Особенности распределения полномочий по расходам между уровнями бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление возможностей повышения экономической отдачи от осуществляемых бюджетных расходов с учетом особенностей планирования и реализации их по стадиям бюджетного процесса и на основании обобщения современной теории и практики управления бюджетными расходами и доходами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА…………………………………………………… 7
1.1 Бюджетная система РФ и характеристика ее звеньев……………............ 7
1.2. Характеристика и принципы осуществления расходов бюджета …....... 10
1.3. Разграничение расходных полномочий бюджетов в РФ………………. 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ….... 18
2.1 Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………………………………. 18
2.2 Построение прогноза показателей Федерального бюджета в среднесрочной перспективе…………………………………………………… 21

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РФ 26
3.1. Проблемы реализации программы развития бюджетного федерализма 26
3.2. Совершенствование межбюджетных отношений……………………….. 27
3.3 Основные цели бюджетной политики…………………………………….. 33
3.4.Совершенствование межбюджетных отношений …………………. 30
3.5 Пути совершенствования закрепления расходных полномочий за уровнями бюджетной системы РФ…………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………... 40
ПРИЛОЖЕНИЕ НА 3 ЛИСТАХ

Файлы: 1 файл

Особенности распределения полномочий по расходам между уровнями бюджетной системы РФ.docx

— 111.84 Кб (Скачать)

  Федеральное агентство по образованию РФ

  Брянский  государственный университет имени

  академика И.Г. Петровского

  Социально-экономический  институт

  Финансово-экономический  факультет

 

  Кафедра «Финансы и кредит»

  КУРСОВАЯ РАБОТА

  по  дисциплине «Финансы»

  на  тему: «Особенности распределения полномочий по расходам между уровнями бюджетной системы РФ » 
 
 
 

  Выполнила:

  Студентка 2 курса группы 9

  специальности «Финансы и кредит»

  Ковалёва  Кристина

  (полное  обучение) 

  Проверил: Беспалов Р.А. 

                                                   Брянск 2011

Содержание

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
3
ГЛАВА 1. РОЛЬ БЮДЖЕТА В  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ  РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА…………………………………………………… 7
1.1 Бюджетная  система РФ и характеристика  ее звеньев……………............ 7
1.2. Характеристика  и принципы осуществления расходов  бюджета …....... 10
    1.3. Разграничение  расходных полномочий бюджетов  в РФ……………….
13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РФ….... 18
  2.1 Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………………………………. 18
  2.2 Построение прогноза показателей Федерального бюджета в среднесрочной перспективе………………………………………………… 21
   
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В  РФ 26
3.1. Проблемы  реализации программы развития  бюджетного федерализма 26
    3.2. Совершенствование  межбюджетных отношений………………………..
27
3.3 Основные цели бюджетной политики…………………………………….. 33
    3.4.Совершенствование  межбюджетных отношений ………………….     30

3.5 Пути  совершенствования закрепления  расходных полномочий за уровнями  бюджетной системы РФ…………………………………………36

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

38
    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...
40
    ПРИЛОЖЕНИЕ  НА 3 ЛИСТАХ
 

 
 
 
 

  

 

ВВЕДЕНИЕ

  Процесс реформирования финансовой системы  России в большей степени отразился  на изменении корпоративных методов  управления финансами хозяйствующих  субъектов. В меньшей степени  рыночный подход используется в сфере  государственных финансов. Отражая  запросы бюджетополучателей, государственный  бюджет продолжает планироваться и  утверждаться на сметно-расходной основе, в то время как большинство  развитых стран использует в этом случае методы программно-целевого планирования и, соответственно, финансирования. Проводимые в настоящее время бюджетные  реформы в России призваны решить ряд существующих проблем в бюджетной  сфере, в том числе и в области  расходов.

             Бюджетная сфера России в целом  является одновременно и ведущим  звеном финансовой системы, определяющим  основные направления перераспределения  финансовых ресурсов в обществе  и, таким образом, предопределяющим  общий курс развития всей финансовой  системы  государства, но и  ведомым инструментом перераспределения  денежных средств между слоями  и группами населения, отраслями  и территориями. В настоящее время  наличие минимальных социальных  стандартов, объективные причины  ограниченности возможностей усовершенствования  и расширения неналоговых форм  бюджетной мобилизации ресурсов, лоббирование интересов основных  групп пользователей ресурсов  государственного бюджета: сельского  хозяйства, обороны, энергетики, транспорта и т.д., - приводят к  практически автоматическому переносу  принятых и исполненных бюджетными  фондами обязательств на последующие  финансовые периоды.

  На  современном этапе развития бюджетной  системы России федеральный бюджет характеризуется повышенной степенью контроля за целевым расходованием  бюджетных средств в ходе исполнения бюджета. Кроме того, на федеральный уровень бюджетной системы возлагаются наиболее масштабные,  
стратегически обоснованные и политически связанные расходные полномочия  
- например, национальная оборона, международная деятельность, социальная политика, обслуживание государственного долга и другие. Поэтому наибольшая мобильность в вопросах распределения и использования бюджетных ресурсов формируется на уровне консолидированных бюджетов субъектов Федерации. Подобное состояние общественных денежных фондов выявляет общее направление диссертационного исследования. Основной проблемой, поставленной в ходе исследования, является определение подходов к формированию структуры расходов государственного бюджета и необходимость проведения оценки планируемых и осуществляемых расходов на предмет воздействия на экономику.

  Целью исследования является выявление возможностей повышения экономической отдачи от осуществляемых бюджетных расходов с учетом особенностей планирования и реализации их по стадиям бюджетного процесса и на основании обобщения  современной теории и практики управления бюджетными расходами и доходами.

  В основе исследования лежит гипотеза о том, что существует определенная зависимость доходного потенциала бюджета от объема и структуры  его текущих расходов, то есть о  том, что на динамику роста доходов  государственного бюджета влияние  оказывают как величина, так и  структура расходов, посредством  оптимизации которой возможно достичь  максимального значения доходов  бюджета, являющихся следствием осуществленных ранее расходов.  
          Задачами исследования в соответствии с указанными целью и научной гипотезой являются:

  - определить изменение роли государственного  бюджета в условиях  
меняющегося экономического базиса и на этой основе выявить современные подходы к планированию и осуществлению бюджетных расходов;  
          - выяснить возможности построения бюджетной стратегии путем внедрения в практику управления государственными финансами корпоративных подходов к выработке финансовых, стратегий как основы обоснования целесообразности и оптимизации структуры бюджетных расходов;

             - рассмотреть систему современных  методов бюджетного анализа с  точки зрения оценки эффективности осуществления бюджетных расходов и дополнить их показателями анализа целесообразности структуры расходов бюджета;  
         Объектом исследования является государственный бюджет РФ, как инструмент мобилизации и расходования финансовых ресурсов.  
Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, возникающих в процессе осуществления бюджетных расходов и формирования доходов бюджета в их взаимосвязи.

            Теоретико-методологической базой  исследования послужили работы  экономистов в области теории  государственных финансов, государственного  бюджета, государственного кредита  и государственных расходов. В  ходе исследования использованы  труды отечественных и зарубежных  практиков и теоретиков, рассматривавших  вопросы государственных расходов, их влияния на развитие экономики  и общества, их обусловленности  и необходимости; нормативные  материалы в области регулирования  бюджетного процесса и отдельной  его части - бюджетного планирования.

           Информационной основой аналитического  раздела работы стали отчетность  об исполнении Федерального бюджета  РФ и бюджетов субъектов РФ  на официальном сайте Минфина  РФ. Для решения поставленных  задач в работе применены современные  математико-статистические методы.

  В процессе исследования применение нашли  основные методы познания:  
- системный — связующий различные уровни и сегменты финансовой системы современного общества в динамическом видении на основании традиционной, уже на высоком уровне проработанной статичной схемы финансовых взаимосвязей;  
- дедуктивный — позволяющий оценить более высокие уровни бюджетного механизма на основании более низших - в части определения доходного ¦ бюджетного потенциала в зависимости от конкретных отдельных осуществляемых бюджетных расходов;

  - индуктивно-комплементарный (метод последовательных ограничений, или, метод ветвей) - позволяющий оценить низшие уровни соорганизации в, подчинении единой концепции - выработка конкретной попозиционной  
структуры бюджетных расходов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

   Глава 1. РОЛЬ БЮДЖЕТА  В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ

  РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

  1.1 Бюджетная система  РФ и характеристика  ее звеньев 

         Все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют собой в совокупности определенную систему, которая называется бюджетная система. Согласно законодательства она представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов федерации и местных административно-территориальных единиц.

  Государственная бюджетная система  РФ состоит  из трех звеньев и включает: республиканский (федеральный) бюджет; 21 республиканский  бюджет в составе РФ, 55 краев и  областных бюджетов, городские бюджеты  Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области; около 29 тысяч  местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

   Схема бюджетной  системы РФ приведена на рис.1

  

  

  

    

  

    

  

     
 

  Рис.1 Бюджетная система  РФ 

  Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих уровней. Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих  государственных или местных  органов. В законе дано определение  консолидированного бюджета – это  свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ на соответствующей территории. Бюджетный кодекс РФ, который был принят в 1998 году расширил бюджетную систему, включив туда бюджеты внебюджетных фондов.

  Бюджет  – это финансовый план, состоящий  из доходов и расходов. Он представляет собой форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  страны. Бюджету принадлежит ведущее  положение в финансовой системе  страны. Он выражает часть распределительных  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями и  населением – с другой, которые  связаны с формированием и  использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

  Одной из важнейших характеристик бюджетного устройства государства является структура  его бюджетной системы. Построение бюджетной системы зависит в  первую очередь от формы государственного устройства страны. В унитарных государствах имеется два звена бюджетной  системы - государственный бюджет и  местные бюджеты.

        Расходы бюджета  составляют денежные средства, направляемые в соответствии с законодательством  РФ на финансовое обеспечение задач  и функций органов государственной  власти и органов местного  самоуправления.[13; 752 с.]

        Федеральный бюджет выполняет следующие основные функции - способствует перераспределению национального  дохода и ВВП; является важным элементов  регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения  эффективности производства; обеспечивает социальную направленность расходования бюджетных средств; оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйствования и учреждения непроизводственной сферы; организует распределительные процессы в народном хозяйстве; позволяет осуществлять Хконтроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.

Информация о работе Особенности распределения полномочий по расходам между уровнями бюджетной системы РФ