Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение сущности пенсионного фонда, и рассмотрение формирования и использования средств пенсионного фонда. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность пенсионного фонда, его функции и значение;
- определить механизм формирования и использования средств ПФ РФ;
- показать проблемы функционирования пенсионного фонда Российской Федерации в современных условиях и рассмотреть возможные пути их решения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.96 Кб (Скачать)

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при  этом обладая рядом особенностей:

1) фонд запланирован органами  власти и управления, и имеет  строгую целевую направленность;

2) денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

3) формируется в основном за  счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

4) страховые взносы в фонды  и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

5) на отношения, связанные с  исчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонд, распространено  большинство норм и положений  Налогового Кодекса РФ;

6) денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

7) расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным  финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. /6/

В настоящее время в России используется так называемая накопительная система  пенсионного обеспечения. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Таким образом, результатом десятилетнего  развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы  пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей  занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в  какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

1.3  Правовые основы  пенсионного обеспечения в РФ

Правовую основу пенсионной системы  в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “Об основах  обязательного социального страхования”, настоящий Федеральный закон, а  также принятые на его основе федеральные  законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о  Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации  от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением  и создан в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации  имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, следует отметить, что  Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), а также Положением о Правлении Пенсионного фонда  Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет  Председатель Правления.

Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования  в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации, определяет перспективные  и текущие задачи системы ПФР.

За 2001 - 2005 годы в законодательных  и подзаконных актах касающихся Пенсионного фонда РФ произошли  некоторые изменения.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определен новый статус ПФР (его  территориальных органов) как страховщика  и государственного учреждения, а  также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и  обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, в системе пенсионного  обеспечения Российской Федерации  были закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному  лицу, при наступлении страхового случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру  уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок  возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в  частности, согласно новому пенсионному  законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой  и накопительной. При этом базовая  часть финансируется за счет средств  федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц  на финансирование страховой части  трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц  на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. /8/

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил правовые основы отношений  по формированию и инвестированию средств  пенсионных накоплений, определил особенности  правового положения, права, обязанности  и ответственность субъектов  и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил  основы государственного регулирования  контроля и надзора в сфере  формирования и инвестирования средств  пенсионных накоплений. /9/

Таким образом, в последние года, в пенсионное законодательство РФ неоднократно вносились изменения, затрагивающие  все его стороны: круг обеспечиваемых пенсиями, условия их предоставления и размеры.

 

2 Анализ формирования  и использования средств Пенсионного  фонда

2.1 Формирование средств  Пенсионного фонда РФ

Материальным источником любого внебюджетного  фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается  в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. /17/

Расходы на пенсионное обеспечение  – это самый объемный поток  социальных трансфертных платежей в России. В течение последних трех лет эти финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. На 1 января 1999 года в нашей стране насчитывалось более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.

За последние четыре года поступления  в Пенсионный фонд РФ возросли более чем в 13,8 раза. Основной источник доходов фонда – это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 % средств внебюджетных социальных фондов. /18/

Основными целями пенсионного бюджета  на ближайшую перспективу являются следующие:

- обеспечение финансовой стабилизации  пенсионной системы в течение всего планового периода;

- поддержание уровня жизни пенсионеров  в соответствии с темпами инфляционных  процессов;

- совершенствование форм и методов  взаимоотношений с плательщиками  страховых взносов;

- усиление заинтересованности  в своевременной и полной уплате  страховых взносов всех категорий  страхователей и застрахованных;

- повышение эффективности работы  всех звеньев пенсионной системы  и экономия всех видов расходов  на её содержание.

Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

- работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы  и совхозы;

- крестьянские хозяйства;

- родовые семейные общины малочисленных  районов Севера, занимающиеся традиционными  отраслями хозяйствования;

- физические лица, зарегистрированные  в государственных органах в  качестве предпринимателей без  образования юридического лица;

- физические лица, использующие  труд наемных работников в  личном хозяйстве;

- частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;

- нотариусы, занимающиеся частной  практикой. /19/

Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФ РФ в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда. /20/

Порядок уплаты и тарифы страховых  взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда. На 2000 год страховые взносы установлены согласно Федеральному закону от 27.10.99 г. №197-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год”, который предусматривает тарифы страховых отчислений в ПФ РФ в размере 28% для работодателей - организаций; 20,6% - для работодателей - организаций, занятых в сельскохозяйственном производстве; 20,6% - для индивидуальных предпринимателей, а также для всех категорий плательщиков, участвующих в системе пенсионного страхования и 1% - для физических лиц.

Кроме того, Правительство РФ утверждает перечень выплат, на которые  не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд. /21/

Позиция фонда в части выплат, на которые не начисляются страховые взносы, достаточно понятна, так, например, в  тот список входят пособия, выплачиваемые гражданам, так как по закону социальные пособия, выплачиваемые гражданам, не должны облагаться налогами вообще независимо от сумм выплат. Из сумм материальной помощи в этот список попали  только самые необходимые, которые оказываются только в связи с чрезвычайными обстоятельствами, так как опыт показывает, что этой льготой,  первоначально полностью необлагаемой, стали пользоваться работодатели и вместо заработной платы начисляли материальную помощь,  необлагаемую взносами. Теперь такие суммы облагаются страховыми взносами. Некоторые пункты льгот включены по принципу, чтобы не было двойного обложения, так, например, не облагаются суммы страховых платежей, уплачиваемых работодателем в пользу работников по обязательному страхованию.

Согласно Федеральному Закону “О тарифах страховых взносов в  Пенсионный фонд РФ на 2000 год”, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на 2000 год освобождаются: 

а) организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами 1, 2 и 3 групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РФ;

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения