Причины необходимости создания государственных внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Формируемые в разных странах внебюджетные фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, по объему ресурсов, концентрируемых в них, по времени функционирования, механизму формирования и использования средств и т. д. Внебюджетные фонды можно классифицировать по различным признакам.
По целевому назначению внебюджетные фонды бывают:
· социальные (для финансирования социальных расходов – выплаты пенсий, пособий и т.д.);
· экономические (для обеспечения строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий и т.д.)

Оглавление

Введение
1: Внебюджетные фонды, их классификация
2: Пенсионный фонд Российской Федерации
3: Фонд социального страхования
4: Фонды обязательного медицинского страхования
5: Государственный фонд занятости населения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работеа по Финансам.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,

УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

 

 

 

Кафедра «Финансы и менеджмент»

 

Финансы

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

«Причины необходимости создания государственных внебюджетных фондов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы Э141 с+

Петухова И.В.

 

Проверил:   

      

 

 

 

 

 

Тула  2014

 

Содержание

Введение

1: Внебюджетные фонды, их классификация

2: Пенсионный фонд Российской  Федерации

3: Фонд социального страхования

4: Фонды обязательного медицинского  страхования

5: Государственный фонд занятости  населения 

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Помимо бюджетов для дополнительного финансирования полномочий государства, отдельных мероприятий или целевых программ, в некоторых странах используются целевые средства, которые могут включаться в бюджеты (целевые бюджетные фонды), либо функционировать отдельно от бюджета (внебюджетные фонды).

В отличие от бюджетов, внебюджетные фонды имеют целевое назначение. За расходами фондов, имеющих узкоцелевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов. При функционировании внебюджетных фондов не применяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов, который характерен для бюджетов, при котором средства обезличиваются, и не существует четкого закрепления определенных доходов за определенными расходами.

В научном понимании, к внебюджетным фондам, как к звену государственных и муниципальных финансов, относят лишь те фонды, средствами которых распоряжается орган государственной власти соответствующего уровня либо орган местного самоуправления.

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением. 

Формируемые в разных странах внебюджетные фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, по объему ресурсов, концентрируемых в них, по времени функционирования, механизму формирования и использования средств и т. д. Внебюджетные фонды можно классифицировать по различным признакам.

По целевому назначению внебюджетные фонды бывают:

· социальные (для финансирования социальных расходов – выплаты пенсий, пособий и т.д.);

· экономические (для обеспечения строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий и т.д.)

По уровням управления, которые определяются государственным устройством страны:

· федеральные;

· региональные;

· местные.

В федеральных внебюджетных фондах аккумулируются средства, необходимые для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих общегосударственное значение (финансирование отдельных конституционных прав граждан, строительство и содержание важных экономических объектов и т.п.); региональные внебюджетные фонды создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями; из местных внебюджетных фондов финансируются некоторые потребности местных сообществ (строительство муниципального жилья, отдельных природоохранных мероприятий и т.д.).

Для финансирования одних и тех же нужд целесообразно создавать только один внебюджетный фонд. Множественность фондов, созданных для одной и той же цели, не позволяет оперативно оценить все имеющиеся ресурсы. Период функционирования фонда зависит от сложности и характера задач, для решения которых он создается. Внебюджетные фонды могут создаваться на очень длительную перспективу (например, фонды, в которых аккумулируются средства для пенсионного обеспечения населения), а также на несколько лет (к таким можно отнести внебюджетные фонды экономического назначения), созданные для финансирования важных расходов в определенный исторический период. Как правило, с решением поставленных задач необходимость в таких фондах отпадает.

 

 

1:Внебюджетные фонды, их  классификация

Реформирование системы государственных финансов в 90–е годы XX столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения; медицинского и социального страхования; развитии сети автомобильных дорог и содержания дорожного хозяйства; решении экологических проблем и т.п.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребносте6й общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для внебюджетных фондов характерно чёткое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объёмы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира.

Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер; число их росло в связи с увеличением задач, стоящих перед государством.

В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

Увеличение количества внебюджетных фондов и совокупного объёма аккумулируемых ими средств (в отдельных странах, например во Франции, они сопоставимы с размерами государственного бюджета) является характерной особенностью для экономически развитых стран. Это объясняется, прежде всего, возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, вопросов выравнивания условий жизни населения в различных регионах.

Главная причина возникновения внебюджетных фондов – это необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Способы создания и методы формирования внебюджетных фондов:

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение;

формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки наименее обеспеченных групп населения и выделенный из центрального бюджета. Создание других фондов связано с возникновением новых ранее не известных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В таком случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании внебюджетного фонда. Так в ряде государств возникли экономические внебюджетные фонды.

Внебюджетные специальные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов являются:

специальные налоги и сборы,

средства из бюджета и займы.

Основной метод – специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счёт средств центрального бюджета и региональных (местных) бюджетов.

Средства из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства.

Положительное сальдо внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Финансовые связи внебюджетных фондов.

Разнообразие внебюджетных фондов определяет сложные многоступенчатые связи, возникающие между самими внебюджетными фондами, внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от других финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь возникает при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счёт средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет часть своих ресурсов другим финансовым звеньям. Так, дорожный фонд США, создаваемый за счёт специальных налогов, при наличии излишков предоставляет займы федеральному бюджету.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счёт страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно взаимодействует с разными финансовыми звеньями, т.е. денежные средства движутся в разных направлениях между ними.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности. При превышении доходов над расходами фондов (т.е. наличии положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.

Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заёмные средства для решения конкретных задач.

Таким образом, внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи:

обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики (например, фонды НИОКР, экологические фонды и др.);

расширить социальные услуги населению с помощью различных специальных фондов.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными и изъятию не подлежат. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

Доходы внебюджетных фондов складываются из:

специальных целевых налогов и сборов, установленных государством для соответствующего фонда;

отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов;

бюджетных средств;

прибыли от собственной коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

банковских кредитов.

Классификация внебюджетных фондов. По экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента своего возникновения делились на две большие группы:

социальные фонды, которые предназначены в основном для решения задач социального характера ( к ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социально страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, фонды социальной поддержки населения и др.)

экономические фонды – они имеют экономическую направленность (к ним относятся дорожные, НИОКР и др.)

В зависимости от правового статуса различают внебюджетные фонды на:

находящиеся в собственности федеральной власти – федеральные фонды;

создаваемые по решению представительных органов субъектов Федерации и местных органов самоуправления – региональные фонды.

С конца 1993 г. большинство федеральных внебюджетных фондов, кроме социальных, были включены в федеральный бюджет.

Однако за консолидируемыми бюджетными фондами сохраняется целевая направленность использования средств. Органам государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления рекомендовано включить собственно региональные фонды в соответствующие бюджеты. Необходимость объединения внебюджетных фондов с бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем над использованием их средств, поскольку налоговые органы по существу за поступлением этих средств ответственности не несут.

В западных странах накоплен огромный опыт создания внебюджетных фондов. В особенности это относится к экономическим фондам. Они расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества. Первые фонды экономического содействия возникли в годы мирового экономического кризиса (1929 – 1933)для оказания финансовой поддержки частному бизнесу. После Второй мировой войны подобные фонды были созданы во всех странах мира. В частности, во Франции с момента окончания войны действует Фонд модернизации, который после объединения с рядом других фондов был преобразован в Фонд экономического и социального развития. В США существует Фонд перестройки и развития экономики.

Информация о работе Причины необходимости создания государственных внебюджетных фондов