Пенсионный РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ финансовой деятельности Пенсионного фонда РФ.
С учетом поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучили теоретические и правовые основы пенсионной системы в РФ.
2. Проанализировали финансовую деятельность Пенсионного фонда РФ.
3. Разработали мероприятия по совершенствованию деятельности Пенсионного фонда РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Пенсионный фонд РФ. Его сущность и функции 5
1.2 Назначение денежных средств Пенсионного фонда РФ 7
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности 10
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 13
2.1 Организационно-экономическая характеристика Пенсионного фонда 13
2.2 Анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда 16
2.3 Анализ финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ 18
3. ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 23
3.1 Проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда 23
3.2 Мероприятия по усовершенствованию финансовой устойчивости пенсионной системы РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Файлы: 1 файл

!Пенсионный Фонд РФ.docx

— 119.60 Кб (Скачать)

Ежегодно принимаются  законы о бюджете ПФР, на 2010 год принят закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 307-ФЗ, в котором определены основные характеристики бюджета, направления использования бюджетных ассигнований и др. Также ежегодно принимается закон об исполнении бюджета, в котором представлены доходные и расходные части бюджета ПФР.

С 1 января 2010 г. вступил в  силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования") (за исключением отдельных  положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и  уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

Таким образом, в связи с реформированием пенсионного обеспечения, в законодательство РФ вносятся изменения, затрагивающие все его стороны: круг обеспечиваемых пенсиями, условия их предоставления и размеры.

Существенно расширился и  продолжает расширяться перечень источников законодательства.

 

2. АНАЛИЗ  ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО  ФОНДА РФ

2.1 Организационно-экономическая характеристика Пенсионного фонда

 

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ возглавляет  председатель, который назначается  Президентом РФ. На данный момент им является Дроздов Антон Викторович. При фонде образовано правление, являющееся коллегиальным совещательным  органом. В состав правления ПФР  могут входить представители  общественных, религиозных и государственных  организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых  связана с защитой интересов  пенсионеров, инвалидов и детей.

Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая  структура управления ПФР. На федеральном  уровне управление пенсионной системой обеспечивается управлением ПФР  и его исполнительным органом - исполнительной дирекции. Управление органами ПФР в республиках, краях, областях, национально-территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями, которые являются юридическими лицами. Далее следуют межрайонные центры персонифицированного учета, районные отделения и отдела по назначению и выплате пенсий. [14; С. 291]. Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда. [17; С. 287]

На сегодняшний день в структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

За счет средств Фонда  получают пенсии 38,6 млн. российских пенсионеров, в т. ч. включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), за выслугу лет, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

Более 100 млн. граждан являются участниками системы обязательного  пенсионного страхования. 68 млн. человек формируется накопительная часть трудовой пенсии, средства которой отражаются в специальной части их индивидуального лицевого «пенсионного» счета. ПФР осуществляет также взаимодействие с 57 управляющими компаниями, специализированным депозитарием и 129 негосударственными пенсионными фондами. Взаимодействует с более чем 10 миллионами работодателей - плательщиками страховых взносов.

За 4,5 года, в рамках ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ПФР выдал 2,2 миллиона сертификатов на получение материнского капитала. 1,6 миллиона семей, имеющих сертификат, уже получили по линии ПФР единовременную денежную выплату из средств материнского (семейного) капитала.

С 1 января 2009 года в ПФР действует программа государственного софинансирования пенсий в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». 2,5 миллиона человек стали участниками данной программы, она дает возможность каждому гражданину, зарегистрированному в российской системе обязательного пенсионного страхования, увеличить свою будущую пенсию за счет собственных дополнительных взносов на накопительную часть пенсии и паритетного софинансирования со стороны государства, а также дополнительных взносов работодателей.

 

2.2 Анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда

 

Суммарные доходы бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации  за 2010 год превысили 4,6 трлн. рублей, в том числе 4,3 трлн. рублей – доходы по распределительной составляющей бюджета Фонда. Из федерального бюджета на выплаты пенсий, пособий, ЕДВ и социальных выплат перечислено 2,64 трлн. рублей, что на 0,7 трлн. рублей больше, чем в 2009 году, в т.ч.:

  1. на предоставление материнского (семейного) капитала – 98,6 млрд. рублей;

2) на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков - 72,8 млрд. рублей;

3) на финансовое обеспечение федеральной социальной доплаты – 32,0 млрд. рублей;

4) на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц – участников Программы государственного софинансирования пенсии, уплативших дополнительные страховые взносы в 2009 году – 2,5 млрд. рублей.

На покрытие дефицита бюджета  ПФР в 2010 году перечислено 1,3 трлн. рублей, из них 150 млрд. рублей поступило на пополнение доходной части бюджета  ПФР в связи со снижением фонда  заработной платы в стране в 2010 году по макроэкономическому прогнозу МЭР. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2010 год поступили в общей сумме 1,9 трлн. рублей, или 99% от плана с учетом зарезервированных средств федерального бюджета. Сумма поступлений страховых взносов за 2010 год превышает уровень поступлений в 2009 году на 654,6 млрд. рублей. Главным образом, превышение связано с переходом с 1 января 2010 года от уплаты ЕСН к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование напрямую в ПФР.

В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2010 году в  бюджет ПФР поступили дополнительные страховые взносы граждан на общую  сумму 3,6 млрд. рублей, что почти на 1,0 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. Общий объем средств пенсионных накоплений в течение 2010 года увеличился на 291,2 млрд. рублей и на 31 декабря 2010 года составил 1267,0 млрд. рублей.

Расходы бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2010 год в целом составили 4,25 трлн. рублей, в т.ч. в части, не связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части  трудовой пенсии – 4,18 трлн. рублей, что на 1,2 трлн. рублей превышает расходы 2009 года. Расходы по накопительной составляющей бюджета Фонда составили за 2010 год около 70 млрд. рублей, что превышает расходы 2009 года более чем в 2 раза. Из них около 67 млрд. рублей – расходы по передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды.

Обязательства ПФР по пенсионному  обеспечению граждан выполнены  в полном объеме. На выплату пенсий в 2010 году направлено 3,7 трлн. рублей, что  на 1,1 трлн. рублей больше, чем в 2009 году, из них расходы на выплату трудовых пенсий составили 3,4 трлн. рублей против 2,4 трлн. рублей в 2009 году.

Расходы ПФР на выплату  федеральной социальной доплаты  к пенсии в 2010 году превысили 31 млрд. рублей. На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан израсходовано 293,6 млрд. рублей (в 2009 году – 263,6 млрд. рублей). На единовременные выплаты к 65-летию Победы направлено 11,4 млрд. рублей.

В декабре 2010 года ПФР осуществил досрочную выплату пенсий за праздничные дни января 2011 года. На начало 2011 года Фонд располагал достаточными денежными средствами для обеспечения своевременной выплаты пенсий в январе 2011 года.

Бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации за 2010 год исполнен по доходам в сумме 4,6 трлн. рублей (10,4% к ВВП), что на 1,4 трлн. рублей превышает уровень 2009 года, по расходам в сумме 4,2 трлн.

2.3 Анализ  финансовой устойчивости Пенсионного  фонда РФ

 

Пенсионный фонд, располагающий значительными целевыми финансовыми ресурсами, должен функционировать в устойчивом режиме, так как особенностью пенсионной системы является долговременное выполнение пенсионных обязательств.

Критерием эффективности  любой пенсионной системы являются: платежеспособность и наличие финансовых ресурсов для развития системы; коэффициент замещения; наличие или отсутствие дефицита средств пенсионной системы; наличие или отсутствие пенсионных резервов. Перечисленные критерии и показатели связаны между собой и в совокупности характеризуют устойчивое состояние пенсионной системы.

 

Таблица 1. – Распределительный баланс бюджета ПФР

Наименование

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы, млрд. руб.

656,47

804,47

1026,87

1271,05

1275,71

2150,00

Расходы, млрд. руб.

1299,11

1537,26

1786,46

2357,79

3008,66

4406,86

Дефицит, млрд. руб.

-642,64

-732,79

-759,59

-1086,85

-1732,95

-2256,86

ВВП (факт.цен), млрд. руб.

21625

26903

33258

41445

39064

44800

Доля дефицита в ВВП, в %

3,0

2,7

2,3

2,6

4,4

5,0


 

В современных условиях ПФР  не имеет случаев задержки и невыплаты  пенсий из-за отсутствия средств для  этих целей. Кроме того, ПФР обеспечивает свою платежеспособность в условиях ежегодно увеличивающегося объема пенсионных и социальных обязательств пенсионной системы. Так, в 2005 г. объем средств на выплату пенсий в РФ составлял 1291,13 млрд. руб., то уже в 2010 г. пенсионные выплаты увеличились в 3,5 раза – до 4 335,79 млрд. руб. Однако платежеспособность системы обеспечивается не собственными доходами системы, а средствами из федерального бюджета, направляемых на возмещение недостатка собственных средств. В таблице 1 приведены данные о балансе бюджета ПФР с 2005 по 2010 г. Дефицит бюджета с каждым годом увеличивается.

Соловьев А. К., доктор экономических  наук на основе актуарных расчетов сделал прогноз текущей финансовой обеспеченности до 2050 г. (рис.1), где также  отмечен рост дефицита [22; С. 61]

Рис. 1 Текущая финансовая обеспеченность пенсионных выплат


 

Вывод: пенсионная система  является платежеспособной только при  финансовой поддержке федерального бюджета, что характеризует пенсионную системы как нестабильную.

Показателем эффективности  пенсионной системы может служить  коэффициент замещения Кз, определяется по формуле (1):

 

Кз=(В*Чп)*1/П, (1)

 

где В - вставка взносов в пенсионный фонд,

Чп – число плательщиков пенсионных взносов,

П – число пенсионеров.

Тогда Кз на 2011 год составит: Кз = 20*68474/38598 = 35,5 %.

В большинстве развитых стран  коэффициент замещения составляет 50-70 %, и как следствие, уровень жизни пенсионеров и поэтому продолжительность жизни являются достаточно высокими. В соответствии с принятой конвенцией МОТ, коэффициент замещения не должен опускаться ниже 40 %. Следует, пенсионная системы РФ не эффективна. По прогнозам Министерства экономического развития коэффициент замещения в будущем будет понижаться, так как определяющее значение для формирования доходов Пенсионного фонда РФ имеет заработная плата, поскольку она является базой исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. А также, то обстоятельство, что в ближайшем будущем может резко сократиться число лиц трудоспособного возраста, от 20 до 60 лет, уплачивающих пенсионные взносы.[20; С. 48]

Отсутствие страхового резерва  в ПФР также характеризует отечественную пенсионную систему как неустойчивую в данный период времени. В 2005 г. при введении в действие уменьшенной ставки ЕСН на 8 % (с 28 % до 20 % от ФОТ), резерв ПФР был использован для финансирования пенсий, что привело систему в неустойчивое состояние.

Наличие необходимых ресурсов для развития подтверждает ее способность к развитию. В 2010 г. средства на развитие составили 63 540,2 тыс. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2005 г. Ежегодно повышается технологическая оснащенность системы, ведется работа по обучению и

повышению квалификации персонала ПРФ. ПФР ежегодно расширяет сферу своей деятельности, так с 1 октября 2008 г. ПФР реализует добровольное страхование граждан РФ.

Из ежегодного послания президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 годах: «Пенсионная система должна обеспечить достойный уровень граждан пожилого возраста».

 

 

 

 

 

 С начала действия  пенсионной реформы пенсии наблюдается  существенное увеличение пенсий (рис. 2).

Информация о работе Пенсионный РФ