Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 22:27, курсовая работа
С развитием рыночной экономики возрастает не только роль коммерческого банка, но и их количество, спектр предоставляемых услуг, типов операций. Направление потребительского кредитования уже довольно давно является весьма популярным как среди банков, так и среди потребителей. Ведь, фактически, обе стороны находятся в выигрыше – чего так сложно добиться в обычной жизни. Покупатель доволен возможностью купить именно то, что он хочет в данный момент. У банков же зачастую доля эффективной процентной ставки по ним достигает более чем 60%. В экономически развитых странах почти невозможно встретить ставку более 20%.
Введение………………………………………………………………………. . 2-3
1. Теоретические основы и экономическая сущность потребитель-
ского кредитования…………………………………………………….. …4
1.1 Сущность потребительского кредита и его виды……………………….4-10
1.2 Особенности потребительского кредитования за рубежом………….11-14
2. Современный анализ потребительского кредитования в
Республике Казахстан……………………………………………………15
2.1 Организация кредитной политики в банках второго
уровня Республики Казахстан………………………………………….15-19
2.2 Организация потребительского кредитования на примере
АО «Темiр Банк»………………………………………………………….. ...20-30
3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования
в Республике Казахстан…………………………………………………..31
3.1 Недостатки и возможности развития потребительского
кредита в Республике Казахстан………………………………………31-35
3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования
в Республике Казахстан………………………………………………...36-39
Заключение…………………………………………………………………..40-41
Список использованных литературы………………………………………42-43
Система скоринговой оценки кредитоспособности частных лиц вот уже несколько лет получает развитие в казахстанских банках. В настоящее время экспресс - кредиты предлагают 8 банков. Однако скоринг главным образом используется для укрепления партнерских связей кредитных и торговых организаций в форме, когда сотрудник банка, находясь непосредственно в магазине, принимает от желающих купить товар в кредит заполненные анкеты, содержащие необходимую информацию о клиентах (персональные данные; данные документа, удостоверяющего личность; адрес регистрации по месту жительства; адрес фактического проживания: социальный статус; семейное положение; количество детей и иждивенцев: размер личного и семейного дохода; тип недвижимости; сведения об образовании и месте работы и др.). Приспособленные для быстрой обработки такие анкеты оперативно передаются в соответствующее подразделение банка, где с учетом материалов собственного архива принимается решение о выдаче или отказе в кредите..
Таким образом, рынок розничного кредитования в Республике Казахстан, как и любой другой, характеризуется предложением и спросом.
Сегодня со стороны предложения на казахстанском рынке обширно представлены кредиты банков, трейдеров, риэлторских фирм, строительных компаний, ломбардных организаций. Основой кредита в большинстве случаев является банковский капитал. Как правило, фирма, предлагающая какойлибо товар в рассрочку, работает аффилиированно с одним или даже несколькими банками. В этом можно убедиться, сделав десять – двадцать звонков по рекламируемым телефонам. Чаще всего вас сразу предупреждают, что вы будете иметь дело с тем или иным банком, который и оплатит вашу покупку.
Сразу с тремя банками, например, работает известный в республике автомобильный трейдер – фирма MERCUR, предлагающая в кредит автомобили Audi и Volkswagen при условии оплаты сразу 30% стоимости машины. Остальные 70% на различных условиях оплачивают банки по выбору клиента. Банк “ТуранАлем” кредитует также под 15–23%, но уже под залог собственного ценного имущества клиента – недвижимости, еще чего-либо солидного. На аналогичных условиях, но дешевле (под 16% годовых), готов прокредитовать покупку в MERCUR “Банк Центр Кредит”.
Весьма активное предложение кредитования наблюдается и на рынке недвижимости. Так, аффилиированная с Банком “ТуранАлем” компания “БТА-Ипотека” рекламирует жилищные кредиты на 5 лет под 14-16% годовых. В рамках проекта банк работает с риэлторами, кредитуя покупку квартир, как на первичном, так и на вторичном рынке жилья, а также заключает со строительными компаниями договоры на возведение домов. Наряду с жильем средней стоимости в кредит предлагается широкий выбор элитной недвижимости.
Кроме автомобилей и недвижимости, являющихся самыми масштабными и пока достаточно дорогими нишами рынка розничного кредитования, в Казахстане сегодня в рассрочку можно:
- получить образование;
- приобрести ТНП (например, бытовую технику);
-
получить деньги на какие-либо
личные нужды (медицинскую
- получить деньги на открытие частного дела и пр.
Таким образом, анализируя рынок розничного кредитования Республики Казахстан, отметим, что в последнее время доля кредитов физическим лицам заметно выросла. После длительного снижения доли кредитов, полученных частными лицами (к началу 2009 года она составила 3,9% кредитного портфеля банков), в 2009 году темпы роста кредитного портфеля заметно уступали приросту кредитования граждан - к середине года доля кредитов населению составила уже 5,5%.
Казахстанские банки пополняют свои средства через межбанковские кредиты (за которые платят порядка 12–14% в год), через депозиты населения (здесь ставки немного ниже 8-10%) и из оборотных средств по вкладам. Других источников нет. В свою очередь эти деньги банк может вложить в депозиты Национального банка РК со ставкой 9% годовых (что невыгодно), в инвестирование бизнеса, в фондовый рынок и кредитование. Бизнес сегодня все меньше нуждается в банковском капитале: средняя и мелкая торговля насыщена деньгами и работает по своим “серым” схемам, сырьевой сектор производства получает достаточно инвестиций с Запада, а финансировать другие производственные проекты пока убыточно и рискованно. Фондовый рынок, который во многих странах является посредником между финансовым капиталом и реальной экономикой и весьма эффективным сектором эксплуатации банковского капитала, в Казахстане практически не работает.
Итак, на рынке много денег, и экономика естественным образом ищет способы их освоения. Розничное кредитование в условиях отсутствия действенного фондового рынка – это, пожалуй, пока единственный перспективный путь. Но сдерживающими факторами здесь остаются низкие доходы населения и несовершенство законодательной базы. Поэтому будет ли отечественный кредитный рынок развиваться в цивилизованном направлении – пока еще большой вопрос.
2.2 Организация потребительского кредитования на примере АО «Темiр Банк»
2009 год для АО "Темiр Банк" стал очередным этапом успешной реализации стратегии сбалансированного и сфокусированного роста, нацеленной на достижение лидерских позиций на казахстанском рынке банковских услуг. В рамках этого этапа, Банку удалось существенно улучшить ряд важнейших финансовых показателей и сохранить высокие темпы роста.
Темiрбанк запустил в эксплуатацию «электронную очередь» - новую сервисную программу, призванную значительно облегчить обслуживание клиентов. По словам Ирины Акимовой, Исполнительного директора Дирекции продуктовых менеджеров АО «Темiрбанк», использование системы «электронная очередь» позволит распределять поток клиентов и работу операторов наиболее эффективным способом, правильно планировать число рабочих мест, рационально строить график работы и, в конечном счете, экономить время клиентов [26, с.26].
Передовая система, внедренная Темiрбанком, комплектуется новейшим программным обеспечением, позволяющим записывать и анализировать детальную информацию по движению потока посетителей, среднему времени ожидания и обслуживанию клиентов банка [27].
АО "Темiрбанк" предлагает своим клиентам кредиты в рамках программы кредитования физических лиц и гарантирует индивидуальный подход к каждому клиенту, конфиденциальность проектов и другой финансовой информации, гибкий подход к залоговому обеспечению. Программы розничного кредитования включают в себя:
- кредиты
на приобретение автомобиля (программа
«Авто-люкс», программа «Авто-
- кредиты на приобретение жилья (12 программ);
- кредиты на приобретение товаров и услуг;
- экспресс-кредиты;
- кредиты на оплату обучения;
- бизнес-кредиты.
Кредиты
на приобретение автомобиля. Первая программа
называется «Авто-люкс». Приобретение
новых автомобилей через
Кредиты
на приобретение автомобиля. Программа
«Авто-комфорт» Приобретение новых
и подержанных автомобилей
Программа
кредитования «Авто-универсал» - приобретение
новых и подержанных
Таблица 7 - Условия кредитования «Авто-люкс»
Целевое назначение | Приобретение нового автомобиля через автосалоны, с которыми у Банка есть договор о сотрудничестве |
Валюта кредита | Доллары США, тенге |
Максимальный срок кредитования | До 7 лет |
Минимальный срок кредитования | Без ограничений |
Максимальная сумма кредита | Максимальная сумма кредита - равна цене приобретаемого автомобиля |
Минимальная сумма кредита | 1000 долларов США |
Обеспечение | Приобретаемый автомобиль и депозит (залог денег) |
Первоначальный взнос (на депозите) | От 30% |
Способ погашения | Аннуитетные платежи |
Комиссия за рассмотрение заявки | 5000 тенге |
Комиссия за организацию кредита | 3% от суммы (но не менее 200 долларов США (эквивалентно в тенге) и не более 1 000 долларов США (эквивалентно в тенге) |
Страхование | Имущественное + на весь срок займа, в первый год - на 100 %, последующие годы - по остаточной стоимости займа |
Гражданство заемщика | Республика Казахстан |
Возраст заемщика | от 18 лет - на момент погашения кредита не должен превышать пенсионного возраста |
Стаж работы заемщика | Не менее 6 месяцев |
Примечание – Составлено по материалам Кредитной политики АО «Темiр Банк», 2010г.
Кредиты на приобретение, строительство и ремонт жилья. Определяющими факторами при принятии решений о кредитовании являются эффективность бизнеса заемщика, рентабельность финансируемого проекта, залоговое обеспечение, а также поддержание стабильных оборотов по счетам в Банке. Объемы предоставляемых займов также определяются платежеспособностью заемщика, отраслевыми и региональными особенностями ведения бизнеса, предоставленным залоговым обеспечением (таблица 7).
Таблица 6 - Условия кредитования «Авто-комфорт»
Целевое назначение | Приобретение
новых и подержанных |
Валюта кредита | Доллары США, тенге |
Возраст автомобиля | До 10 лет (иномарки), до 3 лет (СНГ) |
Максимальная сумма кредита | Не должна превышать оценочной стоимости автомобиля |
Минимальная сумма кредита | 1000 долларов США |
Обеспечение | Приобретаемый автомобиль и депозит (залог денег) |
Первоначальный взнос (на депозите) | От 30% |
Сумма депозита, в % от наибольшей из оценочной и продажной стоимости | 50% и выше
40% - 49% 30% - 39% |
Способ погашения | Аннуитетные платежи |
Досрочное погашение | Без ограничений |
Комиссия за рассмотрение заявки | 5 000 тенге |
Комиссия за организацию кредита | От 5000 до 30000 тенге |
Страхование | Имущественное
на весь срок займа:
- в первый год - на 100 %; - в последующие годы - по остаточной стоимости займа |
Возраст заемщика | От 18 лет - на момент погашения кредита не должен превышать пенсионного возраста |
Стаж работы заемщика | Не менее 6 месяцев |
Примечание – Составлено по материалам Кредитной политики АО «Темiр Банк», 2010г.
Программа
АО «Казахстанская ипотечная
компания». Кредиты на