Проблемы и перспективы развития Государственных целевых фондов Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение современного состояния и перспектив развития целевых фондов в Украине.
Задачей – дать полную характеристику Государственным целевым фондам Украины, раскрыть их сущность, назначение и роль, а также выявить недостатки современной структуры целевых фондов Украины и найти пути их преодоления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ……………………….…....4
1.1 Понятие и сущность государственных целевых фондов………….…….4
1.2 Государственные целевые фонды Украины……………………….…….8
1.3 Источники формирования доходной части государственных целевых фондов…………………………………………………………..12
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ УКРАИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ………………………....15
2.1 Пенсионный фонд…………………………………………………….….15
2.2 Фонды государственного социального страхования……………….….21
2.3 Проблемы и перспективы развития Государственных целевых фондов Украины……………………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....33
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ……………………………..……

Файлы: 1 файл

курсовая работа, 1 раздел.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

2) обязательные взносы средств определенным категориям юридических и физических лиц для целевого их использования. Примером могут быть страховые взносы в фонды общеобязательного социального страхования;

3) целевые бюджетные выплаты – это перечисление средств Государственного бюджета в фонды с целью финансирования определенных программ. К фондам, которые получают средства из государственного бюджета, относятся Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Фонд социального страхования на случай безработицы и др.;

4) доходы, которые получают фонды  от размещения временно свободных  средств в коммерческих банках. Такие поступления может иметь любой фонд, который обладает свободными денежными средствами и использует их как депозиты в банковских учреждениях;

5) поступления, которые получают  фонды в виде дивидендов и  процентов, начисленных на ценные  бумаги и корпоративные права, приобретенные в предыдущие периоды. Получение доходов на корпоративные права и ценные бумаги предусматривает проведение активной инвестиционной политики правлением фонда с целью увеличения доходов, а также участия в корпоративном управлении;

6) денежные средства, которые получают  фонды от продажи ценных бумаг  и корпоративных прав в процессе  формирования и использования инвестиционного портфеля фонда;

7) погашения займов, которые предоставлялись  фондом юридическим и физическим  лицам в предыдущие периоды. В случае, если лицо получило средства фонда на условиях займа, их погашения является поступлением доходной части фонда в текущем периоде;

8) получение кредитов и займов  фондом. При недостатке средств для финансирования расходов фонда, а также во многих других случаях (формирование рациональной структуры инвестиционного портфеля, приобретения основных средств, внедрение новых технологий и методов обслуживания и др.) фонды могут привлекать дополнительные средства в виде кредитов и займов;

9) добровольные и благотворительные  взносы средств юридическими  и физическими лицами в фонды. Такие взносы осуществляются с целью содействия деятельности фонда в реализации уставных программ;

10) доходы от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

11) суммы финансовых санкций, которые  согласно законодательству применяются  к лицам, которые нарушают условия осуществления обязательных сборов и платежей (если взыскание таких санкций предусмотрено действующим законодательством).[8,258-263]

Надо знать, что не все фонды имеют возможность привлекать финансовые ресурсы в виде обязательных отчислений юридических и физических лиц. Функционирование не каждого фонда предусматривает проведение инвестиционной деятельности и операций с ценными бумагами, не всегда есть возможность использовать свободные средства как депозиты, а также мобилизовать доходы путем получения займа.

Финансовые ресурсы фондов используются исключительно по целевому назначению согласно требованиям, регламентирующих порядок создания и организации деятельности фонда.[12, 321]

Итак, в первом разделе мы раскрыли сущность Государственных целевых  фондов, рассмотрели классификацию целевых фондов Украины и определили источники формирования фондов. Далее перейдем конкретно к функционирующим Государственным целевым фондам Украины и рассмотрим их особенности.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ УКРАИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

2.1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

 

Государственное социальное страхование играет важную роль в развитии общества. С целью финансового обеспечения социальной защиты населения в Украине созданы такие государственные фонды: Пенсионный фонд Украины, Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности, Фонд социального страхования от несчастных случаев. [17,360]

Пенсионный фонд Украины является наибольшим внебюджетным целевым фондом. В своей деятельности фонд руководствуется законодательными и нормативными актами [11,59], а именно на Конституции Украины, состоит из основ законодательства Украины про общеобязательное государственное социальное страхование, закона «Про общеобязательное государственное пенсионное страхование», закона про негосударственное пенсионное страхование, законов, которыми устанавливается условия пенсионного обеспечения, международных договоров по пенсионному обеспечению, согласие на обязательность которых дана ВРУ, а также других законов и нормативно-правовых актов, принятых соответственно к законам про пенсионное обеспечение, которые регулируют отношения в сфере пенсионного обеспечения в Украине. [9, 369]

Пенсионный фонд Украины как самостоятельная  финансовая структура был создан в 1991 году для выполнения ЗУ «Про пенсионное обеспечение» с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины от 15 мая 1992 года N 2356-XII, Декретом Кабинета Министров Украины от 9 декабря 1992 года N 7-92.

 Пенсионный фонд отражает  страхования на случай постоянной  утраты трудоспособности. Формой  страхового возмещения являются  пенсии. Пенсионный возраст в Украине у мужчин и женщин равен 60 лет. Пенсионный фонд функционирует как самостоятельная финансовая структура, его средства не входят в государственный бюджет и не могут быть использованы на другие цели, кроме выплаты пенсий и пособий.

Бюджет этого фонда формируется прежде всего за счет средств, которые вносят работодатели (Рис.2.1.)

 

Рис.2.1. «Структура доходов пенсионного фонда Украины в 2013г.»

Источник: http://www.pfu.gov.ua/pfu/doccatalog/document?id=215111

 

Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования, лица, которые нанимают для работы граждан по договорам, а также те, которые ведут предпринимательскую деятельность, основанную на личной собственности физического лица и исключительно его труда, религиозные общины платят страховые взносы в Пенсионный фонд в размерах, установленных действующим законодательством. Отчисления в Пенсионный фонд относятся на себестоимость продукции, а в бюджетных учреждениях это предусмотрено отдельной статьей сметы - на содержание учреждения. Кроме того, к поступлениям фонда принадлежат обязательные страховые взносы граждан, работающих в размере 1-5 % от начисленной заработной платы, а также средства государственного бюджета на выплату отдельных видов пенсий и помощи, добровольные взносы и пожертвования предприятий, организаций, населения, другие поступления.

Пенсионный фонд Украины имеет право вести коммерческую деятельность и получать доходы от размещения временно свободных средств фонда. В частности, Пенсионный фонд имеет право:

  • вкладывать средства в краткосрочные и долгосрочные кредиты, ценные бумаги государственных органов, акционерных обществ, фондовых и товарных бирж, к коммерческим банкам;
  • создавать предприятия, участвовать в коммерческих структурах (банки, страховые компании, торговые дома, совместные предприятия, акционерные общества и т.п.);
  • проводить денежно - вещевые лотереи, благотворительные вечера, рекламно - информационные мероприятия (благотворительные теле - и радиопрограммы, специальные выпуски в периодической печати).

Средства Пенсионного фонда Украины используются на финансирование следующих мероприятий (Рис.2.2.).

 

Рис.2.2. «Структура расходов пенсионного фонда»

Источник: www.bookz.com.ua

 

Как мы видим по диаграмме расходы Пенсионного фонда идут на:

    • выплату пенсий по возрасту (в том числе работающим пенсионерам), по инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, социальных и других пенсий, установленных законодательством Украины;
    • выплату пособия по уходу за ребенком и ежемесячного пособия на каждого ребенка до достижения им возраста, установленного действующим законодательством;
    • повышение пенсий в связи с изменением индекса потребительских цен и ростом заработной платы;
    • реализацию государственных, региональных и областных программ социальной поддержки пенсионеров, инвалидов, детей и других категорий населения;
    • обеспечение текущей деятельности и содержание органов управления фонда;
    • воспроизведение средств фонда, укрепление его материально – технической базы, проведение массово – разъяснительной работы.

 

Управление средствами фонда осуществляет специальный орган – Пенсионный фонд Украины. Кассовое исполнение обеспечивает почтово-пенсионный банк « Аваль».

Реформирования пенсионного обеспечения в Украине проводится в двух направлениях:

  1. усовершенствования государственного пенсионного обеспечения из-за приближения средней пенсии до уровня средней заработной платы и ее прямой зависимости от уровня заработной платы;
  2. развитие негосударственного добровольного пенсионного обеспечения.

Так же, в планах, создается трехуровневая пенсионная система (Схема.2.1.).

Схема.2.1. «Уровни построения системы пенсионного обеспечения в Украине»

Источник: Оподаткування в Україні: Навч.посіб./ Деева Н.М., Редіна Н.І., Дулік Т.О. та ін. – К.: Центр учбової літератури – 2009 – с 398

 

На первом уровне которой по принципу солидарности поколений и обязательного социального страхования устанавливается прямая зависимость будущего размера пенсий от страхового стажа и размера уплаченных взносов, на втором - накопление пенсионных взносов на личных счетах граждан, на третьем - добровольное негосударственное пенсионное страхования.

По такому принципу, система пенсионного обеспечения должна стать системой социального страхования, самодостаточной и финансово стабильной. [16,169-178]

Итак, создание эффективной пенсионной системы очень острый и актуальный вопрос для любого общества. Для Украины существующая система пенсионного обеспечения была и остается одним из самых серьезных факторов напряжения в обществе. Ее необходимо реформировать, причем так, чтобы обеспечить людям преклонного возраста достойную жизнь.

Таким образом, раскрыв особенности функционирования Пенсионного фонда Украины, перейдем к рассмотрению следующих фондов общегосударственного социального страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 2.2. ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
  •  

    Основными фондами государственного социального страхования являются Фонд общеобязательного соц.страхования на случай безработицы, Фонд общеобязательного соц.страхования по временной потере трудоспособности и Фонд соц.страхования от несчастных случаев. Кратко рассмотрим каждый из них.

    Фонд общеобязательного социального страхования на случай безработицы создан для совершения страхования на случай потери места работы, аккумуляции страховых взносов, и контроля за использованием средств для предоставления социальных услуг.

    Фонд является целевым централизованным страховым фондом, некоммерческой организацией, деятельность которой регулируется законодательством Украины про обязательное государственное социальное страхование, ЗУ «Про занятость населения» от 05.07.2012 № 5067-VI с дополнениями и изменениями от 17.04.2014, «Про общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы» с изменениями и дополнениями от  от 27 марта 2014 года N 1166-VII.[2]

    Цель создания фонда — содействие обеспечению эффективной занятости, предотвращение безработицы, создание новых рабочих мест и т.д.

    Источниками формирования средств фонда ОГСС на случай безработицы являются (Схема.2.2.).

    Схема 2.2. «Источники формирования средств Фонда ОГСС на случай безработицы»

    Источник: Оподаткування в Україні: Навч.посіб./ Деева Н.М., Редіна Н.І., Дулік Т.О. та ін. – К.: Центр учбової літератури – 2009 – с 342

     

     

     

     

    На Рис.2.3. представлена структура расходов фонда.

     

    Рис.2.3. «Структура расходов Фонда ОГСС Украины на случай безработицы»

    Источник: www.bookz.com.ua

     

    В расходных статьях преобладают выплаты помощи в связи с безработицей.

    Нормативы обязательных отчислений в фонд каждый год определяет Верховная Рада Украины при утверждении бюджета. Фонд общеобязательного социального страхования на случай безработицы создается на государственном и местном уровнях.

    Контроль за правильным начислением и переводом предприятиями сборов на обязательное социальное страхование на случай безработицы совершается государственными органами службы занятости.

    Средства, которые поступают в фонд занятости населения, должны направляться в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы и налогообложению не подлежат.[5, 82-84]

    Следующий фонд который мы рассмотрим, это Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности. Он принадлежит к целевым внебюджетным страховым фондам. Фонд является самостоятельной некоммерческой самоуправляющейся организацией.

    Фонд создан для обеспечения начисления и аккумуляции сбора на обязательное социальное страхование в связи с временной потери трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением и других средств, назначенных для финансирования материального обеспечения и социальных услуг, виды которых предусмотрены законом.

    Управление фондом совершают правление и исполнительная дирекция Фонда. В состав правления Фонда входят по 15 представителей государства, застрахованных лиц и работодателей, которые исполняют свои обязанности на общественных началах.

    Информация о работе Проблемы и перспективы развития Государственных целевых фондов Украины