Предпосылки развития лизинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Лизинговые операции давно стали неотъемлемой частью экономики развитых стран. Упоминания такого рода сделках относятся и к XI веку: венецианцы сдавали торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам чугунные якоря, которые по окончанию плавания возвращались владельцам, чтобы вновь быть сданными в аренду.

Оглавление

Введение 3

Понятие лизинга 5
Участники лизинговых отношений 5
Формы лизинговых отношений 6
Виды лизинга 7
Создание лизинговой компании 12
Организационно-правовые формы лизинговых компаний 15
Правовая и экономическая сущность договоров лизинга 17
Расчет лизинговых платежей 18
2.3.1.Общее положение 19

3. Предпосылки развития лизинга в России 21

3.1 Отечественные лизинговые компании 24

3.2 Перспективы развития лизинга в России 29

Заключение 37

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 75.64 Кб (Скачать)

  В настоящее время статистические данные об объемах лизинговых услуг  имеются только по компаниям, входящих в «Рослизинг», который ведет  этот учет с 1995 года. Если на момент образования  Ассоциации (октябрь 1994г.) в ее состав входило 14 компаний, то уже в начале 1997 г. Рослизинг объединял 32 лизинговые компании, а на начало 1998г. в состав Ассоциации входили 54 ведущие лизинговые компании РФ. Объем лизинговых услуг, предоставляемых этими компаниями, в I полугодии 2009 г. составил 1,3 трлн. руб. Объем новых лизинговых контрактов к 2010 году только по компаниям – членам Ассоциации увеличился по сравнению с 2009 годом более, чем 25 раз и достиг уровня 2,8 млрд. деноминированных руб. Значительные объемы лизинговых операций в 2010 году приходятся на такие компании, как «Росагроснаб» – 692 млрд. неденоминированных  руб., «Менатеп-Лизинг» - 541 млрд. неденоминированных руб. «РТК-Лизинг» – 480 млрд. руб., «Лизингуголь» – 372 млрд. руб., «Руслизингсвязь» – 196 млрд. руб., «Медлизинг» – 175 млрд. руб.

  Согласно  официальным данным, если в 1990 году в РФ было зарегистрировано только 5 лизинговых компаний, а в 1993г. – 15 компаний, то в настоящее время – свыше 500 лизинговых компаний. С каждой лизинговой сделкой пополняется банк данных по видам оборудования и машин, улучшаются связи с производителями. Все  это позволяет лизинговым компаниям  закупать имущество по более низким ценам, чем сделал бы сам пользователь, лучше ориентироваться в ценовой и маркетинговой политике, проводимой производителями и поставщиками оборудования.

  Большая часть компаний расположена в  крупных городах: Москве, Санкт—Петербурге, Томске, Екатеринбурге, Калуге, Пензе, Новосибирске, Ростов-на-Дону, Петрозаводске, Челябинске и некоторых других российских городах. Из числа зарегистрированных Государственной регистрационной  палатой в России 324 лизинговых компании (данные на середину 2010 г., помимо этого около 100 компаний подали заявки на регистрацию), 253 расположены в европейской части РФ, 55 – на Урале и в Западной Сибири. При этом 42% от общего числа лизинговых компаний (135 фирм) зарегистрированы непосредственно в городе Москве.

  По  продолжительности работы российские лизинговые компании распределяются следующим  образом (данные на середину 2010 года): до 1 года на рынке лизинговых услуг работало 162 компании, от 1 до 3 лет – 104 компании, от 3 до 5 лет – 48 компаний, более 5 лет – 10 компаний.

  Практически все лизинговые компании, действующие  на российском рынке, имеют свою специализацию. Из числа компаний – членов ассоциации «Рослизинг» в 2009 году половина специализировалась на предоставлению услуг по обслуживанию лизинговых операций, 33 фирмы действовали в области лизинга перерабатывающего оборудования, 15 - компаний автомобильным транспортом, остальные организации осуществляли лизинг дорожной и строительной техники, судов и самолетов.

  Сегодня в мире известны четыре основных вида лизинговых фирм. Во-первых, это компании, контролируемые банками, или, что реже, лизинговые службы в структуре банков. Во-вторых, дочерние компании, создаваемые  крупными производителями машин  и оборудования. В-третьих, независимые  лизинговые компании. В-четвертых, компании с участием государственного капитала.

  Дочерние  компании банков. Большинство действующих в России лизинговых компаний создано при участии банков. По мере развития банковской системы в России практически в каждом стабильном российском банке было организовано отделение лизинга. Некоторые из этих компаний 100% принадлежат банку-основателю, другие являются акционерными обществами, в которых достаточно большая доля акционерного капитала принадлежит этому банку. Деятельность таких компаний в контексте общей инвестиционной политики, принятой учредившими их финансовом институтами. Подобные компании работают как члены финансовой группы и обычно обеспечивают финансирование долгосрочные проектов клиентов и партнеров группы, базирующиеся на эффективных с точки зрения налогообложения методах промышленной реконструкции. Поскольку компании опираются на финансовую поддержку собственников, то пользуются лучшими условиями кредитования и имеют собственных клиентов со дня основания.

  Лизинговые  компании, созданные банками, ориентируются  на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что  не исключает, с другой стороны, преимущественного  обслуживания клиентов собственного банка. Обычно банки не только финансируют  деятельность дочерних компаний, но активно  поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что  компания, входящие в структуру крупных  банков, и сами относятся к числу  наиболее крупных на рынке, имеющих  большой портфель заказов, а также  современные методы работы, квалифицированный  персонал. Малый бизнес может стать  емким рынком для лизинговых услуг. Это своевременно осознали такие  крупные банки, как «СБС-Агро», «Российский  кредит» и другие, которые стали  активно внедрять в сферу малого бизнеса, предлагая широкий спектр финансовой помощи, в том числе  по оказанию лизинговых услуг.

  Один  из примеров компания подобного рода – «Лизингбизнес». Он имеет опыт работы с мая 1992 года, является дочерней компанией «Мосбизнесбанка». Работает и с крупными проектами, и с небольшими – от 15 тыс. долларов. Клиенты компании – предприятия малого и среднего бизнеса. Условия лизинга, предлагаемые «Лизингбизнесом»: срок лизинга 1,5-2,5 года, размер аванса 0-30% от контрактной стоимости, арендный процент состоит из двух частей – ставки источника финансирования и маржи лизинговой компании. Маржа лизинговой компании колеблется от 3 до 10% в зависимости от типа имущества. Условия лизинга могут быть скорректированы в части периодичности платежей (ежемесячно/ежеквартально) и условий расчетов (платежи могут быть равномерными или неравномерными).

  Другой  пример – банк «Российский кредит», который может заключать сделки по поставкам практически всех видов оборудования – от пекарни до автомобиля – на условиях отсроченного платежа на срок от года до четырех лет. При этом ставка кредита составляет всего 12-18% годовых для клиента. В отдельных случаях западные фирмы поставляют оборудование на еще более щадящих условиях – «LIBOR» плюс один процент, под 6,5% годовых. При этом нужны только гарантии банка. Зарубежные производители уже заключили с банком соглашение на поставку в Россию оборудования и машин на сумму более 100 млн. долларов, причем по ставкам не превышающим 10%.

  Дочерние  компании крупных производственных фирм. Эта группа включает лизинговые компании, образованные как подразделение крупных производственных и коммерческих организаций. Главное преимущество российских лизинговых компаний, связанных как с промышленными предприятиями, так и с банками, состоит в том, что они имеют ту же клиентуру, что и их учредители. Примерами лизинговых компаний данного типа являются: «ЛУКойл-Лизинг» (подразделение компании «ЛУКойл», нефтегазовая промышленность), «Аэрофрахт» (Аэрофлот), «Транслиз» («Желдорснаб», железнодорожное оборудование), «КамАЗ-Лизинг» («КамАЗ»), а также «Лизингуголь», Страховое общество «Аура», РТК-Лизинг, СП «Рыбкомфлот», «Медлизинг», Росстанкоинструмент, Промышленная лизинговая компания «Машлиз», Росагроснаб, страховая компания «Арианда», финансово-промышленная корпорация «Интерлизинг-Инвест», Лизинговая автобусная компания.

  Независимые компании. Независимые лизинговые компании, принадлежащие разным организациям и отдельным лицам, еще не очень многочисленны. Они не имеют связи ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами. Например, RT-Leasing (Санкт-Петербург) – это компания, принадлежащая частным лицам. Она основана в 1995 году и первоначально работала в области лизинга оборудования для малых предприятий: оборудование для ресторанов быстрого питания, полиграфическое оборудование для небольших компаний, оборудование для прачечных и химчисток. Средний срок лизингового договора таких компаний составляет один год. Средняя сумма лизинговой сделки колеблется в пределах от 100 тыс. до 200 тыс. долларов.

  Компании  с участием государственного капитала. Эти компании образованы с участием региональных органов власти. Основной акцент они делают на социально значимые проекты, которые осуществляются при государственной поддержке. Примером такой компании может быть «Московская лизинговая компания». Это первая компания для предприятий малого бизнеса. Учреждена в 1993 году Московским фондом поддержки малого предпринимательства. Анализ структуры финансовых затрат на реализацию лизинговых проектов обнаружил тенденцию к увеличению средней стоимости проекта (с 80 тыс. долларов в 2007 году до 160 тыс. долларов в 2008 году), а также к увеличению продолжительности срока лизинга (в 2007 году все проекты имели срок до одного года, в 2008-09гг. их доля сократилась до 37%).

  Другими примерами таких компаний являются: Ликострой, Промавтолизинг, Тюменская  агоропромышленная компания, Лизинговая компания «Время», Нижегородский государственный  фонд малого бизнеса, Иркутский бизнес-парк, региональные агенства по поддержке малого бизнеса.

  Кроме отечественных, на российском рынке  действуют также и иностранные  лизинговые фирмы – поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий (IVECO, Scania, DAF и др.).

  3.2 Перспективы развития лизинга в России

  На  нынешнем этапе экономических преобразований в нашей стране Правительством Российской Федерации постановлениями "О  развитие лизинга в инвестиционной деятельности" № 633 от 29 июня 1995 года и "О государственной поддержке  развития лизинговой деятельности в  Российской Федерации" №752 от 27 июня 1996 года, а также рядом других законодательных актов осуществлены меры по ускоренному развитию и государственной  поддержки инвестиционной деятельности на основе осуществления операций лизинга. Разработан проект Федеральной программы  развития лизинга в Российской Федерации.

Федеральная программа направлена на создание благоприятных  правовых, экономических, организационных  и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно-законодательной  базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, внедрение  лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда содействия развитию лизинга и ряд других мероприятий.

  Опыт  развитых зарубежных фирм показывает, что в рыночной экономике лизинг в общем объеме инвестиций составляет 25-30%8. С учетом существующей в настоящее время в Российской Федерации нормативно правовой базы по лизингу и дальнейшего ее развития к 2011 году прогнозируется увеличение доли лизинга в общем объеме инвестиций до 20%.

  Какие могут быть пути развития лизинга 

    Инвестиции    
       
               
  Государственные Частные Международные  
 
             
       
  Лизинг    
       
    Внутренний   Международный      
         
         
Развитие  по приоритетным отраслям   Присоединение к международным Конвенциям
   
         
Развитие  межрегиональных лизинговых центров   Создание  совместных банковских и других организационных  структур
   
     
Создание  сети информационной поддержки   Прямой  лизинг оборудования российским предприятиям
 
 
         
Создание  фонда содействия развитию    
 
 

   

  На  основе тенденций развития экономики  в Российской Федерации специалистами  подготовлена оценка возможных объектов капитальных вложений на период до 2011 года, это позволяет сделать прогноз об отраслевой и региональной структуре развития лизинга в ближайшие годы.

  Как показывает практика, в объекты производственного  назначения инвестирование производится примерно в два раза больше, чем  не производственного. Наибольшая доля лизинга приходится на промышленное оборудование, средства транспорта и  связи. Предполагается, что в период выхода экономики из кризиса, доля инвестиций в  топливно-энергетический комплекс несколько снизится, а в машиностроении и химико-лесном комплексе будет  возрастать.

  Наибольшая  доля капитальных вложений с использованием лизинга оборудования будет развиваться  в Центральном, Уральском, Западно-Сибирском  и Северо-Кавказском регионах России. В соответствие с Постановлением Правительства "О государственной  поддержки развития лизинговой деятельности Российской Федерации" от 27 июня 1996 года №752 предусматриваются ежегодно в 2010-2013 годах в Федеральной инвестиционной программе средства на общую сумму до 8 трлн. рублей для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций финансового лизинга и 1 трлн. рублей в федеральном бюджете на 2011 год для финансирования проектов в области технического перевооружении и модернизации производства посредством лизинга.

  Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано оказывать  необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности. Далее, к 2011 году ожидается более равномерное распределение инвестиций в лизинговые операции по регионам России.

  В соответствие с разработанной Федеральной  Программой развития лизинга до 2011 года, предполагается создание образцовых (модельных) лизинговых компаний, которые будут осуществлять лизинговые операции с определенными видами оборудования:

  • оборудование по выращиванию и переработке сельскохозяйственной продукции;
  • дорожная и строительная монтажная техника;
  • оборудование для лесопромышленной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, легкой и текстильной промышленности;
  • самолеты, наземный, речной и морской транспорт для грузовых и пассажирских перевозок;
  • машиностроительное,металлообрабатывающее нефтеперерабатывающее оборудование;
  • оборудование для реконструкции и модернизации атомных электростанций;
  • оборудование для переоснащения производств в рамках конверсии;
  • оборудование для сетей и систем телефонной и радиотелефонной связи и передачи данных;
  • оборудование для информационно-аналитических центров.

Информация о работе Предпосылки развития лизинга в России