерию отношений с государственным бюджетом государственные целевые фонды делятся на бюджетные и внебюджетные.            

Финансовые ресурсы фондов используются исключительно по целевому назначению согласно требованиям, регламентирующих порядок создания и организации деятельности фонда.

Пенсионный фонд Украины является наибольшим внебюджетным целевым фондом, он отражает страхования на случай постоянной утраты трудоспособности. 

Информация о работе Проблемы и перспективы развития Государственных целевых фондов Украины