Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение сущности пенсионного фонда, и рассмотрение формирования и использования средств пенсионного фонда. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность пенсионного фонда, его функции и значение;
- определить механизм формирования и использования средств ПФ РФ;
- показать проблемы функционирования пенсионного фонда Российской Федерации в современных условиях и рассмотреть возможные пути их решения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.96 Кб (Скачать)

б) общероссийские общественные организации  инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и территориальные организации, а также организации (если численность инвалидов среди работников не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов), уставный капитал которых состоит полностью из вкладов указанных общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации.

 в) Индивидуальные предприниматели,  в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающихся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами 1, 2 и 3 групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РФ.

Определение обоснованности тарифов  взносов во внебюджетные фонды и  в Пенсионный фонд, в частности - очень сложная задача. Здесь речь идет, прежде всего, о размере пенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей, которых в России в настоящее время насчитывается около 12  миллионов человек. /22/ В начале 1997 года ставка взносов была повышена с 5 % до 28% от дохода предпринимателей, то есть почти в 6 раз. Повышенные пенсионные взносы уплачивают также адвокаты, частнопрактикующие нотариусы, частные детективы и аудиторы. Если в 1996 году фермеры должны были уплачивать 5 % от дохода, то в 1997 году уже 20,6 %. Таким образом, не вставшему на ноги фермерству был нанесен весьма ощутимый удар. По данным Международной ассоциации социального обеспечения, применяемая в России ставка взносов в Пенсионный фонд для “самозанятых” работников является самой высокой среди 165 стран мира, в которых эта организация проводит мониторинг. Так, в Германии эта ставка – 18.6 %, в США – 12.4 %. В отличие от  подоходного налога, ставка которого растет плавно, пенсионные взносы в размере 28 % берутся с любого дохода независимо от его размера. Такое усиление фискального бремени ведет к укрывательству от государства доходов индивидуальных предпринимателей и переходу их в теневую экономику. /23/

В доходы Пенсионного фонда Российской Федерации кроме обязательных взносов поступают также:

- средства федерального бюджета,  направляемые через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий;

- средства Фонда социального  страхования;

- доходы от обслуживания счетов  Пенсионного фонда РФ банками;

- средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам;

- пени и финансовые санкции;

- добровольные взносы юридических  и физических лиц.

При отсутствии у Пенсионного фонда  собственных средств на финансирование выплат пенсий могут направляться полученные в банках кредиты и краткосрочные ссуды из местного бюджета.

Уплата страховых взносов в  ПФ РФ перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно - в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов.

Работодатели ежемесячно уплачивают взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, уплачивают взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы. /24/

Работодатели, не имеющие счетов в  учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции, выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода.

При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФ РФ с начислением пеней.

В течении последнего года размер пени с плательщиков страховых взносов менялся несколько раз, так в начале года он составлял 0,2 %, а к началу 2000 года уже 0,15 %, сейчас размер пени составляет 0,13 % от суммы задолженности. Недоимки, пени, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскиваются отделениями ПФ РФ с работодателей в бесспорном порядке, определенных для налоговых органов по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, а с иных плательщиков взносов в судебном порядке. /25/

За несвоевременное зачисление или перечисление взносов на счета  ПФ РФ по вине банков пеня за каждый день просрочки в размере 0,2 % сумм взносов взыскивается отделениями ПФ РФ с банков, тогда как, в начале года размер пени был 1 %, а действующий сейчас размер был введен с 17 августа 1999 года, и с тех пор не менялся.

Бесспорное списание недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций производится отделением ПФ РФ путем списания на счете ПФ РФ средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на основании инкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФ РФ.

Срок исковой давности по взысканию  с физических лиц недоимки, пени, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет 3 года. Бесспорный порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в течение 6 лет с даты образования указанной недоимки.

2.2 Использование средств  Пенсионного Фонда

Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса  РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Средства Пенсионного фонда  направляются на выплату:

- государственных пенсий по  возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;

- пенсий по инвалидности;

- пенсий военнослужащим;

- компенсации пенсионерам;

- материальной помощи престарелым  и инвалидам;

- пособий на детей от 1,5 до 6 лет,  одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;

- пострадавшим от аварии на  Чернобыльской АЭС;

- также в бюджете на 2000 год  заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.

За счет средств Пенсионного  фонда финансируются программы  по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты. /26/

Выплаты государственных пенсий и  пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного  фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.

В условиях инфляции пенсии гражданам  пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

Особый интерес к формированию и исполнению бюджета Пенсионного  фонда РФ прошлого года объясняется также рядом дополнительных обстоятельств, связанных с реализацией уже принятых и готовящихся нормативных актов. В первую очередь это законы, определяющие текущую сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. Здесь имеется в виду действующий уже Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, который радикально изменяет ст.7 пенсионного закона и направлен на укрепление взаимосвязи размера назначенной или пересчитанной с трудовым вкладом путем исчисления индивидуального коэффициента пенсионера./27/ Несмотря на все споры и недовольства, возникшие вокруг этого Закона, уже по предварительным  итогам его  реализации стало очевидно, что он коснулся 40 – 45 % получателей трудовых пенсий по старости и привел к их увеличению в среднем более чем на 70 рублей. Необходимо заметить, что реализация данного Закона повлекла за собой, как, впрочем, и ожидалось, увеличение расходов на выплату пенсий примерно на 9 процентов, что естественным образом повлияло на сбалансированность бюджета ПФ РФ в прошлом году.

Бюджет ПФ РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового учреждения нашей страны, содержит много и других не менее важных для каждого пенсионера моментов. Но даже рассмотренные проблемы, бесспорно, близки и понятны не только пенсионерам, но и всем гражданам.

Основными задачами бюджетной политики Пенсионного фонда РФ на следующий год являются финансовая стабилизация системы и обеспечение своевременной выплаты пенсий с учетом дополнительного увеличения  расходов, связанного с введением индивидуального коэффициента пенсионера. Реализация всех мероприятий позволит всем пенсионерам в следующем году увеличить пенсии, но в различных размерах. Естественно, наиболее высокую добавку получат те пенсионеры, которые перешли на индивидуальный коэффициент.

2.3 Современные проблемы пенсионного фонда РФ

Самая главная проблема нашей страны – отсутствие научно-обоснованных и объективных планов на долгосрочный период. На примере Пенсионного фонда Российской Федерации уже сейчас видно как не хватает средств на выплату пенсий. Нехватку приходиться ликвидировать за счет стабилизационного фонда. Накопительная часть пенсий тех граждан, которые доверили свои средства государству, в настоящий момент в среднем за год приумножаются на 5-6 %, по сравнению с уровнем инфляции в 9 %. /32/ Не стоит забывать уже сегодня, что мы живём в обществе, где пожилое поколение преобладает над молодым, а значит, в скором будущем налоговая ставка единого социального налога снова повысится.

С 2010 года предполагается, налог заменить страховым взносом. При этом возможно адресное использование, то есть, сколько внёс страховых взносов, столько в рамках этих средств и можешь использовать. Такой способ хоть и более эффективный, но всё равно не исключает возникновение иных проблем. Рост системы государственного (добровольного) пенсионного страхования по всем показателям замедлился. Эксперты отмечают, что в результате пенсионной реформы у граждан оказался «подорван» как спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов.

В качестве мер для преодоления  сложившейся ситуации планируется  усовершенствование системы налогообложения негосударственных пенсионных фондов, которая в настоящее время является «запретительной», и расширение спроса граждан на их услуги через предоставление адекватной информации об их деятельности. 

В результате были представлены предложения  Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов по базовым положениям концепции налогообложения участников негосударственного пенсионного обеспечения. В настоящее время деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляют почти 300 негосударственных пенсионных фондов. 700 тыс. человек уже получают негосударственную пенсию. 

Основной целью концепции является снижение бремени государства в  деле пенсионного обеспечения путем  повышения ответственности работодателей  перед своими работниками через систему негосударственного пенсионного обеспечения. Кроме того, концепция направлена на установление тесной связи между размером пенсии и прошлым заработком пенсионера и на создание равных условий для всех институтов, осуществляющих пенсионное обеспечение и страхование. 

По оценкам Министерства финансов Российской Федерации, уже к 2015 году пенсионная система России будет  переживать серьезнейший кризис, связанный  с уравниванием численности работающего и неработающего населения. К тому времени даже для поддержания сегодняшнего уровня пенсий государству придется привлекать дополнительные средства в размере 2% ВВП. /29/

Как утверждает А.К. Соловьёв, дефицит  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации придется компенсировать за счет, человеческого фактора, т.е. повысить возрастной пенсионный порог. /30/

Назрела потребность решения вопроса, касающегося досрочного выхода на пенсию части россиян, занятых в некоторых областях российской экономики. Треть государственного бюджета уходит именно на «досрочников». Оплачивать такие расходы в новом законопроекте о профессиональных пенсионных системах предлагается работодателям, которым в случае принятия закона придется отчислять на социальные нужды на 3-7% больше. Одновременно с этим будет корректироваться перечень профессий, имеющих возможность досрочного выхода на пенсию.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения