Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение сущности пенсионного фонда, и рассмотрение формирования и использования средств пенсионного фонда. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность пенсионного фонда, его функции и значение;
- определить механизм формирования и использования средств ПФ РФ;
- показать проблемы функционирования пенсионного фонда Российской Федерации в современных условиях и рассмотреть возможные пути их решения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.96 Кб (Скачать)

Повысить пенсионный возраст и  стимулировать работать пенсионеров, можно, за счёт увеличения для них  размеров пенсии. С точки зрения экономической эффективности, эти  изменения были бы вполне оправданы. И позволили бы решить проблемы бюджетного дефицита фонда. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во-вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения затрудняются. /28/

Критический дефицит бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации также  связан принятием на себя государством новых социальных обязательств, лежащих  вне пенсионной сферы и снижением ставки единого социального налога. В бюджете Пенсионного фонда возникает дефицит средств на выплату базовой и страховой части пенсий. И это подрывает финансовую базу пенсионной реформы. /31/

 

 

3 Перспективы развития Пенсионного фонда РФ

3.1 Негосударственные пенсионные  фонды как альтернативные институты  пенсионной системы 

Система дополнительных выплат к государственной  пенсии (за счет добровольных отчислений работодателей и работников) начала формироваться в 90-х годах. В сентябре 1992 г. вышел Указ Президента РФ "О  негосударственных пенсионных фондах". Затем был подготовлен первый вариант федерального закона "О  негосударственных пенсионных фондах". Большую роль в становлении негосударственных пенсионных фондах (НГПФ) сыграло постановление Правительства РФ 1995 г. "Об утверждении положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компетенции по управлению активами негосударственных пенсионных фондов". В мае 1998 г. долгожданный Закон "О негосударственных пенсионных фондах" был наконец принят. Он заложил правовую основу деятельности НПФ как необходимого элемента пенсионной системы, предусмотрев несколько уровней контроля за добросовестным использованием средств.

Будучи некоммерческими организациями, НПФ нацелены главным образом  на консолидацию средств для выплаты дополнительной пенсии. Имея дело с длинными деньгами, они обязаны заботиться о безопасности вкладов в интересах участников (будущих пенсионеров), инвестируя согласно закону пенсионные резервы исключительно в целях их сохранения и прироста. Это правило считается нарушенным, если резервы фонда используются для каких-либо иных целей, как личных (скажем, управляющего), так и общественно полезных (например, для займа Фонду обязательного медицинского страхования на льготных условиях).

Требования к составу и структуре  пенсионных резервов определяет уполномоченный государственный орган (Инспекция  НПФ) в соответствии с правилами, утверждаемыми правительством.

В настоящее время в России осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному  обеспечению 255 НПФ. За 10 месяцев 2008 года Пенсионный фонд Российской Федерации  принял от 92 негосударственных пенсионных фондов (НПФ) 23 096 уведомлений о вновь  заключенных с гражданами договорах  об обязательном пенсионном страховании. Вместе с этими уведомлениями  поступили заключенные НПФ 1 344 986 договоров об обязательном пенсионном страховании. Это в 1,6 раза больше, чем  за аналогичный период прошлого года. /33/

Однако крайне низкий уровень участия  экономически активного населения  в системе негосударственного пенсионного  обеспечения характеризует недостаточное развитие рынка НПФ. В ходе исследования были выявлены наиболее острые проблемы системы негосударственного пенсионного обеспечения:

1) Обеспечение сохранности и  эффективности инвестирования пенсионного  капитала в современных условиях  функционирования российского фондового  рынка. В развитых странах механизмом  наращения пенсионных резервов  является фондовый рынок. В  России в условиях слабого  развития и нестабильности фондового  рынка долгосрочные инвестиции  НПФ в обращающиеся на нем  инструменты представляются крайне  рискованными. Жесткие административные  ограничения на направления инвестирования  пенсионных средств снижают потенциальную  доходность и ограничивают возможность  рациональной диверсификации портфеля  вложений.

2) Недостаточная проработанность  современной законодательной базы  регулирования деятельности НПФ,  а именно: противоречивость положений  Налогового кодекса РФ в части  применения налоговых льгот в  связи с участием в негосударственном  пенсионном обеспечении; нерациональная  структура федерального закона, непосредственно регламентирующего  деятельность НПФ; разнородность  и неоднозначность используемой  терминологии по правовому регулированию  деятельности НПФ. 

3) Недоверие граждан к НПФ  как к негосударственным финансовым  структурам. Причина - низкий уровень  информированности граждан о  месте и роли НПФ в реформируемой  пенсионной системе. Постоянные  нововведения в законодательную  базу, которые периодически изменяют  условия процесса реформирования, создают неблагоприятный психологический  эффект, подрывают доверие населения  к реформе. Низкий уровень участия  граждан в системе НПФ также  объясняется консервативными настроениями  самих граждан и неудачной  рекламной кампанией Пенсионного  фонда России по переводу пенсионных накоплений в управление НПФ. /34/

Российский рынок негосударственного пенсионного обеспечения имеет  вполне оптимистичные перспективы  роста. О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит тот факт, что  в развитых западных странах участниками  НПФ являются около 70% работающего  населения. В условиях адекватного  налогового и правового регулирования  и стабильного развития российской экономики высокий процент участия  населения страны в НПФ представляется абсолютно закономерным. /35/

Основными преимуществами НПФ по сравнению  с Государственным Пенсионным Фондом являются следующие:

1) Более высокая доходность - в  2-3 раза выше, чем в ПФР. Доходность  ПФР составляет порядка 5-7 % годовых - ниже уровня инфляции. Это объясняется тем, что государственная управляющая компания (ГУК), которой является ВнешЭкономБанк (ВЭБ), инвестирует пенсионные деньги исключительно в высоконадежные государственные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством, в депозиты уполномоченных банков. Надежность этих инструментов - высокая, но при этом - низкая доходность. В НПФ же доходность составляет порядка 15-20 % годовых - выше уровня инфляции.

2) В любой момент вы можете  узнать состояние вашего счета.  Некоторые фонды предоставляют  такую информацию через интернет.

3) Вы можете выбирать способ  получения ваших накоплений, в  ПФР выбора нет. 

4) Право наследования. В ПФР,  если человек не доживает до  пенсии, его накопления забирает  государство. В НПФ, если человек  не доживает до пенсии, его  накопления наследуются детьми  и супругой (супругом) или еще  кем-либо, кого человек указал  в правопреемниках при заключении  договора с НПФ.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что, учитывая исключительную социальную и политическую значимость и сложность организации пенсионной системы, формирование адекватной структуры  рынка негосударственных пенсионных услуг и его нормативной базы должно стать приоритетной задачей  финансовой политики государства.

3.2 Меры по развитию пенсионной системы

Пенсионную систему Российской Федерации в ближайшее время  ждут существенные изменения. Предполагается ввести сразу несколько новшеств.

Для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, попадающих под действие дореформенной и новой пенсионной системы правительство предполагает довести средний размер трудовой пенсии до 2,5 размеров прожиточного минимума к 2020 году. Для застрахованных лиц, полностью попадающих под действие новой пенсионной системы, предполагается создать необходимые условия для получения трудовой пенсии по старости на уровне 40% утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, в реальном выражении. Основными механизмами достижения выдвинутых ориентиров являются:

1) Повышение уровня пенсионного  обеспечения лиц старшего поколения  и ликвидация бедности среди  пенсионеров. Данный ориентир  будет выполнен с помощью валоризации  (повышение денежной оценки) пенсионных  прав, приобретенных до 01.01.2002 года, с учетом советского стажа до 01.01.1991 года на 10% плюс 1% за каждый год вышеуказанного стажа, а также за счет введения минимального уровня материального обеспечения.

2) Усиление страховых принципов  предоставления трудовых пенсий.

Перевод базовой части трудовой пенсии в состав страховой части, ее индексация по общему правилу - росту  доходов пенсионного Фонда России на каждого пенсионера (а не по росту  цен), при условии установления достаточных источников финансирования системы обязательного пенсионного страхования. Установление начиная с 2015 года зависимости размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности трудового стажа в момент ее назначения.

3) Создание условий для формирования  пенсионных прав застрахованных  лиц в необходимом объеме. Повысится  тариф взносов, учитываемых на  индивидуальных лицевых счетах  граждан, с 14% до 16%.

4) Совершенствование накопительной  составляющей пенсионной системы.  Стимулирование личных инициатив  по повышению пенсии за счет  формирования дополнительных накоплений  и обращения за пенсией в  более позднем возрасте. Расширение  инвестиционного портфеля государственной  управляющей компании в целях  предоставления возможности повышения доходности инвестирования средств пенсионных накоплений. /36/

Для решения задач развития пенсионной системы и формирования механизмов достижения целевых ориентиров, а  также механизмов устойчивого функционирования пенсионной системы предлагается следующий комплекс мер:

1) повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидация бедности среди пенсионеров за счет:

а) увеличения денежной оценки (валоризации) пенсионных прав, приобретенных к моменту начала пенсионной реформы, позволяющей повысить страховую часть трудовой пенсии нынешним пенсионерам, имеющим продолжительный «дореформенный» трудовой стаж и по возрастным ограничениям не способным заработать существенную часть трудовой пенсии по новым правилам.

б) установления принципа назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки не обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум в Российской Федерации, и адресного доведения размера совокупной выплаты неработающим пенсионерам до указанной величины (установления социальной доплаты),

в) финансирования указанного повышения страховой части трудовой пенсии в связи с валоризацией и социальной доплаты за счет средств федерального бюджета;

2) усиление страховых принципов предоставления трудовых пенсий за счет:

а) перевода базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет средств страховых взносов, и индексации в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста среднемесячной начисленной заработной платы,

б) установления начиная с 2015 года зависимости размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа в момент ее назначения, в том числе установления принципа снижения ее размера на 3% за каждый год, недостающий до нормативной продолжительности страхового стажа (30 лет), и повышения на 6% за каждый год, превосходящий указанную нормативную продолжительность,

в) установления принципа невозможности пересмотра базовой составляющей страховой части трудовой пенсии после ее назначения с учетом дополнительного страхового стажа для стимулирования работающих граждан к более позднему обращению за назначением пенсии по старости в более высоком размере;

3) изменение источников финансирования системы обязательного пенсионного страхования и создание условий для формирования пенсионных прав застрахованных лиц в необходимом объеме, предусматривающее:

а) увеличение тарифа страховых взносов, учитываемых на индивидуальных лицевых счетах граждан и определяющих объем приобретаемых пенсионных прав, с 14 процентных пунктов до 16;

б) прекращение взимания страховых взносов с заработка, превышающего первый порог регрессии (в условиях 2008 года – 280 тыс. руб. в год, или около 135% среднемесячной начисленной заработной платы в стране), определение указанной величины в качестве предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы, и введение ежегодной индексации этого предельного размера в связи с ростом средней заработной платы,

в) введение солидарной части тарифа страховых взносов, которая в совокупности со средствами Фонда национального благосостояния и трансфертами из федерального бюджета должна обеспечивать исполнение солидарных обязательств в системе обязательного пенсионного страхования, целевой источник финансирования которых в настоящее время отсутствует,

г) установление единого для всех организаций и работодателей тарифа страховых взносов, независимо от отраслевой принадлежности, а также установление переходного периода до 2015 года, в течение которого для организаций в сфере высоких технологий и сельского хозяйства, применяющих специальные режимы налогообложения или имеющих льготы по уплате ЕСН, часть увеличенного тарифа страховых взносов компенсируется за счет средств федерального бюджета, с поэтапным снижением размера компенсации,

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения