Прибыль и рентабельность как финансовые показатели деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении прибыли и рентабельности и разработке мероприятий по обеспечению роста данных финансовых показателей. Объектом исследования является предприятие РУП завод «Могилевлифтмаш».
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и структуру прибыли;
-рассмотреть порядок формирования и распределения прибыли предприятия;

Оглавление

Введе-ние………………………………………………………………………...3
1 Понятие, сущность и характеристика прибыли и рентабельности …........4
1.1 Сущность и структура прибы-ли………………………………………...4
1.2 Формирование и распределение прибыли организа-ции………………5
1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли …………………………...9
1.4 Показатели рентабельности……………………………………………14
1.5 Финансовые результаты работы предприятий Республики Беларусь в
2007 го-ду……………………………………………………………………19
2 Оценка прибыли и рентабельности РУП завод «Могилевлиф-тмаш»……21
2.1 Характеристика предпри-ятия.................................................................21
2.2 Изучение состава и динамики прибыли ………………………….......25
2.3 Расчет показателей рентабельности…………………………………..29
3 Пути повышения прибыли и рентабельности в условиях рыночных
отноше-ний…………………………………………………………………..30
Заключе-ние…………………………………………………………………...34
Список использованных источни-ков……………………………………….35
Приложе-ние…………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Кур ТФ (приб и рент).doc

— 415.50 Кб (Скачать)

 

Рисунок 1 - Модель формирования и распределения  прибыли 

                     организации [2, с.20].

 

Однако, и эти схемы подлежат уточнению. Если существующий в нашей  стране механизм формирования балансовой прибыли предприятия они отражают довольно точно, то о механизме ее распределения этого сказать  нельзя.

Как видно из схемы, балансовая прибыль (блок 7) после корректировки ее на сумму, исчисленную в соответствии с налоговым законодательством (блок 8), составляет величину облагаемой налогом балансовой (валовой )прибыли (блок 9). Однако наименование блока 9 не совсем точно. Блок 9 следовало назвать бы “Налогооблагаемая прибыль” или “Объект обложения налогом на прибыль”. Но как бы не называлась эта величина, она используется только для расчета суммы налога и никакому дальнейшему распределению не подлежит. На сумму исчисленных налогов (блок 10) должна уменьшаться балансовая прибыль (блок 7), а не налогооблагаемая  (блок 9); оставшаяся сумма составляет чистую прибыль предприятия (блок 11).

Поэтому предлагается уточненная модель формирования и распределения финансовых результатов предприятия (рис. 2).

Рисунок 2 - Уточненная модель формирования и распределения прибыли
                     организации [2, с.21]

 

Конечно, наряду со схемой распределения на прибыль могут  влиять и другие факторы. Многое зависит, например, от избранной учетной политики. Ее особенности могут оказывать на финансовые результаты определенное влияние.

Прибыль и доходы предприятий  являются основным источником формирования государственного и местных бюджетов Республики Беларусь.

 

1.3 Факторы, влияющие  на величину прибыли

 

Уровень и динамика рентабельности, величина прибыли определяются многообразными факторами, которые могут быть объединены  в группы по признакам образования прибыли. Различают три основных условия образования прибыли: инициатива предприятия; благоприятные обстоятельства; признание деятельности предприятия особо полезной для общества.

Подобная классификация  достаточна условна. В ряде случаев  возникновение прибыли является результатом совпадения двух или  всех трех условий. Однако она позволяет  определить группы факторов, в наибольшей мере влияющих на образование прибыли.

Факторы, влияющие на размер прибыли, созданной на основе инициативы предприятия, следующие: инновационная деятельность предприятия; отсутствие страха перед риском; использование экономии на масштабах производства; дальновидная заемная политика предприятия.

Инновационная деятельность предприятия заключается в разработке и внедрении в производство нововведений. Нововведения, обеспечивающие прибыль, включают в себя: разработки и внедрение нового товара, или товара более высокого качества по сравнению с выпускаемыми; освоение нового рынка; внедрение новых, прогрессивных технологических методов производства продукции и освоение новых видов сырья и материалов; внедрение мероприятий по совершенствованию организации и управлению производством.

При внедрении в производство новых товаров или улучшении  качества традиционных изделий возрастание массы прибыли и повышения уровня рентабельности обеспечивается за счет увеличения объема продаж и повышения уровня цен на новые и более качественные изделия. Установление цены на новый товар является важным элементом стратегии предприятия. Хотя, выпуская на рынок новое изделие, предприятие не стремится установить на него максимальную цену, чтобы не привлечь конкурентов, однако норма прибыли новых продуктов, как правило, выше снимаемых с производства изделий.

Внедрение новых видов  товаров или повышение качества выпускаемых изделий тесно связано  с таким фактором роста прибыли, как завоевание новых рынков сбыта. Это может проявиться в проникновении предприятия на нетрадиционные рынки или новые сегменты традиционного рынка. При этом уровень рентабельности  продукции может не только не увеличиваться, но даже несколько уменьшаться за счет снижения среднего размера дохода. Но снижение удельного дохода компенсируется ростом объема продаж, в результате этого масса прибыли не только не уменьшается, а наоборот возрастет.

Прирост прибыли за счет внедрения новых видов товаров, повышения качества выпускаемых изделий и завоевание новых рынков, можно определить по формуле [2, c. 99]:

 

Пн = [(Ц2 – Ц1) – (СИ2 – СИ1)] А2,

 

где  Ц2 – рыночная цена нового или усовершенствованного товара;

       Ц1 – рыночная цена ранее выпускавшегося товара;

      СИ2 – средние издержки нового или усовершенствованного товара;

      СИ1 – средние издержки ранее выпускавшегося товара;

       А2 – объем продаж нового или усовершенствованного товара.

Внедрение новых прогрессивных  методов производства способствует росту производительности труда  и снижению затрат живого труда, а освоение новых видов сырья и материалов – снижению материальных затрат. В первом случае прибыль возрастает за счет роста производительности труда и уменьшения расходов по заработной плате, а во втором – за счет экономии издержек на материальные ресурсы.

Расчет прироста прибыли  за счет роста производительности труда  осуществляется по формуле:

 

                    Iзп           Уз

D Пр = (1 - ----- ) * ------- * И,

                    Iпт         100

 

где Iзп – индекс роста средней заработной платы;

      Iпт – индекс роста производительности труда;

     Уз – удельный вес заработной платы в издержках производства;

     И – издержки  производства.

Прирост прибыли за счет сокращения материальных затрат может  быть рассчитан следующим образом:

 

                             Ум

П = (1 – Iн * Iц) ------- * И,

                            100

 

где Iн – индекс изменения удельных затрат сырья или материалов;

      Iц – индекс изменения цены единицы сырья или материала;

     Ум – удельный вес издержек на сырье и материалы в издержках производства.

Внедрение мероприятий  по совершенствованию организации  и управлению производством можно  отнести к факторам роста  производительности труда управленческого персонала. Инновации этого типа могут внедряться как на уровне предприятия, так и на уровне цеха. Во всех случаях они приводят к снижению административно-управленческих расходов и росту прибыли. Расчет прироста прибыли за счет этого фактора осуществляется по формуле:

   

 

            Iау         Уау

П = (1 - ----- ) * ------- * И,

                Iо          100

 

где Iуа – индекс изменения административно-управленческих расходов;

      Iо – индекс роста объема выпуска продукции;

      Уау – удельный вес административно-управленческих расходов в издержках предприятия;

      И –  издержки предприятия.

Однако следует иметь  в виду, что снижение себестоимости  имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится к административным и коммерческим расходам, которые  невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет, и продукция реализовываться не будет.

В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется  новым методам управления затратами, таким как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль за издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Это форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

Одним из важных факторов образования прибыли в условиях рынка является риск. Прибыль от производственно-хозяйственной деятельности всегда связана с риском получения убытков. Прибыль является вознаграждением за риск.

При нестабильности экономики  и спада производства значение риска, как фактора образования прибыли, значительно возрастает. В этих условиях повышается роль страхования рисков, и развития факторинговых операций, позволяющих управлять процессом оплаты обязательств.

Определяющим фактором роста прибыли является масштаб  предприятия. Уровень рентабельности во многом зависит от выбора такого объема выпуска продукции, который бы минимизировал совокупные издержки производства. При этом следует иметь ввиду, что в соответствии с законом убывающей отдачи по мере увеличения объема выпуска продукции, предельные издержки производства в начале снижаются, а затем начинают возрастать. Соответственно, норма прибыли вначале возрастает, а затем ее рост замедляется, и она стабилизируется или снижается, в зависимости от специфических особенностей производства.

Размер прибыли, образуемой за счет инициативы предприятия, во многом зависит от дальновидности заемной политики предприятия. До тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам остается ниже нормы прибыли на вложенный капитал, прибыль предприятия от привлечения заемных средств растет и повышается рентабельность собственного капитала. Если процентная ставка становится выше нормы прибыли, то дальнейшее увеличение задолженности существенно сокращает прибыль предприятия. [6, c. 94]

Внешние условия (факторы), благоприятно влияющие на прибыль, можно отнести к следующим группам:

  1. характер производственной деятельности;
  2. возникшие из-за существующей структуры рынка;
  3. связанные с общехозяйственной конъюнктурой;
  4. возникшие благодаря воздействию инфляции.

В первую группу включаются факторы, обусловленные специфическими особенностями отрасли, к которой относится предприятие. От того, действует ли предприятие в материалоемкой, фондоемкой или трудоемкой отрасли, зависит уровень и структура издержек производства, пути их снижения и норма прибыли.

На уровень рентабельности существенное влияние оказывает также динамика рыночного спроса. Она одновременно обусловлена темпами прироста населения, уровнем доходов потребителей и  размером цен на продукцию. Продукция  предприятия, пользующаяся быстрорастущим спросом, характеризуется более высоким уровнем рентабельности.

 Влияние на прибыль структуры  рынка, на котором действует  предприятие, ярко проявляется  в условиях ограниченности количества  товаров. При этом с ростом  концентрации продукции на рынке снижается ее рентабельность. Это обусловлено тем, что концентрация обычно сопровождается резким наращиванием масштабов предприятия и скачкообразным повышением фондовооруженности, что приводит к неполному использованию эффекта масштаба. В результате с повышением концентрации уровень рентабельности начинает снижаться.

В условиях рыночной экономики на прибыль оказывают влияние колебания  конъюнктуры рынка. При этом колебания  конъюнктуры в течение одного периода могут быть благоприятными для одних отраслей и неблагоприятными для других. В связи с этим состояние прибылей на предприятиях различных отраслей в каждый данный период могут быть различными. В настоящее время во всех странах с развитой рыночной экономикой государство осуществляет регулирование конъюнктуры рынка, тем самым заметно воздействует на процесс образования прибыли предприятий.

Факторы, возникающие под воздействием инфляции, могут оказывать как  положительное, так и отрицательное влияние на прибыль. При росте инфляции величина запасов значительно возрастает. В результате возрастания их стоимости из оборота отвлекаются значительные денежные ресурсы, которые могли бы быть использованы на развитие производства. Кроме того, изменение стоимости запасов может повлиять на реальные издержки производства в сторону их увеличения или уменьшения. Таким образом, рост инфляции искажает реальные результаты хозяйственной деятельности и прибыль предприятия.

На прибыль предприятия  существенное влияние оказывает  признание полезности деятельности предприятия со стороны общественных институтов. К ним относятся государственные органы власти, ассоциации предпринимателей, компании и т.п. В этом случае формирование прибыли предприятия в большей мере зависит от решения какого-либо института или договора между ними, чем от экономических факторов. Во всех случаях признание полезности данного вида деятельности предприятия приводит к снижению величины риска и различным формам его поддержки с целью обеспечения ему постоянного уровня рентабельности и массы прибыли. [4, c. 88]

Таким образом, многие факторы  влияют на увеличение прибыли и рост рентабельности, но основными факторами являются снижение себестоимости производства и реализации продукции, увеличение объема продаж, повышение качества, конкурентоспособности производимой продукции, снижение ее фондоемкости и капиталоемкости.

 

1.4 Показатели рентабельности

 

Предприятие, осуществляющее производственно-хозяйственную деятельность, заитересовано не только в наибольшей массе прибыли, но и в эффективности использования вложенных в производство средств. Эффективность характеризуется размером прибыли, получаемой предприятием на 1 рубль капитала, на 1 рубль оборота (реализованной продукции) и на 1 рубль инвестиций. Эти показатели получили название рентабельности и могут выражаться как в абсолютных, так и в относительных величинах.

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Рентабельность  — показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности производства (предприятия).

Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую  характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции.

Главным из показателей  уровня рентабельности является отношение  общей суммы прибыли к производственным фондам. Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние — это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например, изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

Информация о работе Прибыль и рентабельность как финансовые показатели деятельности предприятия