Прибыль и рентабельность как финансовые показатели деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении прибыли и рентабельности и разработке мероприятий по обеспечению роста данных финансовых показателей. Объектом исследования является предприятие РУП завод «Могилевлифтмаш».
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и структуру прибыли;
-рассмотреть порядок формирования и распределения прибыли предприятия;

Оглавление

Введе-ние………………………………………………………………………...3
1 Понятие, сущность и характеристика прибыли и рентабельности …........4
1.1 Сущность и структура прибы-ли………………………………………...4
1.2 Формирование и распределение прибыли организа-ции………………5
1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли …………………………...9
1.4 Показатели рентабельности……………………………………………14
1.5 Финансовые результаты работы предприятий Республики Беларусь в
2007 го-ду……………………………………………………………………19
2 Оценка прибыли и рентабельности РУП завод «Могилевлиф-тмаш»……21
2.1 Характеристика предпри-ятия.................................................................21
2.2 Изучение состава и динамики прибыли ………………………….......25
2.3 Расчет показателей рентабельности…………………………………..29
3 Пути повышения прибыли и рентабельности в условиях рыночных
отноше-ний…………………………………………………………………..30
Заключе-ние…………………………………………………………………...34
Список использованных источни-ков……………………………………….35
Приложе-ние…………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Кур ТФ (приб и рент).doc

— 415.50 Кб (Скачать)

 

Как показывают данные таблицы 6, распределению подлежит в 2005 г. 9 106 млн. р. брутто-прибыли, что на 8 683 млн. р. меньше по сравнению с предыдущим годом. Структура платежей из прибыли в бюджет существенно изменилась. В 2004 году налоги и отчисления в местный бюджет предприятие платило в размере 3 765 млн. р. В 2005 г. налоги и отчисления в местный бюджет были отчислены в размере 1 066,4 млн. р.

Одним из важнейших  показателей конечных результатов  для предприятия является чистая прибыль.

Чистая прибыль  – разница между балансовой прибылью, налогом на недвижимость, налогом на доходы, экономическими санкциями, уплачиваемыми за счет прибыли и налогами в местный бюджет.

Из чистой прибыли  создается резервный фонд, погашаются расходы, осуществляемые за счет чистой прибыли, производятся отчисления в фонды накопления и потребления.

В соответствии с учредительными документами организации  могут создавать фонды накопления и потребления. Под фондами накопления понимают средства, направляемые на производственное развитие и другие аналогичные цели. Конечным результатом использования этих средств является приобретение или создание нового имущества организацией.

 

2.3 Расчет показателей  рентабельности

 

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

В таблице 7  произведем расчет показателей рентабельности предприятия.

 

Таблица 7 - Уровень рентабельности производственной деятельности

                      за 2004 - 2005 г.г.

Показатель

2004 г.

2005 г.

Отклонение

Рентабельность  производства, %

19,16

7,03

-12,13

Рентабельность  продаж, %

16,07

6,56

-9,71

Рентабельность  собственного капитала, %

14,37

6,43

-7,94

Рентабельность  суммарной величины капитала, %

9,95

4,28

-5,67


 

Таким образом, из таблицы 7 видно, что ухудшились все рассчитанные показатели рентабельности предприятия.

 

3 Пути повышения прибыли и рентабельности в условиях рыночных
   отношений

 

Основными источниками  увеличения суммы прибыли являются увеличения объема реализации продукции, снижения себестоимости и качества услуг и поиск более выгодных рынков сбыта и др. (рисунок 5).

Резервы увеличения


    суммы прибыли


 Увеличение                 Повышение                      Снижение

        объема продукции              цен                      себестоимости 

                               продукции




 

               Повышение                 Поиск более       Реализация

      качества  продукции                   выгодных рынков сбыта         продукции в более

                         оптимальные сроки

 

Рисунок 5 - Блок-схема подсчета резервов увеличения прибыли

 

Для определения резерва  роста прибыли по первому источнику  необходимо выявленный резерв увеличения объема продукции умножить на фактическую  прибыль в расчете на единицу продукции:

где Р ­ РП – это прирост объема продукции, который по плану

                      на 2006 год составляет 25 %, что в  стоимостном выражении 

                       составит 35 356,3 млн. р. .

Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости  продукции определим следующим образом: выявленный резерв снижения себестоимости продукции умножим на возможный объем ее продаж с учетом резерва ее роста:

                                

.                                          (11)

 

Снижение себестоимости  определяем по формуле:

 

                             

     (12)

 

где Зn и Зо – затраты на рубль продукции соответственно в предыдущем и

                     отчетном году.

Существенным резервом увеличения прибыли является улучшение качества продукции. Но этот фактор непосредственно влияет на увеличение объема продукции, поэтому отдельно его не выделяли. Поиск резервов роста прибыли за счет изменения рынков сбыта планируется в 2006 году, то есть предусматривается выход на рынки Африки и Китая со своей продукцией.

Увеличение прибыли  на предприятии возможно двумя способами:

- увеличить выручку  от реализации предприятия;

- уменьшить расходы  предприятия.

Признание того факта, что  в настоящее время у предприятия  существуют проблемы по управлению, формированию, распределению прибыли, требует рассмотрения определенных методов разрешения данных вопросов.

Руководству предприятия  необходимо овладеть новыми методами распределения прибыли. Здесь должны учитываться интересы сразу нескольких сторон. Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, связанных с налогообложением, уменьшающим показателем прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений. Во-вторых, трудовой коллектив заинтересован в получении больших доходов, что требует увеличения расходов по статье “Заработная плата” и “Начисления”. В-третьих, кредиторы и акционеры должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.

Руководство же стремится  как можно большую часть прибыли  оставить нераспределенной, в качестве резерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования. Руководство возлагает на себя ответственность планировать распределение прибыли таким образом, чтобы учесть интересы сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия.

Предприятие должно получать прибыль в таком размере, чтобы  обеспечивать расширенное воспроизводство  и решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, так как нужды и запросы потребителей становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре.

На предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия  по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

- продажа излишнего  оборудования и другого имущества  или сдача его в аренду;

- снижение себестоимости  продукции за счет более рационального  использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

- диверсификация производства;

- расширение рынка  продаж;

- проведение масштабной  и эффективной политики в области  подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала – следует отправлять работников на повышение квалификации;

- повышение эффективности  деятельности предприятия по  сбыту продукции. Прежде всего,  необходимо больше внимания уделять  повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю;

- улучшать качество  выполняемых работ, что приведет  к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного предприятия заказчиками работ; так же не последнюю роль занимает увеличение объема производства выполняемых работ за счет более полного использования производственных мощностей предприятия;

- сокращение затрат  на производство за счет повышения  уровня производительности труда, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования;

- строгое соблюдение  заключенных договоров на выполнение  работ – нужно проводить анализ  поставщиков и на основе этого  выбирать: с кем заключать договора, а с кем - нет.

Из этого перечня  мероприятий вытекает, что они  тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии (по анализу прибыли и показателей прибыли), направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства.

Стоит отметить, что в  современной действительности надо уметь четко рассчитывать свои действия, то есть планировать, анализировать, выявлять тенденции и закономерности деятельности для более эффективного функционирования предприятия. Для этого каждый предприниматель стремиться привлечь к работе квалифицированные кадры, но здесь есть одна проблема. Хорошо квалифицированные кадры не захотят работать за то вознаграждение, которое могут предложить наши предприятия. Отсюда следует, что основной проблемой является дефицит кадров. Ее решение мгновенно даст свои результаты: рост выручки от продаж, уменьшение себестоимости, и как следствие этого рост прибыли предприятия. Но этого можно достигнуть только путем колоссальных денежных вложений в обучение персонала, в разработку системы мотивации работников, проведения различных исследований и тестов и др.

 

Заключение

 

Таким образом, особенностью прибыли в условиях рынка является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности. Прибыль предприятия непосредственно зависит от себестоимости продукции.

Проведя анализ РУП завод  «Могилевлифтмаш» можно сделать  следующие выводы:

1) сумма брутто-прибыли  за 2005 г. по сравнению с 2004 г.  снизилась на 8 683 млн. р., или на 48,81%. Это вызвано следующими причинами: сокращением на 5 105 млн. р., или 26,85% прибыли от реализации продукции; сокращением убытка от операционных доходов и расходов на 158 млн. р., или на 56,63%; ростом на 3 736 млн. р. убытка от внереализационных доходов и расходов.

2) прибыль от  реализации продукции уменьшилась  в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 5 105 млн. р. Это произошло  за счет изменения объема реализации  продукции, что увеличило прибыль на 708,82 млн. р.  Изменение структуры реализованной продукции увеличило прибыль от реализации на 244,68 млн. р. За счет роста себестоимости продукции прибыль сократилась на 22 724,1 млн.р., а изменение отпускных цен на продукцию позволило получить дополнительно прибыль в размере 16 655,6 млн. р.

3) в 2005 г. прибыль,  подлежащая налогообложению, сократилась  по сравнению с 2004 г. на 9 007 млн. р., что увеличило налог на прибыль на 2 161,7 млн. р.

4) фонд накопления  и фонд потребления  снизился  на 2 616,2 млн. р. и 2 753,8 млн. р. соответственно в 2005 г. по сравнению с 2004 г. за счет снижения удельного веса данных фондов в сумме чистой прибыли.

Основными источниками  увеличения суммы прибыли являются увеличения объема реализации продукции, снижения себестоимости и качества продукции и поиск более выгодных рынков сбыта

Расчет резервов показал, что у организации есть возможность увеличить прибыль.

Для повышения прибыли  предприятию необходимо проводить  соответствующие мероприятия, которые позволят повысить финансовые результаты деятельности организации.

 

Список использованных источников

 

  1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. Л.Л.Ермолович - Мн.: ООО «Новое знание», 2001. 487 c.
  2. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист. – 2005. –№4. – С.28-31
  3. Глазунов В.Н. Критерии оценки рентабельности и платежеспособности // Дело, 2005. - №1. – С.67-72
  4. Жуков В.Н. Учет финансовых результатов для целей налогообложения // Бухгалтерский учет. – 2006.– №12. – С.4-11
  5. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2000. – 424с.
  6. Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 339с.
  7. Косякин И. Финансовый анализ, как инструмент управления предприятием // Белорусский экономический журнал. – 2005. - №3. – С.13-16
  8. Ложкин О. Факторная зависимость прибыли от реализации продукции // Вестник БГЭУ. – 2004. - №3. – С.130-131
  9. Матвейчева Е., Вишнинская Г. Финансовые результаты деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ. – 2006. - №1. – С.28-32
  10. Мелентьева В. Анализ прибыли и рентабельности предприятий // Аудитор. – 2005. - № 9 - 10
  11. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – 346 с.
  12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: Новое издание, 1999. – 688с.
  13. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебное пособие. – 9-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2004. – 640 с.
  14. Управление финансовой деятельностью предприятия: Справочник / Близнец В.Ф., Вукулова Т.И., Ткачук М.И. и др. / Под ред. Ткачук М.И. - Мн.: ООО “Мисанта”, 1995. – 301 c.
  15. Уткин Э. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2004. – 239с.
  16. Финансы предприятий: Учебное пособие / Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василевская и др. - Мн.: Выш. шк., 1995. – 322 c.
  17. Чернов В. Анализ прибыли и рентабельности // Аудит и финансовый анализ.– 2004. - №2. – С.70-71
  18. Шамхалов Ф. Прибыль – основной показатель результатов деятельности организации // Финансы. – 2006. - №6. – С.19-22
  19. Экономика предприятия / В.Я.Хрипач, А.С.Головачев, И.В. Головачева и др. Под ред. В.Я.Хрипача. - Мн., 1997. – 331 с.
  20. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Волкова О.И. - М.: ИНФРА-М, 1998. – 354 с.
  21. Яцюк Н., Халевинсая Е. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ. – 2005. - №1. – С.80-100

Информация о работе Прибыль и рентабельность как финансовые показатели деятельности предприятия