Отчет по практике в ОАО «Белгазпромбанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:32, отчет по практике

Краткое описание

Местом для прохождения преддипломной практики был выбран ОАО «Белгазпромбанк», как один из динамично развивающихся, лидирующих банков Республики Беларусь. Практика проходила в управлении банковских карт, а конкретно в группе кредитных карт, под руководством руководителя группы Черепка Сергея Анатольевича. Целью прохождения практики была оценка и анализ работы данной структуры и выявление путей повышения эффективности работы, на примере кредита по программе «Быстрые деньги», который предоставляется на пластиковую карточку.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и понятие банковских пластиковых карточек 4
1.1 Понятие банковской пластиковой карточки, ее развитие и виды 4
1.2 Платежные системы действующие на основе банковских пластиковых карточек 11
1.3 Организация операций с использованием банковских пластиковых карточек 20
2. Анализ организации 27
2.1. Организационная структура банка 27
2.2. Миссия банка 30
2.3. Анализ основных показателей ОАО «Белгазпромбанк» 30
2.4. Анализ кредитного портфеля 31
2.5. Организационная структура департамента розничного бизнеса 43
2.6. Описание продукта и условия кредитования 45
2.7. Анализ работы управления 49
3. Пути повышения эффективности работы 52
Заключение 53
Список использованной литературы 54
Приложение 1. Выписка карт-счета 55

Файлы: 1 файл

Мой отчет готовый.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

Продолжалась конкуренция американских карточных ассоциаций и в Европе. В 1974 году МКА совершила значительный рывок в конкурентной гонке с BankAmericard, подписав соглашение с британской системой Access Card, которая входила в Ассоциацию Eurocard. Так началось сотрудничество Eurocard и американской Межбанковской карточной ассоциации, выпускающей "Master Charge". Это стало одной из причин, по которой в 1976 году НБИ переименовала свою карточку "BankAmericard" на известную теперь всем "VISA". Аналогичный шаг предприняла в 1980 году и МКА, дав своей карточке "более международное" название "MasterCard".

Eurocard также не стояла  на месте. Расширяя свое сотрудничество  с MasterCard, эта ассоциация по  мере появления новых технологий  заключила соглашения с компаниями Cirrus и Maestro, что позволило расширить  ассортимент предлагаемых клиентам  видов услуг за счет карточек для получения наличных в банкоматах. В конце 1992 года произошло слияние Eurocard International с платежной системой Eurocheck. Новая организация стала называться Europay International.

Конкурентная борьба между платежными системами разворачивалась не только в Европе. В Японии, например, несмотря на активные попытки завоевания этого рынка "VISA" и "MasterCard", они проигрывали карточкам JCB. Общее количество держателей этих карточек в 1980 году было почти в два раза больше, чем выпущенных в Японии "VISA" и "MasterCard" вместе взятых.

Итак, на сегодняшний  день крупнейшей платежной организацией является VISA Int., занимающей порядка 57% рынка банковских карт. Второй по величине является Europay/MasterCard Int., обладающая порядка 26 % рынка. Остальные десять процентов приходятся на карточки других международных организаций и локальные карточки различных банков.

Теперь рассмотрим историю  карточек с точки зрения технологического развития.

Первые карточки были картонными, данные на них были либо написаны, либо выдавлены. Затем стали использовать металлические пластины, данные о клиенте на них эмбоссировались (выдавливались). Затем появились пластиковые карточки. Первоначально информация о клиенте на них была только в виде эмбоссированных данных. По мере развития научной мысли, пластиковая карточка обзавелась магнитной полосой, на которой и хранится основная информация о клиенте.

Появление магнитной  полосы позволило выпускать карточки без эмбоссирования на них информации. Эти карточки могут быть использованы только в электронном оборудовании, позволяющем получить информацию с магнитной полосы.

Последним этапом технологической  эволюции карточек стало появления  на них микросхемы. Это позволило  хранить на карточке больший объем  информации. Этот факт позволяет карточкам с микросхемой (или микрочипом) осуществлять больше функций, чем карточкам с магнитной полосой. Пока карточки с микрочипом не получили широкого распространения в сфере банковских карточек. Это связано с отсутствием единых стандартов на микрочипы, применяемые для карточек, а также сложностью перевода инфраструктуры приема банковских карточек с магнитной полосы на чип.

Формирование и развитие отечественного рынка банковских пластиковых  карточек наиболее активно началось в 1998 г. и происходило одновременно с проведением ряда экономических преобразований в республике. «Карточный рынок» в Беларуси развивается с учетом мирового опыта и национальных особенностей становления экономики.

Вопросы, связанные с  выпуском и обращением карт, регламентируется рядом законодательных и нормативных актов, среди которых наиболее важными являются: Банковский кодекс Республики Беларусь, Инструкция о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь № 74 от 30 апреля 2004 г. (в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь № 51 от 16.02.2007) и т.д.

Рассмотрим различные  виды пластиковых карточек:

1) в зависимости от  материала из которого изготовлена карточка выделяют следующие виды:

- бумажные;

- пластиковые;

- металлические.

В настоящее время  практически повсеместное распространение  получили пластиковые карточки. Однако для идентификации держателя  карточки часто используются бумажные (картонные) карточки, запаянные или запрессованные в пластиковую пленку. Это ламинирование карточки. Если карточка используется для расчетов, то с целью повышения защищенности от подделки применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика. В то же время, в отличие от металлических карт пластик легко поддается термической обработке и давлению, что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.

2) с точки зрения  механизма расчетов выделяются  двухсторонние и многосторонние системы:

а) двухсторонние карточки

- возникли на базе  двухсторонних соглашений между  участниками расчетов;

- владельцы карточек  могут использовать их для  покупки товаров в замкнутых  сетях.

б) многосторонние карточки

- возглавляют национальные  ассоциации банковских карточек;

- предоставляют владельцу  карточки возможность покупать  товары в кредит у различных  торговцев и организаций сервиса;

- получать кассовые  авансы;

- пользоваться автоматами  для снятия наличных денег  с банковского счета  и т.д. .

3) по функциональному назначению выделяют следующие виды карт:

-  кредитные карточки, используемые в кредитных платежных  системах;

-  дебетовые  карточки, используемые в дебитных платежных  системах;

-  карточки с овердрафтом.

а) кредитные карточки:

- оплата  различных услуг и товаров за счет кредита, предоставленного банком либо специализированной сервисной компанией, не имея ни наличных денег, ни денег на банковском счете;

- необходимо иметь  договор с банком, в котором  клиент обязуется в течение  определенного срока возвратить банку появившийся в результате платежа долг;

б) дебетовые  карточки:

- используются для  оплаты товаров и услуг, получения  наличных денег в банках путем прямого списания денег со счета плательщика;

- клиент распоряжается  только суммой с его банковского счета;

- обработка карточки  в режиме on-line.

в) карточки с овердрафтом:

- возможность производить  платежи свыше суммы, которая  зачисляется на счет владельца  карточки;

- это сравнительно  небольшая сумма трактуется как  автоматическое предоставление кредита без специального кредитного договора.

4) по способу записи  информации на карту:

графическая запись, эмбоссирование, штрих-кодирование, кодировка на магнитной  полосе, чип-карты (смарт-карты), лазерная запись(оптические карты).

- графическая запись - самая ранняя и простая форма записи информации, до сих пор используется во всех картах (наносится фамилия, имя, образец подписи и информация об эмитенте).

- эмбоссирование - позволяет значительно быстрее оформлять операцию оплаты карточкой, делая оттиск на ней слипа;

- штрих-код - применялся  до изобретения магнитной полосы, низкая секретность в платежных  системах распространения не  получил;

- магнитная полоса - один  из самых распространенных на  сегодняшний день способов нанесения  информации на карту, очень популярна в платежных системах;

- чип - очень дорогая технология, но наиболее надежное хранение  информации;

- лазерная запись - еще более  дорогие карты, чем чиповые,  технология записи на них схожа  с записью на лазерные диски,  в банковских технологиях распространения не получили.

5) по эмитентам(организация осуществляющая  эмиссию пластиковых карточек):

- банковские (универсальные) карточки - выпускаются банками и финансовыми  компаниями;

- частные карточки - выпускаются  коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании.

Основные преимущества банковских карт (особенно международных  платёжных систем) заключаются в  их универсальности. Платёжные системы  заинтересованы в максимально широком  их распространении. Например, банковские карты могут использоваться в магазинах, кафе, ресторанах, музеях, кинотеатрах, казино, автозаправках, вокзалах, аэропортах – список можно продолжать достаточно долго. В отличие от банковских пластиковых карт частные коммерческие или клубные карты используются только в ПТС компании, т. е. карты по оплате услуг ресторанов, насколько бы широка не была сеть точек по всему миру, ограничены пределами такой системы. Эти карты нельзя использовать для оплаты товаров в магазинах или получения других услуг.

Делая вывод из вышеизложенного  видно, что пластиковая карточка занимает значимое место, как в безналичных  расчетах так и в повседневной жизни. Появление это инструмента  расчетов не было случайным, и на данный момент пластиковая карточка успешно  завоевывает новые сферы видоизменяясь и получая дополнительную функциональную нагрузку.

1.2 Платежные системы действующие на основе банковских пластиковых карточек

 

Под платежной системой понимают совокупность методов и  реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.

С организационной точки  зрения ядром платежной системы  является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

В настоящее время  в мире действует несколько международных  платежных систем, или, как их называют в странах англосаксонского Права, Международных карточных ассоциаций. Крупнейшими из них, напомним, являются Visa International, MasterCard International, American Express, Diners Club Inter-national и JCB Card.

Ассоциации разрабатывают  общие правила проведения расчетов, проводят анализ и корректировку деятельности системы. Кроме того, головные компании платежных систем аккумулируют ресурсы для внедрения новых технологий, для создания и развития информационных коммуникаций.

Расходы ассоциаций покрываются  за счет взносов банков — участников платежной системы пропорционально объему их карточных операций.

Ассоциации выполняют  следующие функции:

- выдача лицензий на  выпуск карточек с логотипом  ассоциации;

- охрана патентов и  прав;    

- разработка стандартов  и правил ведения операций;

- обеспечение надлежащего  функционирования национальных  и международных систем автоматизации  и расчетов;

- обмер финансовой  информации и перевод комиссионных  выплат участниками системы;

- исследования и анализ;

- разработка новых платежных  продуктов;

- маркетинг, реклама и продвижение  продукта на рынок.

К числу важных операционных функций, выполняемых ассоциациями для своих  членов, относится авторизация, то есть получение от банка-эмитента разрешения на сделку, если сумма покупки превышает  разовый лимит или если у торговца существуют сомнения в личности клиента и законности использования им карточки.

Запрос поступает по телефону (off-line) или через специальный электронный  терминал, именуемый POS-терминалом (в  режиме on-line). Банк-эмитент дает разрешение, если общий лимит счета не превышен и карточка не числится в стоп-листе. Операции присваивается авторизационный код, который фигурирует затем в отчетности. В банках существуют специальные центры авторизации, работники которых отвечают на звонки торговцев. Если запрос поступает через электронный терминал, банковский компьютер принимает кодированное сообщение и дает разрешение или запрещает сделку .

Другой важнейшей функцией карточных ассоциаций является организация  процесса окончательного урегулирования и погашения задолженности по карточным операциям (settlement).

Рассмотрим две наиболее крупных международных платежных  системы – Visa и MasterCard.

По данным за 2005 г. международный  рынок поделен между иностранными платежными системами следующим  образом - доля VISA составляет 60 %, Europay - 24 %, American Express - 12 %, Diners Club - 1,5 %, JCB – 0,5 %. (Рисунок 1.3) [9, с.17].

Оборот по карточкам Visa в 1980 году достиг 1 млрд долларов. Через десятилетие в обороте находилось 105 млн. карточек Visa, а объем операций достиг 171 млрд. долларов. В 1999 году во всём мире ежедневно использовалось более 1 миллиарда карт Visa. В том же году товаров и услуг было оплачено с помощью карт Visa на сумму около 1,6 триллиона долларов. В настоящее время более 50% всех транзакций физических лиц в интернет осуществляется с использованием карт VISA.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Белгазпромбанк»