Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:32, отчет по практике
Местом для прохождения преддипломной практики был выбран ОАО «Белгазпромбанк», как один из динамично развивающихся, лидирующих банков Республики Беларусь. Практика проходила в управлении банковских карт, а конкретно в группе кредитных карт, под руководством руководителя группы Черепка Сергея Анатольевича. Целью прохождения практики была оценка и анализ работы данной структуры и выявление путей повышения эффективности работы, на примере кредита по программе «Быстрые деньги», который предоставляется на пластиковую карточку.
Введение 3
1. Сущность и понятие банковских пластиковых карточек 4
1.1 Понятие банковской пластиковой карточки, ее развитие и виды 4
1.2 Платежные системы действующие на основе банковских пластиковых карточек 11
1.3 Организация операций с использованием банковских пластиковых карточек 20
2. Анализ организации 27
2.1. Организационная структура банка 27
2.2. Миссия банка 30
2.3. Анализ основных показателей ОАО «Белгазпромбанк» 30
2.4. Анализ кредитного портфеля 31
2.5. Организационная структура департамента розничного бизнеса 43
2.6. Описание продукта и условия кредитования 45
2.7. Анализ работы управления 49
3. Пути повышения эффективности работы 52
Заключение 53
Список использованной литературы 54
Приложение 1. Выписка карт-счета 55
Продолжалась конкуренция
Eurocard также не стояла
на месте. Расширяя свое
Конкурентная борьба между платежными системами разворачивалась не только в Европе. В Японии, например, несмотря на активные попытки завоевания этого рынка "VISA" и "MasterCard", они проигрывали карточкам JCB. Общее количество держателей этих карточек в 1980 году было почти в два раза больше, чем выпущенных в Японии "VISA" и "MasterCard" вместе взятых.
Итак, на сегодняшний день крупнейшей платежной организацией является VISA Int., занимающей порядка 57% рынка банковских карт. Второй по величине является Europay/MasterCard Int., обладающая порядка 26 % рынка. Остальные десять процентов приходятся на карточки других международных организаций и локальные карточки различных банков.
Теперь рассмотрим историю карточек с точки зрения технологического развития.
Первые карточки были картонными, данные на них были либо написаны, либо выдавлены. Затем стали использовать металлические пластины, данные о клиенте на них эмбоссировались (выдавливались). Затем появились пластиковые карточки. Первоначально информация о клиенте на них была только в виде эмбоссированных данных. По мере развития научной мысли, пластиковая карточка обзавелась магнитной полосой, на которой и хранится основная информация о клиенте.
Появление магнитной полосы позволило выпускать карточки без эмбоссирования на них информации. Эти карточки могут быть использованы только в электронном оборудовании, позволяющем получить информацию с магнитной полосы.
Последним этапом технологической эволюции карточек стало появления на них микросхемы. Это позволило хранить на карточке больший объем информации. Этот факт позволяет карточкам с микросхемой (или микрочипом) осуществлять больше функций, чем карточкам с магнитной полосой. Пока карточки с микрочипом не получили широкого распространения в сфере банковских карточек. Это связано с отсутствием единых стандартов на микрочипы, применяемые для карточек, а также сложностью перевода инфраструктуры приема банковских карточек с магнитной полосы на чип.
Формирование и развитие отечественного рынка банковских пластиковых карточек наиболее активно началось в 1998 г. и происходило одновременно с проведением ряда экономических преобразований в республике. «Карточный рынок» в Беларуси развивается с учетом мирового опыта и национальных особенностей становления экономики.
Вопросы, связанные с выпуском и обращением карт, регламентируется рядом законодательных и нормативных актов, среди которых наиболее важными являются: Банковский кодекс Республики Беларусь, Инструкция о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь № 74 от 30 апреля 2004 г. (в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь № 51 от 16.02.2007) и т.д.
Рассмотрим различные виды пластиковых карточек:
1) в зависимости от материала из которого изготовлена карточка выделяют следующие виды:
- бумажные;
- пластиковые;
- металлические.
В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карточки. Однако для идентификации держателя карточки часто используются бумажные (картонные) карточки, запаянные или запрессованные в пластиковую пленку. Это ламинирование карточки. Если карточка используется для расчетов, то с целью повышения защищенности от подделки применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика. В то же время, в отличие от металлических карт пластик легко поддается термической обработке и давлению, что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.
2) с точки зрения механизма расчетов выделяются двухсторонние и многосторонние системы:
а) двухсторонние карточки
- возникли на базе
двухсторонних соглашений
- владельцы карточек могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях.
б) многосторонние карточки
- возглавляют национальные ассоциации банковских карточек;
- предоставляют владельцу
карточки возможность покупать
товары в кредит у различных
торговцев и организаций
- получать кассовые авансы;
- пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д. .
3) по функциональному назначению выделяют следующие виды карт:
- кредитные карточки,
используемые в кредитных
- дебетовые карточки,
используемые в дебитных
- карточки с овердрафтом.
а) кредитные карточки:
- оплата различных услуг и товаров за счет кредита, предоставленного банком либо специализированной сервисной компанией, не имея ни наличных денег, ни денег на банковском счете;
- необходимо иметь договор с банком, в котором клиент обязуется в течение определенного срока возвратить банку появившийся в результате платежа долг;
б) дебетовые карточки:
- используются для
оплаты товаров и услуг,
- клиент распоряжается только суммой с его банковского счета;
- обработка карточки в режиме on-line.
в) карточки с овердрафтом:
- возможность производить платежи свыше суммы, которая зачисляется на счет владельца карточки;
- это сравнительно
небольшая сумма трактуется
4) по способу записи информации на карту:
графическая запись, эмбоссирование, штрих-кодирование, кодировка на магнитной полосе, чип-карты (смарт-карты), лазерная запись(оптические карты).
- графическая запись - самая ранняя и простая форма записи информации, до сих пор используется во всех картах (наносится фамилия, имя, образец подписи и информация об эмитенте).
- эмбоссирование - позволяет значительно быстрее оформлять операцию оплаты карточкой, делая оттиск на ней слипа;
- штрих-код - применялся
до изобретения магнитной
- магнитная полоса - один
из самых распространенных на
сегодняшний день способов
- чип - очень дорогая технология, но наиболее надежное хранение информации;
- лазерная запись - еще более
дорогие карты, чем чиповые,
технология записи на них
5) по эмитентам(организация
- банковские (универсальные) карточки
- выпускаются банками и
- частные карточки - выпускаются коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании.
Основные преимущества банковских карт (особенно международных платёжных систем) заключаются в их универсальности. Платёжные системы заинтересованы в максимально широком их распространении. Например, банковские карты могут использоваться в магазинах, кафе, ресторанах, музеях, кинотеатрах, казино, автозаправках, вокзалах, аэропортах – список можно продолжать достаточно долго. В отличие от банковских пластиковых карт частные коммерческие или клубные карты используются только в ПТС компании, т. е. карты по оплате услуг ресторанов, насколько бы широка не была сеть точек по всему миру, ограничены пределами такой системы. Эти карты нельзя использовать для оплаты товаров в магазинах или получения других услуг.
Делая вывод из вышеизложенного видно, что пластиковая карточка занимает значимое место, как в безналичных расчетах так и в повседневной жизни. Появление это инструмента расчетов не было случайным, и на данный момент пластиковая карточка успешно завоевывает новые сферы видоизменяясь и получая дополнительную функциональную нагрузку.
Под платежной системой понимают совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.
С организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.
В настоящее время
в мире действует несколько
Ассоциации разрабатывают общие правила проведения расчетов, проводят анализ и корректировку деятельности системы. Кроме того, головные компании платежных систем аккумулируют ресурсы для внедрения новых технологий, для создания и развития информационных коммуникаций.
Расходы ассоциаций покрываются за счет взносов банков — участников платежной системы пропорционально объему их карточных операций.
Ассоциации выполняют следующие функции:
- выдача лицензий на выпуск карточек с логотипом ассоциации;
- охрана патентов и прав;
- разработка стандартов и правил ведения операций;
- обеспечение надлежащего
функционирования национальных
и международных систем
- обмер финансовой
информации и перевод
- исследования и анализ;
- разработка новых платежных продуктов;
- маркетинг, реклама и
К числу важных операционных функций, выполняемых ассоциациями для своих членов, относится авторизация, то есть получение от банка-эмитента разрешения на сделку, если сумма покупки превышает разовый лимит или если у торговца существуют сомнения в личности клиента и законности использования им карточки.
Запрос поступает по телефону (off-line)
или через специальный
Другой важнейшей функцией карточных ассоциаций является организация процесса окончательного урегулирования и погашения задолженности по карточным операциям (settlement).
Рассмотрим две наиболее
крупных международных
По данным за 2005 г. международный
рынок поделен между
Оборот по карточкам Visa в 1980 году достиг 1 млрд долларов. Через десятилетие в обороте находилось 105 млн. карточек Visa, а объем операций достиг 171 млрд. долларов. В 1999 году во всём мире ежедневно использовалось более 1 миллиарда карт Visa. В том же году товаров и услуг было оплачено с помощью карт Visa на сумму около 1,6 триллиона долларов. В настоящее время более 50% всех транзакций физических лиц в интернет осуществляется с использованием карт VISA.
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Белгазпромбанк»