Пенсионный РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ финансовой деятельности Пенсионного фонда РФ.
С учетом поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучили теоретические и правовые основы пенсионной системы в РФ.
2. Проанализировали финансовую деятельность Пенсионного фонда РФ.
3. Разработали мероприятия по совершенствованию деятельности Пенсионного фонда РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Пенсионный фонд РФ. Его сущность и функции 5
1.2 Назначение денежных средств Пенсионного фонда РФ 7
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности 10
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 13
2.1 Организационно-экономическая характеристика Пенсионного фонда 13
2.2 Анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда 16
2.3 Анализ финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ 18
3. ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 23
3.1 Проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда 23
3.2 Мероприятия по усовершенствованию финансовой устойчивости пенсионной системы РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Файлы: 1 файл

!Пенсионный Фонд РФ.docx

— 119.60 Кб (Скачать)

 


Рис. 2 Динамика среднего размера назначенных пенсий в 1995-2011 г.

 

Правительство выполняет  свое обещание, и сегодня средний размер пенсий по старости составляет 8169 рублей. Но какой ценой, опять же, за счет увеличения дотаций из федерального бюджета и нагрузкой на трудоспособное население.

 

3. ПРОБЛЕМЫ  И МЕРЫ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

3.1 Проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда

 

Существует ряд факторов, которые влияют на уровень пенсионного  обеспечения в РФ и финансовую устойчивость пенсионной системы.

Крайне низкий уровень  заработной платы и ее доли в ВВП  как базы для отчисления пенсионных взносов. Средний размер затрат на пенсии в странах Западной Европы составляет 15-18 % ВВП, через 10 лет эта величина достигнет в среднем 20 % ВВП [20; С.49] В РФ расходы на пенсионное обеспечение составляют в среднем 5-7 % ВВП. Низкий процент по отношению к ВВП на пенсионные выплаты объясняется низкой долей фонда заработной платы, и в этой связи необходимо понять, почему при высокой ставке отчислений 26 % от заработной платы, ее доля в ВВП низкая. Вывод либо это низкая оплата труда, либо низкий уровень собираемости при «скрытой» зарплате в доходах населения.

Старение населения, приводящее к росту количества пенсионеров  относительно численности трудоспособного населения. На рис.3 наблюдается снижение населения моложе трудоспособного возраста и увеличение населения старше трудоспособного. По прогнозным оценкам численность всех пенсионеров увеличится до 39,97 млн. человек в 2012 г. Соотношение между численностью плательщиков пенсионных взносов и численностью пенсионеров объясняется относительно высокой долей досрочных пенсионеров и неполной занятостью населения. На рынок труда продолжает оказывать влияние факторы, обусловленные последствиями мирового экономического кризиса, одним из которых является процесс высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата. По данным Минэкономразвития количество безработных в 2010 год увеличились до 7 млн. (это 9,6% экономически активного населения).

Рис. 3 Распределение населения в возрасте

 

Относительно низкий возраст  выхода на пенсию, который увеличивает  нагрузку на трудоспособное население. Это распространение различного рода льготных государственных пенсий. Наличие различных ведомственных систем, которые функционируют в отношении военнослужащих, работников судебной системы, таможенных органов и т.п. В соответствии с законодательством работодатель, в лице государственных учреждений (предприятия), не производит отчислений в пенсионный фонд денежных средств за государственных служащих в период работы на должностях государственной службы. В результате чего на лицевых счетах государственных служащих в ПФР не формируется расчетный пенсионный капитал.

Система досрочных пенсий. В структуру государственных пенсионных обязательств по-прежнему неоправданно входят пенсионные льготы в виде досрочных пенсий, финансируемых из общего объема страховых взносов. Сейчас в России каждая шестая пенсия назначается раньше нормативного срока в возрасте 55-50 лет.

Задержки с выплатой заработной платы, этот фактор значительно уменьшает  доходы Пенсионного фонда. Широкое  распространение неформальной занятости  в Российской Федерации, которая  значительно сокращает финансовую базу, тем не менее, сохраняя за этой частью населения право на пенсию. Это использование средств Пенсионного фонда на цели, которые напрямую не связаны со страховыми периодами. Несовершенство механизма сбора страховых взносов в какой-то части и наличие в этой связи различного рода льгот на уплату страховых взносов для организаций, которые не начисляют взносы в Пенсионный фонд.

Пенсионные накопления не велики, плохо управляются, низкая эффективность  инвестирования пенсионных накоплений. Программа государственного софинансирования пенсий пока не стала действенным  стимулом для роста накоплений. Причина  бедность, низкая финансовая грамотность  населения, условия софинансирования. Например, если 10 лет вносить в  ПФР по 12 тыс. руб., столько же добавляет  государство, инвестирует под 10 % годовых, то к 60 годам на счете скопиться 421 тыс. руб. Время дожития – 19 лет. То, ежемесячная надбавка к пенсии будет примерно 1845 руб. но если просто откладывать на депозит 12 тыс. руб. в год под те же 10 %, то к 60 года капитал достигнет 210 тыс. руб., ежемесячные проценты с этой суммы составят 1751 руб. Но на счету будет еще 210 тыс. руб., которые можно использовать и передать по наследству. Следует, софинансирование пока не выгодно.

3.2 Мероприятия по усовершенствованию финансовой устойчивости пенсионной системы РФ

 

Каждая проблема требует  разработки и проведения специальных  мер, для того чтобы сократить  их негативное влияние на функционирование пенсионной системы. Нельзя допускать возникновения ситуации, когда объемы государственных пенсионных обязательств многократно превышают объемы реально получаемых страховых взносов. Необходимо провести комплекс мероприятия по регулированию доходов пенсионной системы:

- ежегодно проводить оценку тарифов страховых взносов исходя из потребности в средствах с учетом обеспечения коэффициента замещения и размера фиксированного платежа самозанятого населения. Повысить эффективность пенсионной системы (Кз), можно либо повышая вставку взноса в пенсионный фонд и число плательщиков пенсионных взносов, либо уменьшая число пенсионеров, либо одновременно повышая вставку взноса в пенсионный фонд и число плательщиков пенсионных взносов и понижая число пенсионеров.

-низкая рождаемость определяет необходимость повышения пенсионного возраста, даже если нет роста продолжительности жизни. Целью повышения пенсионного возраста должна быть не экономия на пенсионерах, а повышение пенсий для стариков. Повышение пенсионного возраста должно сопровождаться: изысканием дополнительных источников финансирования пенсий; введением налоговых льгот для пожилых работников. Также основной задачей должно являться ослабление зависимости пенсионной системы от демографического фактора.

-увеличить страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, например, до 10 лет – для женщин и до 15 лет – для мужчин. В случае если страховой стаж застрахованного лица менее указанных величин, размер пенсии должен устанавливаться с увеличением пенсионного возраста в пределах 5 лет;

- ввести дополнительный  тариф для отраслей производств,  работа в которых дает право  на досрочное назначение трудовых  пенсий;

- урегулировать ситуацию  с работающими пенсионерами. Пересмотреть  размеры пенсий работающих пенсионеров,  либо установить границу пенсионного  возраста, после которого пенсионерам работать было нельзя. Высвобождение рабочих мест для молодежи необходимо, профессионализм пенсионеров – ценный ресурс, но молодежи тоже надо набираться опыта. Иногда пенсионеры занимают высокие должности, и перспектив по продвижению молодежи нет. Необходимо развивать именно эти трудовые ресурсы;

- учитывая, большое количество лиц, имеющих право на льготную пенсию, целесообразно было бы добавить профессиональную пенсионную подсистему в пенсионную систему. При прохождении государственной службы существуют некоторые ограничения прав и свобод граждан (запрещение заниматься коммерческой деятельностью и т.д.), государство законодательно может регулировать размер пенсий государственных служащих, например, путем увеличения (уменьшения) должностных окладов или путем дополнительных выплат в пенсионный фонд.

Внесение корректив в  пенсионную систему в части, по пенсионному  обеспечению госслужащих: положительно отразится на расходной части  бюджета государства; позволит уменьшить дефицит пенсионного фонда за счет ежемесячных денежных отчислений на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц; средства, образующиеся на счетах госслужащих, могут использоваться для выплат пенсий нынешним пенсионерам, которые уже являются или будут являться получателями пенсий в переходный период проведения пенсионной реформы и не имеют средств на индивидуальных лицевых счетах, что является важным фактором в период дефицита расходной части бюджета ПФР.

Таким образом, политика государства должна быть, направлена на повышение доходов населения, снижение необоснованной дифференциации заработной платы, увеличение доли заработной платы в структуре ВВП; снижение безработицы. Дальше реализовывать механизмы добровольной уплаты страховых взносов в рамках государственной пенсионной системы, что касательно программы государственного софинансирования, пересмотреть условия софинансирования, вести мероприятия по устранению финансовой безграмотности населения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Пенсионный фонд Российской Федерации сегодня - это крупнейшая федеральная система оказания государственных  услуг в области социального  обеспечения в России (выплата  пенсий, пособий), основной задачей  которого, является аккумуляция страховых  взносов и расходование средств  Фонда с соответствии с действующим  законодательством.

Свою финансовую деятельность ПФР осуществляет на основании законодательных  и иных нормативных правовых актов  по пенсионному и социальному  обеспечению, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о  бюджетной политике и других методических документов. Бюджет ПФР формируется на каждый год на основании Бюджетного кодекса.

Проанализировав формирование и использование средств Пенсионного  Фонда России с 2005 по 2010 г., можно сделать следующие выводы:

- бюджет ПФР является дефицитным. Доходы Пенсионного фонда РФ покрывают лишь две трети пенсионных начислений. Платежеспособность системы обеспечивается средствами из федерального бюджета, что характеризует пенсионную систему как нестабильную.

- основные характеристики проекта бюджетов на 2008,2009,2010 и ближайшие годы ориентированы на дальнейшее повышение уровня материального положения пенсионеров, увеличение размеров пенсий. Уже 2011 г. повышение пенсий происходило несколько раз (с 1 февраля и с 1 августа) - это значит дальнейшее увеличение дефицита.

Пенсионная система представляет собой один из наиболее сложных экономических объектов управления в современном обществе, зависит от комплекса факторов: в частности от темпов роста и структуры ВВП, долю в нем фонда оплаты труда, от состояния и ситуации на рынке труда, уровня оплаты труда, от периода трудовой активности и структуры трудового стажа, от демографических факторов: рождаемости, смертности, продолжительности жизни, от нормативных требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы и пенсионные программы) и т.д.

Необходимо дальше реформировать  пенсионную систему, целью которой должно быть построение эффективной финансово-устойчивой системы, обеспечивающей достойный уровень жизни ее пользователя, а выше перечисленные факторы должны быть учтены при определении долгосрочных целевых ориентиров ее развития.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
  2. ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
  3. ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
  4. ФЗ от 21.03.2005 N 18-ФЗ"О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан"
  5. ФЗ от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"
  6. ФЗ от 30.11.2009 N 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
  7. ФЗ от 1.12.2007 N 316-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год»
  8. ФЗ от 3.04.2008 N 38-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2006 год»
  9. ФЗ от 3.12.2008 N 232-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год»
  10. ФЗ от 27.12.2009 N 373-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008 год»
  11. ФЗ от N -ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год»
  12. Бюджетная система РФ : учебник для вузов / под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
  13. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. М. Годин, И. В. Подпорина, В. П. Гореляд. – 8-е изд., испр. и доп. – М. : Дашков и К, 2009.
  14. Пенсионное обеспечение в России: учебное пособие/ Р. И. Ерусланова, Ф. Н. Емельянова, Р. А. Кондратьева. – Дашков и К, 2008.
  15. Российский статистический ежегодник. 2009: Росстат. - М.
  16. Финансы : учебник / под ред. Проф. М. В. Романовского. проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – 2- е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт-Издат, 2009. – (Университеты России)
  17. Финансы: учебник / под ред. В. В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009.
  18. Медведев Д. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах / Д. Медведев // Финансы. – 2009. - № 6.
  19. О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы / Долотов В. А. // Финансы. – 2009. - № 5.
  20. Ильин В. В. К вопросу об эффективности пенсионной реформы / В. В. Ильин, Н. А. Сердюкова // Финансы. – 2007. - № 5.
  21. Пенсионная система России: реформа продолжается / К. Л. Лельчук // Финансы. – 2009. - № 1.
  22. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов / А. К. Соловьев // Финансы. – 2008. - № 12.
  23. Модернизация пенсионной системы / А. И. Федотов // Финансы. – 2007. - № 12.

Информация о работе Пенсионный РФ