Пенсионный РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ финансовой деятельности Пенсионного фонда РФ.
С учетом поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучили теоретические и правовые основы пенсионной системы в РФ.
2. Проанализировали финансовую деятельность Пенсионного фонда РФ.
3. Разработали мероприятия по совершенствованию деятельности Пенсионного фонда РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Пенсионный фонд РФ. Его сущность и функции 5
1.2 Назначение денежных средств Пенсионного фонда РФ 7
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности 10
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 13
2.1 Организационно-экономическая характеристика Пенсионного фонда 13
2.2 Анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда 16
2.3 Анализ финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ 18
3. ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 23
3.1 Проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда 23
3.2 Мероприятия по усовершенствованию финансовой устойчивости пенсионной системы РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Файлы: 1 файл

!Пенсионный Фонд РФ.docx

— 119.60 Кб (Скачать)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПЕНСИОННЫЙ  ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5

1.1 Пенсионный  фонд РФ. Его сущность и функции 5

1.2 Назначение денежных средств Пенсионного фонда РФ 7

1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности 10

2. АНАЛИЗ  ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО  ФОНДА РФ 13

2.1 Организационно-экономическая характеристика Пенсионного фонда 13

2.2 Анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда 16

2.3 Анализ  финансовой устойчивости Пенсионного  фонда РФ 18

3. ПРОБЛЕМЫ  И МЕРЫ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 23

3.1 Проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда 23

3.2 Мероприятия по усовершенствованию финансовой устойчивости пенсионной системы РФ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В каждой стране имеются социальные группы, которым необходимы повышенное внимание со стороны общества, особая охрана их прав государством. Демографические изменения, происходящие в мире, свидетельствуют о тенденции к росту относительной доли и абсолютного числа пожилых граждан. В связи с этим во всем мире резко обострилось положение с пенсионным обеспечением. Пенсионное обеспечение рассматривается как одна из важнейших социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы всего нетрудоспособного населения, которое в большинстве стран составляет свыше 25-30% жителей, а косвенно – все трудоспособное население.

Вначале 1990-х гг. в России началась эпоха радикальных социально-экономических реформ, среди которых пенсионные реформы занимают одно из ключевых мест. В России был создан принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Реформирование пенсионной системы, создание информационной и технологической базы для ее проведения стало одним из приоритетных направлений государственной социальной политики.

Сегодня все эти изменения  волнуют не только пенсионеров, но работающих, членов их семей. Естественно их желание  понять, какие результаты принесет реформа, на какую пенсию они могут  рассчитывать. Между тем однозначных  и надежно предсказуемых ответов  на эти животрепещущие вопросы сегодня  нет.

Именно поэтому тема «Пенсионный  фонд Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы развития»  значима на сегодняшний день.

 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ финансовой деятельности Пенсионного фонда РФ.

С учетом поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Изучили теоретические и правовые основы пенсионной системы в РФ.
  2. Проанализировали финансовую деятельность Пенсионного фонда РФ.
  3. Разработали мероприятия по совершенствованию деятельности Пенсионного фонда РФ.

Объект исследования – Пенсионный фонд РФ.

Предмет исследования – финансовая деятельность Пенсионного фонда РФ.

Методы и приемы исследования: монографический, средних и относительных величин, метод группировки, экономико-статистические методы: факторный, горизонтальный и вертикальный.

При написании курсовой работы использованы нормативно-законодательная  база, статистические показатели бюджета  Пенсионного фонда, учебники, статьи из журналов.

 

1. ПЕНСИОННЫЙ  ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Пенсионный  фонд РФ. Его сущность и функции

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 441-I в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели. [13; С. 400]

ПФР и его денежные средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации. Это самый крупный из внебюджетных социальных фондов. Признание ПФР федеральной государственной собственностью является одной из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, чаще всего рассматриваются как собственностью застрахованных и работодателей, но со строгим целевым назначением, исключающим какое-либо использование средств фонда, в том числе и их изъятие государством.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему  аккумуляции и перераспределения  денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий; пенсий по инвалидности; компенсационных выплат.[14; С. 286]

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает:

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением о данном фонде;
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

- межгосударственное и  международное сотрудничество Российской  Федерации по вопросам, относящимся  к компетенции ПФР; участие  в разработке и реализации  в установленном порядке межгосударственных  и международных договоров и  соглашений по вопросам пенсий  и пособий;

- изучение и обобщение  практики применения нормативных  актов по вопросам уплаты в  ПФР страховых взносов и внесение  в Верховный Совет РФ предложений  по ее совершенствованию;

- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

- разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие  в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.[13; С. 401]

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного  обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными  деньгами). Бюджет ПФР ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете  Пенсионного фонда РФ.

Финансовый контроль за деятельностью  фонда, осуществляемый Счетной палатой РФ в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда и соответствия, совершаемых ПФР финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам РФ, усиливается ежегодным проведением аудиторской его проверки.

Законодательно закрепляется государственная регистрация издаваемых ПФР актов, затрагивающих права  и обязанности граждан, устанавливающих  правовой статус организаций или  носящих межведомственный характер. [14; С. 290]

1.2 Назначение денежных средств Пенсионного фонда РФ

 

Основная задача Пенсионного  фонда РФ - это аккумуляция страховых  взносов и расходование средств  Фонда с соответствии с действующим  законодательством. Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. "...Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации..."[1] Состав и структура доходов и расходов бюджета ПФР определяется Федеральным законом о бюджете ПФР на соответствующий финансовый год.

Доходы бюджета Пенсионного  фонда РФ складываются из: сумм единого социального налога (ЕСН), поступающих из федерального бюджета; страховых взносов на обязательное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии; средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд собственности с законодательством РФ; доходов от размещения временно свободных средств; доходов от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; сумм недоимки, пеней и финансовых санкций, добровольных взносов юридических и физических лиц.

С 1 января 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда медицинского обязательного пенсионного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Тариф страховых взносов в ПФР составляет – 20% от базы для начисления страховых взносов. С 2012 г. планируется значительное увеличение тарифов страховых взносов, в частности в ПФР он составит 26 %.[3]

В соответствии с программой пенсионной реформы в Российской Федерации с 1 января 2002 г. начала действовать  смешанная система пенсионного обеспечения, на основе которой установлены: 1) пенсии по государственному пенсионному обеспечению; 2) трудовые пенсии; 3) негосударственные пенсии.

На территории РФ введено  обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является ПФР. Обязательным страховым обеспечением по данному виду страхования являются:

  1. страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
  2. страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
  3. страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  4. социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Средства Пенсионного  фонда РФ направляются на: выплату  государственный пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильцы); пенсий по инвалидности; военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); пострадавшим от аварий на Чернобыльской АЭС, а также  в результате других радиационных и техногенных катастроф. За счет средств Пенсионного фонда финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты.

Наибольший удельный вес  в расходах Пенсионного фонда  занимают выплаты государственный  пенсий и пособий. Наряду с ними осуществляются: целевые выплаты государственных  пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному  обеспечению гражданами и их семьям; социальных пенсий; социальных пособий  на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; расходы  на предоставление льгот по пенсионному  обеспечению граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф; расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и вдовам военнослужащих. [12; С. 391]

Наряду с ними осуществляются расходы по доставке пенсий и их пересылке. Часть средств ПФР  используется на содержание аппарата органов государственных внебюджетных фондов, подготовку и переподготовку кадров, государственные капитальные вложения, фундаментальные исследования и разработку перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, международную деятельность.[16; С.288]

Из средств ПФР осуществляются выплаты пенсий гражданам, выехавшим  на постоянное жительство за пределы РФ. Выплаты производятся в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. № 446-1 «О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу» и Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним. [16; С.290]

1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности

 

Практически с момента  образования и до настоящего времени в своей деятельности ПФР руководствуется постановлением ВС РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы пенсионного фонда Российской Федерации (России)» и положением о Пенсионном фонде РФ, Бюджетным кодексом. Временное положение о ПФР было утверждено постановлением ВС РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1. Также действует на основании ФЗ «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации», ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

ФЗ от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации" устанавливает права  и обязанности ПФР по управлению средствами пенсионных накоплений.

ФЗ от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" определяет порядок выделения Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате пенсий.

Информация о работе Пенсионный РФ