Перспективы развития российской банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Банки — это непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Исторически они шли рука об руку: начало обращения денежной формы стоимости можно считать и началом банковского дела.

Практически невозможно установить конкретную историческую дату возникновения банков. Дело в том, что, во-первых, элементы развития банковской деятельности в той или иной мере отмечались в Италии, Греции, Египте, Вавилоне и других странах, причем задолго до новой эры.

Файлы: 1 файл

реф. банки - копия.doc

— 621.00 Кб (Скачать)

• Промстройбанк  СССР;

• Агропромбанк СССР;

• Жилсоцбанк СССР;

• Сберегательный банк СССР.

   Госбанк СССР по-прежнему оставался главным  банком. Он выполнял следующие функции: управление денежно-кредитной системой страны, координация всей банковской деятельности, организация расчетов между банками, организация и укрепление денежного обращения, кассовое исполнение государственного бюджета, проведение единой валютной политики, аккредитация в СССР представительств иностранных банков.

   В задачу Внешэкономбанка СССР входили: организация и проведение расчетов по экспортно-импортным и неторговым операциям; кредитование внешнеэкономической  деятельности хозяйственных организаций, контроль за исполнением сводного валютного плана, использованием валютных ресурсов страны; ведение операций на международных валютных и кредитных рынках, совершение операций с наличной валютой и валютными ценностями.

   Задачами  Промстройбанка СССР являлись: кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных вложений, расчеты в промышленности, строительстве, на транспорте и в отраслях связи, в системе снабженческо-сбытовых и научных организаций.

   Агропромбанк  СССР стал осуществлять кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных затрат, расчеты объединений, предприятий и организаций агропромышленного комплекса и потребительской кооперации.

   Жилсоцбанк  СССР был призван организовать кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных затрат, расчеты в жилищно-коммунальном хозяйстве, государственной торговле, бытовом обслуживании, легкой и местной промышленности, в местном хозяйстве, а также в сфере кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.

   Задача  Сберегательного банка СССР состояла в том, чтобы осуществлять расчеты  и кассовое обслуживание населения, обеспечивать распространение и  погашение облигаций государственных  займов, кредитование потребительских  нужд граждан.

   Подобная  структура банковской системы складывалась под влиянием общей структуры управления народным хозяйством. Каждый тип народнохозяйственного комплекса получил как бы поддержку в виде специального банка, осуществлявшего его кредитно-расчетное обслуживание.

   Кроме того, помимо банков государственного происхождения в стране начала формироваться сеть акционерных и кооперативных коммерческих банков. Идея децентрализации банковской системы на первом этапе реформы получила свою реализацию на практике. Однако значение проведенной децентрализации было достаточно относительным, поскольку специализированные банки напоминали те же банковские министерства, только меньшего размера, а количество вновь созданных акционерных и кооперативных банков было невелико (на 1.01.89 в СССР насчитывалось всего 43 коммерческих и кооперативных банка).

   Второй  этап банковской реформы начался с принятием в декабре 1990 года Закона «О Государственном банке СССР» и Закона «О банках и банковской деятельности». Одновременно принимаются Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР» и Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Таким образом, впервые за многие годы деятельность банков получила законодательную основу. Банки были объявлены самостоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущими ответственности по обязательствам государства.

   Второй  этап банковской реформы дал необходимый  импульс для развития второго  звена банковской системы — коммерческих банков. Согласно Закону «О банках и  банковской деятельности в РСФСР» все  банки трансформировались в акционерные коммерческие банки, а их уставный капитал мог формироваться из средств не менее трех участников банка.

   В течение 1992 — 1995 годов в России происходил этап бурного экстенсивного роста  банковской системы, а в 1996 году началась и осуществляется по настоящее время стадия ее качественной эволюции.

     Подводя итоги развития банковской системы  России за годы коренного реформирования социально-экономического строя страны до 1998 года, можно утверждать, что  в России начала складываться банковская система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.  

     Понятие банковской системы, ее элементы и свойства

     Если  в  стране в достаточном количестве функционируют банки, кредитные учреждения, а также экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то обычно говорят о наличии в стране банковской системы. Однако это не совсем так, потому что любая система должна отвечать следующим требованиям: должна содержать все необходимые элементы в необходимых пропорциях; в ней должны отсутствовать лишние, ненужные элементы; между элементами системы должно осуществляться эффективное взаимодействие, в результате чего реализуются все необходимые функции системы, которая несравненно богаче, чем просто сумма функций ее отдельных элементов; элементы системы определяют, ограничивают и дополняют друг друга; как правило, одна система входит в другую, более широкую систему, где также взаимодействует с другими элементами и выполняет свою особую функцию.

     Относительно  банковской деятельности эти общие  принципы означают следующее:

     1. В стране в достаточном количестве  имеются действующие банки и  иные кредитные учреждения.

     2. В стране нет не приступивших к операциям банков; не предусмотренных законодательством организаций, осуществляющих банковскую деятельность; кредитных организаций, осуществляющих банковские операции без государственной лицензии.

     3. Действует механизм, выполняющий  только ему присущие функциональные  обязанности, установленные Центральным банком страны.

     4. В стране действуют самые различные  экономически целесообразные виды  коммерческих банков и иных  кредитных учреждений.

     5. Банки и иные кредитные учреждения  в различных формах взаимодействуют: с клиентурой; с Центральным банком страны и другими органами государственной власти и управления; друг с другом и вспомогательными организациями. Банковская система в качестве составной части входит в большую систему — кредитную систему страны. А кредитная система — в экономическую систему страны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической Деятельности

     Действующие в стране банки могут иметь  одноуровневую и двухуровневую  организацию. Одноуровневый вариант  действует, когда в стране нет центрального банка, либо есть только один центральный банк. Безусловно, в этом случае говорить о банковской системе еще рано.

     Банковская  система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый, верхний уровень — центральный банк. Второй, нижний уровень — коммерческие банки и кредитные учреждения. Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений, которые, с одной стороны, требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня — коммерческими банками; а с другой стороны, — необходимостью определенного государственного регулирования, что требует особого института в виде центтрального банка. Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он — посредник между государством и экономикой. Чаще всего центральный банк является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом.

     Кредитуя  государство и банки, центральный  банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежнокредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежнокредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.

     Коммерческие  банки представляют второй уровень  банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридических и физических лиц. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы страны. Крупные банки осуществляют для своих клиентов до 300 видов операций и услуг: ведение депозитных счетов; выдачу разнообразных кредитов, куплюпродажу ценных бумаг, операции по доверенности, хранение ценностей и т.д. Благодаря этому коммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически со всеми звеньями воспроизводственного процесса.

     Конкретным  проявлением банковских функций  являются операции коммерческого банка. 

Центральный банк. 

     Правовыми основами и определением правового  статуса деятельности

банков  на территории РФ являются Закон “О Центральном банке РФ (Банке

России)”  принятый 12.04.95г и закон “О банках и банковской деятельности”

принятый 7.07.95г.

Закон о Банке России определяет правовой статус ЦБ РФ. Закон фиксирует, что имущество банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности

независим от органов государственного управления экономикой. По Закону

высшим  органом Банка является Совет  директоров, который руководит деятельностью ЦБ по реализации денежно-кредитной политики правительства. Председатель банка и члены Совета назначаются Гос.Думой по представлению Президента. Закон определяет основные функции, направления и виды деятельности ЦБ. Большинство этих функций ЦБ монопольно (эмиссия наличных денег, осуществление контроля за деятельностью КБ и лицензирование их деятельности, устанавливает образцы форм и порядок отчетности и осуществления платежей, проведение денежно-кредитной политики страны и организация налично-денежного обращения и т.д.). Законом предусмотрена и отчетность ЦБ предоставляемая Гос.Думе и

публикуемая в печати. Закон “О банках и банковской деятельности” дает определение понятиям банк, кредитная организация, небанковская кредитная организация и иностранный банк., определяет порядок и формы образования банков и условия для их регистрации в ЦБ РФ, дает определение банковским операциям, являющимся основными видами банковской деятельности, и операциям которые банки могут совершать помимо них, устанавливает порядок предоставления банковской отчетности и порядки обеспечения стабильности банковской системы, защиты прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, порядок и методы осуществления контроля ЦБ РФ за деятельностью кредитных организаций, а также их взаимоотношения между государством и друг другом. Отдельно в законе оговорены порядки открытия филиалов, представительств и дочерних организаций на территории иностранных государств и сберегательное дело.

Эти два  закона разграничивают деятельность коммерческих банков и ЦБ. 

     Общие положения Центрального банка.

     Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

     Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва.

     Статья 2. Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

     Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Информация о работе Перспективы развития российской банковской системы