Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 23:05, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современного состояния и перспектив развития целевых фондов в Украине.
Задачей – дать полную характеристику Государственным целевым фондам Украины, раскрыть их сущность, назначение и роль, а также выявить недостатки современной структуры целевых фондов Украины и найти пути их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ……………………….…....4
1.1 Понятие и сущность государственных целевых фондов………….…….4
1.2 Государственные целевые фонды Украины……………………….…….8
1.3 Источники формирования доходной части государственных целевых фондов…………………………………………………………..12
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ УКРАИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ………………………....15
2.1 Пенсионный фонд…………………………………………………….….15
2.2 Фонды государственного социального страхования……………….….21
2.3 Проблемы и перспективы развития Государственных целевых фондов Украины……………………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....33
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ……………………………..……
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ……………………….…....4
1.1 Понятие и сущность
государственных целевых фондов
1.2 Государственные целевые фонды Украины……………………….…….8
1.3 Источники формирования доходной части
государственных
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ УКРАИНЫ
И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ………………………....
2.1 Пенсионный фонд…………………………………………………….….15
2.2 Фонды государственного социального страхования……………….….21
2.3 Проблемы и перспективы
развития Государственных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ……………………………..……….…35
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития рыночной экономики в Украине важную роль начинают играть государственные целевые фонды.
Вопрос создания и функционирования целевых фондов государства является весьма актуальным, что обусловлено поиском органами государственной и местной власти дополнительных возможностей получать средства не только из бюджета, но и из других источников, для выполнения своих задач и функций.
Теоретико-методологические, методические, прикладные вопросы многоаспектных проблем функционирования целевых фондов и повышения его эффективности были и остаются предметом и объектом научных исследований. Различные аспекты создания специальных фондов и управления ими исследовали ученые: Волощук Г.А., Бондарь И.К., Гнибиденко И.Ф., Лагутин В.Д. и другие. Однако этот вопрос до сих пор не утратило актуальности и нуждается в дальнейшей разработке.
Объектом данной работы выступают Государственные целевые фонды Украины.
Целью данной работы является изучение современного состояния и перспектив развития целевых фондов в Украине.
Задачей – дать полную характеристику Государственным целевым фондам Украины, раскрыть их сущность, назначение и роль, а также выявить недостатки современной структуры целевых фондов Украины и найти пути их преодоления.
Курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух разделов, в которых по три пункта исследования темы, а также заключения, списка использованных источников и двух приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ
Государственный бюджет является основным централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Его средства являются обезличенными и обеспечивают реализацию функций государства.
Однако у государства могут быть определенные потребности, имеющие особое значение, которые поэтому должны иметь соответствующее гарантированное финансовое обеспечение. Это и является основанием для образования фондов целевого назначения (Рис.1.1).
Рис.1.1. « Пути создания государственных целевых фондов»
Источник: Оподаткування в Україні: Навч.посіб./ Деева Н.М., Редіна Н.І., Дулік Т.О. та ін. – К.: Центр учбової літератури – 2009 – с 397.
Государственные целевые фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлеченных государством для финансирования общественных потребностей из определенных источников, которые имеют целевое назначение.[6,152]
Государственные целевые фонды – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы.
Государственные целевые фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80.[9,397]
В зависимости от целевого назначения государственные целевые фонды делятся на социальные и экономические, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные (местные).
Государственные целевые фонды позволяют:
1)влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
2) обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
3) оказывать специальные услуги н
4) предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Организация функционирования государственных целевых фондов находится в ведении государственных органов власти - центральных, республиканских, местных. Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством.[10,165-167]
Функционирование государственных целевых фондов позволяет решать ряд проблем, которые есть у государства. На Рис.1.2. приведены преимущества, которые дают такие фонды своим существованием органам центральной и местной властям.
Рис.1.2. «Экономические возможности государственных целевых фондов»
Источник: Оподаткування в Україні: Навч.посіб./ Деева Н.М., Редіна Н.І., Дулік Т.О. та ін. – К.: Центр учбової літератури – 2009 – с 399.
Источники формирования государственных целевых фондов определяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются.
Направление расходования средств, поступающих в государственные целевые фонды, обуславливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность и вкладывается в ценные бумаги. Государственные целевые фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.
Государственные целевые фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.
Правом образования государственных целевых фондов обладают государственные и местные органы. Государственные целевые фонды, создаваемые на государственном уровне, как правило, характеризуются выявлением части, передаваемой в распоряжение территориальных властных структур. Это достигается путем определения доли налогов, поступающих в государственные и местные целевые фонды. По такому типу строятся Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и др. На региональном уровне формируются свои целевые фонды за счет местных источников (фонды природоохранных мероприятий и др.).[18,365-369]
Таким образом, целевые фонды создаются с целью привлечения дополнительных источников для финансирования государственных программ. В зарубежных странах государственные целевые фонды играют важную роль. Например, во Франции объем финансовых ресурсов, привлекаемых к использованию в таких фондах, приближаются к величине государственного бюджета страны, в Японии за счет специальных фондов финансируется более половины государственных расходов, а в Великобритании - более 1/3. В Российской Федерации действуют социальные и экономические государственные целевые фонды, такие как: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения, дорожные фонды, фонды финансового регулирования и др. В Украине целевые фонды тоже имеют свои особенности.
1.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ УКРАИНЫ
В Украине государственные целевые фонды создаются в соответствии с требованиями законодательства, а их доходы формируются за счет определенных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) юридических лиц (не зависимо от формы собственности) и физических лиц.
Рассмотрим классификацию Государственных целевых фондов Украины (Схема 1.1.).
Схема 1.1. «Классификация государственных целевых фондов»
Источник: Оподаткування в Україні: Навч.посіб./ Деева Н.М., Редіна Н.І., Дулік Т.О. та ін. – К.: Центр учбової літератури – 2009 – с 340
Государственные целевые фонды делятся на две группы: общегосударственные и местные.
Общегосударственные целевые фонды - это фонды, которые создаются на общегосударственном уровне с целью финансирования общегосударственных программ.
Местные фонды формируются местными органами самоуправления для обеспечения выполнения местных программ.
Общегосударственные целевые фонды делятся на две группы: постоянные и временные. Создание постоянных фондов связано с выделением отдельных функций государства в частности реализации социальной функции, особенно внимание уделяется социальному страхованию. К постоянным общегосударственных целевых фондов относят: пенсионный фонд, фонд социального страхования по временной потере трудоспособности и расходами, фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, фонд социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и т.д. Временные фонды формируются с целью ускоренного решения актуальных проблем и прекращают свое функционирование после выполнения поставленных задач. К временным фондов относят: фонд охраны окружающей среды, фонд охраны труда.[14,264-268]
Итак, источники формирования средств государственных целевых фондов могут иметь как стабильный, так и временный характер.
По критерию отношений с государственным бюджетом государственные целевые фонды делятся на бюджетные и внебюджетные.
Бюджетные – это фонды, которые входят в состав государственного бюджета, финансирование расходов которых осуществляется за счет средств, как общего, так и специального фондов государственного бюджета. К бюджетным фондам Украины относятся: инновационный фонд, фонд охраны окружающей природной среды, фонд содействия молодежному жилищному строительству, специальный фонд безопасности авиации, фонд социальной защиты инвалидов, государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях, фонд развития виноградарства, садоводства и хмелеводства и т.д. Формирование целевых фондов в структуре Государственного бюджета Украины закреплено Бюджетным кодексом Украины. Там предусмотрено, что Кабинет Министров Украины вместе с проектом государственного бюджета на следующий год представляет проекты смет всех государственных целевых фондов, которые образуются за счет обязательных платежей (налогов и сборов) исходя из потребностей конкретных отраслей экономики и социальных сфер.
Внебюджетные целевые фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования по временной потере трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, фонд общеобязательного государственного с социального страхования на случай безработицы, фонд гарантирования вкладов физических лиц, государственный внебюджетный фонд приватизации и так далее.
Государственные целевые фонды в Украине создаются и на местном уровне. Целью их формирования является привлечение в бюджет дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения финансирования определенных программ на уровне региона. Местные органы власти согласно ЗУ "О местном самоуправлении в Украине"№ 280/97-ВР от 21 мая 1997 года с изменениями и дополнениями, внесенными 10.04.2014, могут создавать местные внебюджетные фонды. Они подразделяются на два вида: валютные фонды и резервные фонды. Местные валютные фонды создаются путем приобретения иностранной валюты на межбанковском валютном рынке Украины за счет средств местных бюджетов, а также других поступлений. Соответствующие совета выступают распорядителями средств местных валютных фондов. Резервные фонды образуются местными органами власти в объеме 1% расходов соответствующего бюджета. Средства резервных фондов используются для финансирования неотложных мероприятий, которые не предусмотрены местными бюджетами.[4,155-157]
Таким образом, создание таких фондов связано с необходимостью исполнения государством своих функций. Использование отдельных финансовых ресурсов является удобным, что обусловлено четким определением направления средств фонда. В следующем пункте мы рассмотрим откуда эти средства берутся.
1.3. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ
Источники наполнения государственных целевых фондов могут быть разнообразны (Рис1.3.). В эти фонды мобилизуются доходы только за счет поступлений, определенных законодательством страны.
Рис.1.3. «Средства мобилизации средств в государственные целевые фонды»
Источник: Оподаткування в Україні: Навч.посіб./ Деева Н.М., Редіна Н.І., Дулік Т.О. та ін. – К.: Центр учбової літератури – 2009 – с 397.
К основным источникам финансирования государственных целевых фондов в Украине относятся:
1) обязательные отчисления
Информация о работе Проблемы и перспективы развития Государственных целевых фондов Украины