Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:08, курсовая работа
Целью исследования является выявление возможностей повышения экономической отдачи от осуществляемых бюджетных расходов с учетом особенностей планирования и реализации их по стадиям бюджетного процесса и на основании обобщения современной теории и практики управления бюджетными расходами и доходами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА…………………………………………………… 7
1.1 Бюджетная система РФ и характеристика ее звеньев……………............ 7
1.2. Характеристика и принципы осуществления расходов бюджета …....... 10
1.3. Разграничение расходных полномочий бюджетов в РФ………………. 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ….... 18
2.1 Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………………………………. 18
2.2 Построение прогноза показателей Федерального бюджета в среднесрочной перспективе…………………………………………………… 21
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РФ 26
3.1. Проблемы реализации программы развития бюджетного федерализма 26
3.2. Совершенствование межбюджетных отношений……………………….. 27
3.3 Основные цели бюджетной политики…………………………………….. 33
3.4.Совершенствование межбюджетных отношений …………………. 30
3.5 Пути совершенствования закрепления расходных полномочий за уровнями бюджетной системы РФ…………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………... 40
ПРИЛОЖЕНИЕ НА 3 ЛИСТАХ
При
этом, проводимая в стране реформа
межбюджетных отношений, особенно в
части финансирования социальных полномочий,
должна способствовать росту благосостояния
населения и обеспечению
Потому,
не обходимо продолжать совершенствование
межбюджетных отношений и разграничения
полномочий между уровнями публичной
власти с учетом предложений и
замечаний органов
Учитывая вышесказанное, участники Круглого стола рекомендуют:
1.
Федеральному Собранию
-
не принимать законодательные
акты Российской Федерации,
-
рассмотреть вопрос о внесении
в Бюджетный кодекс Российской
Федерации изменений,
-
рассмотреть вопрос о внесении
в Налоговый кодекс Российской
Федерации изменений,
2.
Правительству Российской
- продолжить работу по совершенствованию межбюджетных отношений в связи с разграничением полномочий с учетом необходимости создания условий для увеличения доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации;
-
предусмотреть компенсацию
-
подготовить предложения по
-
провести инвентаризацию
-
усовершенствовать механизм
-
принять меры по обеспечению
стабильности закрепленных за
уровнями публичной власти
-
при делегировании органам
-
рассмотреть вопрос о
-
предусмотреть получение
-
установить единые, формализованные
и прозрачные принципы
3.
Органам государственной
-
завершить работу по
-
провести анализ реализации
-
обеспечить гражданам равные
условия в осуществлении своих
прав на социальную поддержку
и не допустить снижение
-
оказывать методологическую и
консультативную помощь
Регионы не должны пострадать в результате проводимых преобразований. Решение этой задачи будет зависеть от повышения эффективности финансовой помощи из федерального бюджета, обеспечения методологической основы для успешной реализации начатых реформ межбюджетных отношений.
С
этой точки зрения сосредоточение внимания
на определении расходных
Важнейшей
составной частью бюджетной политики
страны выступает, как уже отмечено,
концепция межбюджетных отношений.
На ее основе разрабатываются подходы
к разграничению доходных и расходных
полномочий между уровнями власти,
определению критериев и
Межбюджетные отношения тесно связаны с региональной политикой. Финансовая составляющая региональной политики не ограничивается межбюджетными отношениями и включает в себя инвестиции из федерального бюджета, а также основную часть его прямых расходов (средства федерального бюджета расходуются на конкретных территориях).
В
экономической литературе неоднократно
высказывалось мнение, что спецификой
России является сочетание высокой
степени децентрализации
В рыночных условиях критериями эффективности бюджетных расходов на развитие промышленности являются темпы роста в технически передовых отраслях, требующих венчурных по своему характеру инвестиций, и эффект мультипликатора расходов.
Современная
бюджетная политика, включая ее составную
часть по совершенствованию межбюджетных
отношений, безусловно, обеспечивает создание
ряда предпосылок для увеличения
инвестиций в отечественную экономику,
создания условий для ее устойчивого
роста и повышения
3.5
Пути совершенствования
закрепления расходных
полномочий за уровнями
бюджетной системы РФ
Важнейшим качеством бюджетной системы является ее целостность, под которой понимается равенство бюджетных полномочий всех уровней бюджетной системы, т.е. ни один уровень бюджетной системы не может считаться важнее другого. Однако, в РФ в настоящее время наблюдается иная ситуация: приоритет отдается федеральному бюджету, наименьшее внимание уделяется двум другим уровням бюджетной системы. В самом бедственном положении находится местный бюджет, поскольку он попадает в зависимость от вышестоящих бюджетов. Органы местного самоуправления не получили реально возможности самостоятельно и в достаточном объеме формировать собственные бюджетные доходы. Финансовая база органов местного самоуправления пополняется за счет доходов вышестоящих бюджетов (это и нормативы отчислений от регулирующих налогов, и финансовая помощь в виде дотаций, субвенций, субсидий, а также средства, поступающие из ФФПМО). В результате, сохраняется устойчивый дисбаланс между доходными возможностями и расходными полномочиями местных бюджетов. [17, 8-11с .]
Распределение расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы должно основываться на том разграничении предметов ведения, которое установлено Конституцией РФ, а средства бюджетов всех уровней — направляться на реализацию тех предметов ведения, которые закреплены за федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением. Однако Бюджетный кодекс этой задаче соответствует не в полной мере.
Решение
вопроса о разграничении
-
соответствия формальным
-
обеспечения реализации тех
-
самостоятельности федерации,
-
учета подчиненности (
-
учета воздействия (значения) бюджетных
мероприятий на развитие
-
минимальной бюджетной
Реформа разграничения полномочий законодательно закрепила значительную часть полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и от того, насколько эффективно будут использоваться региональные финансы, во многом будет определяться и устойчивость государственных финансов в целом.
В условиях разграничения полномочий предстоит пересмотреть принципы оказания финансовой помощи, предоставляемой на условиях софинансирования в целях обеспечения выполнения приоритетных для Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства для предоставления указанной помощи предусматривается сконцентрировать в специально создаваемом Федеральном фонде софинансирования расходов.
Для этого необходимо доработать механизм финансирования из Федерального фонда софинансирования социальных расходов. Успешный опыт применения этого Фонда для ускорения темпов реформы жилищно-коммунального хозяйства позволяет сделать вывод о необходимости расширения сфер его применения, основанного на выполнении субъектами Российской Федерации ряда условий, от которых будут зависеть размеры предоставляемых им средств Фонда. Необходимо определить круг приоритетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, которые могут быть использованы для софинансирования из федерального бюджета, установить условия получения этой финансовой помощи с учетом показателей качества выполнения определенных задач, порядок ее формирования и распределения.