Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:07, курсовая работа
Целью работы является определение сущности пенсионного фонда, и рассмотрение формирования и использования средств пенсионного фонда. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность пенсионного фонда, его функции и значение;
- определить механизм формирования и использования средств ПФ РФ;
- показать проблемы функционирования пенсионного фонда Российской Федерации в современных условиях и рассмотреть возможные пути их решения.
Повысить пенсионный возраст и стимулировать работать пенсионеров, можно, за счёт увеличения для них размеров пенсии. С точки зрения экономической эффективности, эти изменения были бы вполне оправданы. И позволили бы решить проблемы бюджетного дефицита фонда. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во-вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения затрудняются. /28/
Критический дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации также связан принятием на себя государством новых социальных обязательств, лежащих вне пенсионной сферы и снижением ставки единого социального налога. В бюджете Пенсионного фонда возникает дефицит средств на выплату базовой и страховой части пенсий. И это подрывает финансовую базу пенсионной реформы. /31/
3 Перспективы развития Пенсионного фонда РФ
3.1 Негосударственные пенсионные
фонды как альтернативные
Система дополнительных выплат к государственной
пенсии (за счет добровольных отчислений
работодателей и работников) начала
формироваться в 90-х годах. В сентябре
1992 г. вышел Указ Президента РФ "О
негосударственных пенсионных фондах".
Затем был подготовлен первый
вариант федерального закона "О
негосударственных пенсионных фондах".
Большую роль в становлении
Будучи некоммерческими
Требования к составу и
В настоящее время в России осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению 255 НПФ. За 10 месяцев 2008 года Пенсионный фонд Российской Федерации принял от 92 негосударственных пенсионных фондов (НПФ) 23 096 уведомлений о вновь заключенных с гражданами договорах об обязательном пенсионном страховании. Вместе с этими уведомлениями поступили заключенные НПФ 1 344 986 договоров об обязательном пенсионном страховании. Это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. /33/
Однако крайне низкий уровень участия экономически активного населения в системе негосударственного пенсионного обеспечения характеризует недостаточное развитие рынка НПФ. В ходе исследования были выявлены наиболее острые проблемы системы негосударственного пенсионного обеспечения:
1) Обеспечение сохранности и
эффективности инвестирования
2) Недостаточная проработанность
современной законодательной
3) Недоверие граждан к НПФ
как к негосударственным
Российский рынок
Основными преимуществами НПФ по сравнению с Государственным Пенсионным Фондом являются следующие:
1) Более высокая доходность - в 2-3 раза выше, чем в ПФР. Доходность ПФР составляет порядка 5-7 % годовых - ниже уровня инфляции. Это объясняется тем, что государственная управляющая компания (ГУК), которой является ВнешЭкономБанк (ВЭБ), инвестирует пенсионные деньги исключительно в высоконадежные государственные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством, в депозиты уполномоченных банков. Надежность этих инструментов - высокая, но при этом - низкая доходность. В НПФ же доходность составляет порядка 15-20 % годовых - выше уровня инфляции.
2) В любой момент вы можете
узнать состояние вашего счета.
3) Вы можете выбирать способ получения ваших накоплений, в ПФР выбора нет.
4) Право наследования. В ПФР,
если человек не доживает до
пенсии, его накопления забирает
государство. В НПФ, если
Таким образом, можно сделать вывод,
о том, что, учитывая исключительную
социальную и политическую значимость
и сложность организации
3.2 Меры по развитию пенсионной системы
Пенсионную систему Российской Федерации в ближайшее время ждут существенные изменения. Предполагается ввести сразу несколько новшеств.
Для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, попадающих под действие дореформенной и новой пенсионной системы правительство предполагает довести средний размер трудовой пенсии до 2,5 размеров прожиточного минимума к 2020 году. Для застрахованных лиц, полностью попадающих под действие новой пенсионной системы, предполагается создать необходимые условия для получения трудовой пенсии по старости на уровне 40% утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, в реальном выражении. Основными механизмами достижения выдвинутых ориентиров являются:
1) Повышение уровня пенсионного
обеспечения лиц старшего
2) Усиление страховых принципов
предоставления трудовых
Перевод базовой части трудовой
пенсии в состав страховой части,
ее индексация по общему правилу - росту
доходов пенсионного Фонда
3) Создание условий для
4) Совершенствование
Для решения задач развития пенсионной системы и формирования механизмов достижения целевых ориентиров, а также механизмов устойчивого функционирования пенсионной системы предлагается следующий комплекс мер:
1) повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидация бедности среди пенсионеров за счет:
а) увеличения денежной оценки (валоризации) пенсионных прав, приобретенных к моменту начала пенсионной реформы, позволяющей повысить страховую часть трудовой пенсии нынешним пенсионерам, имеющим продолжительный «дореформенный» трудовой стаж и по возрастным ограничениям не способным заработать существенную часть трудовой пенсии по новым правилам.
б) установления принципа назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки не обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум в Российской Федерации, и адресного доведения размера совокупной выплаты неработающим пенсионерам до указанной величины (установления социальной доплаты),
в) финансирования указанного повышения страховой части трудовой пенсии в связи с валоризацией и социальной доплаты за счет средств федерального бюджета;
2) усиление страховых принципов предоставления трудовых пенсий за счет:
а) перевода базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет средств страховых взносов, и индексации в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста среднемесячной начисленной заработной платы,
б) установления начиная с 2015 года зависимости размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа в момент ее назначения, в том числе установления принципа снижения ее размера на 3% за каждый год, недостающий до нормативной продолжительности страхового стажа (30 лет), и повышения на 6% за каждый год, превосходящий указанную нормативную продолжительность,
в) установления принципа невозможности пересмотра базовой составляющей страховой части трудовой пенсии после ее назначения с учетом дополнительного страхового стажа для стимулирования работающих граждан к более позднему обращению за назначением пенсии по старости в более высоком размере;
3) изменение источников финансирования системы обязательного пенсионного страхования и создание условий для формирования пенсионных прав застрахованных лиц в необходимом объеме, предусматривающее:
а) увеличение тарифа страховых взносов, учитываемых на индивидуальных лицевых счетах граждан и определяющих объем приобретаемых пенсионных прав, с 14 процентных пунктов до 16;
б) прекращение взимания страховых взносов с заработка, превышающего первый порог регрессии (в условиях 2008 года – 280 тыс. руб. в год, или около 135% среднемесячной начисленной заработной платы в стране), определение указанной величины в качестве предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы, и введение ежегодной индексации этого предельного размера в связи с ростом средней заработной платы,
в) введение солидарной части тарифа страховых взносов, которая в совокупности со средствами Фонда национального благосостояния и трансфертами из федерального бюджета должна обеспечивать исполнение солидарных обязательств в системе обязательного пенсионного страхования, целевой источник финансирования которых в настоящее время отсутствует,
г) установление единого для всех организаций и работодателей тарифа страховых взносов, независимо от отраслевой принадлежности, а также установление переходного периода до 2015 года, в течение которого для организаций в сфере высоких технологий и сельского хозяйства, применяющих специальные режимы налогообложения или имеющих льготы по уплате ЕСН, часть увеличенного тарифа страховых взносов компенсируется за счет средств федерального бюджета, с поэтапным снижением размера компенсации,
Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения