Особенности распределения полномочий по расходам между уровнями бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление возможностей повышения экономической отдачи от осуществляемых бюджетных расходов с учетом особенностей планирования и реализации их по стадиям бюджетного процесса и на основании обобщения современной теории и практики управления бюджетными расходами и доходами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА…………………………………………………… 7
1.1 Бюджетная система РФ и характеристика ее звеньев……………............ 7
1.2. Характеристика и принципы осуществления расходов бюджета …....... 10
1.3. Разграничение расходных полномочий бюджетов в РФ………………. 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ….... 18
2.1 Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………………………………. 18
2.2 Построение прогноза показателей Федерального бюджета в среднесрочной перспективе…………………………………………………… 21

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РФ 26
3.1. Проблемы реализации программы развития бюджетного федерализма 26
3.2. Совершенствование межбюджетных отношений……………………….. 27
3.3 Основные цели бюджетной политики…………………………………….. 33
3.4.Совершенствование межбюджетных отношений …………………. 30
3.5 Пути совершенствования закрепления расходных полномочий за уровнями бюджетной системы РФ…………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………... 40
ПРИЛОЖЕНИЕ НА 3 ЛИСТАХ

Файлы: 1 файл

Особенности распределения полномочий по расходам между уровнями бюджетной системы РФ.docx

— 111.84 Кб (Скачать)

  Собственные налоги органов местного самоуправления покрывают менее чем 15% расходных  потребностей региональных и местных  бюджетов. О том, как стимулировать  укрепление этой доходной базы, шла  речь на парламентских слушаниях  в Совете Федерации, где обсуждался ход реализации Программы развития бюджетного федерализма.  

  3.2.Социально-экономическое     развития  
Российской Федерации в 2011-2013 годах
 

  Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных  обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий  для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных  преобразований в сфере образования  и здравоохранения.

  Экономика Российской Федерации в ближайшие  годы будет функционировать в  условиях  относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и  улучшением ситуации с банковским кредитованием.

  Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры  мирового рынка сырья и капитала.

  В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов  в 2010-2013 годах (приложение 5).

    По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за первое полугодие 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 2%.

  В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе  использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках 

  Частично  снижение дефицита предполагается осуществить  за счет сворачивания антикризисных  мер поддержки экономики. Вместе с тем, некоторые из начатых антикризисных  мер  будут продолжены, например такие, как поддержка рынка труда, субсидирование процентных ставок и  другие меры поддержки автомобильной  промышленности, самолетостроения и  других отраслей.

  При этом уменьшение государственных расходов может вызвать снижение темпов роста  в краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочной перспективе  сохранение государственной поддержки  экономики за счет высокого дефицита федерального бюджета может вызвать  рост инфляции, укрепление курса национальной валюты, увеличения стоимости государственных  заимствований, что в конечном итоге  усложнит корпоративному сектору задачу привлечения капитала, необходимого для модернизации.

  При этом большинство стран, в том  числе сопоставимые по объемам ВВП  с Россией, основное сокращение дефицита планируют за счет снижения государственных  расходов. Еще одной мерой для  этих государств является повышение  налогов. Соотношение этих двух мер  может оцениваться примерно как 4:1. Россия могла бы придерживаться аналогичных пропорций.[19]

  В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования  станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся  дефиците означает существенный (более  чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 300 млрд. рублей в 2010 г. до свыше 500 млрд. рублей в 2013 году.

  Основным  источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг  на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут  превышать 1 трлн. рублей в год.

  Российская  экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных  мер. Модернизация экономики, повышение  производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства –  создавать для этого необходимые  условия. 

  3.3. Основные цели бюджетной политики

    Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.

  Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и  решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной  экономики.

  В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными  целями бюджетной политики в 2011-2013 годах  являются:

  1) использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  макроэкономического регулирования;

  2) разработка и внедрение инструментов  поддержки инноваций;

  3) обеспечение долгосрочной устойчивости  и сбалансированности пенсионной  системы;

  4) повышение качества человеческого  капитала;

  5) повышение доступности и качества  государственных и муниципальных  услуг;

  6) реализация Программы повышения  эффективности бюджетных расходов  на период до 2012 года.

  В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а  также перестройку предприятий  на работу в новых внешних и  внутренних условиях при безусловном  исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

  Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы  федерального бюджета предполагается сократить с 22,8% к ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году, сохранить  их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность  бюджетной политики ближайших трех лет.

  При этом для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную  поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной  инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса  по разработке и коммерциализации новых  технологий в Сколково.

  Кроме того, сохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны  наиболее острые вопросы бюджетной  устойчивости. В среднесрочной перспективе  запланировано дальнейшее повышение  уровня расходов на пенсионное обеспечение  населения. Это решение обусловлено  низким уровнем доходов пенсионеров  и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает  дополнительные обязательства на федеральный  бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

  При формировании долгосрочной бюджетной  политики необходимо учитывать, что  Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

  В федеральном бюджете запланированы  ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате  социальных пособий и компенсаций, кроме того, предусмотрена индексация зарплат работникам бюджетной сферы  и военнослужащим. Однако следует  отметить слабую направленность социальной политики на поддержку нуждающихся граждан. В этой связи и в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах в среднесрочной перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это позволит увеличить защищенность нуждающихся в поддержке государства.

  Еще одним приоритетом бюджетной  политики, направленным на повышение  качества человеческого капитала, будут  оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

  Повышение страховых взносов на 2% принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года.

  Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования  как основы инновационной экономики.

  Общий объем ассигнований на поддержку  культуры, кинематографии и средств  массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие три года планируется поддерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах.

  Это позволит обеспечить проведение мероприятий  по обеспечению сохранности и  доступности объектов культурного  наследия России; по поддержке театров  и отечественного кинематографа; по развитию библиотек; проведение реставрации  и реконструкции объектов национального  достояния. В помощь творческой деятельности предусматривается финансирование грантов в области искусства, выделяются средства на выплату премий выдающимся деятелям культуры и талантливой  молодежи.

  Среди приоритетов бюджетной политики - обеспечение национальной обороны  на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной программы  вооружения на 2011-2020 годы[19;20]

  3.4. Совершенствование межбюджетных отношений

  Межбюджетные  отношения – это отношения  между органами государственной  власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в осуществлении бюджетного процесса. Межбюджетные отношения существуют в любом государстве, имеющем  административно-территориальное деление, но складываться могут на основе разных принципов. Унитарным бюджетным  системам соответствует высокий  уровень централизации бюджетных  средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих  органов власти.

  Эффективность системы межбюджетных отношений  определяется не только степенью централизации (децентрализации) бюджетной системы, наличием или отсутствием регулирующих налогов, долями доходов (расходов) федерального правительства, объемом и способами  передачи финансовой помощи, а четко  установленной и сбалансированной системой всех этих факторов, строго соответствующей  особенностям данного федеративного  государства.

  24 апреля 2006 года Комитет Совета  Федерации по делам Федерации  и региональной политике провел  Круглый стол на тему: "Основные  направления совершенствования  межбюджетных отношений в связи  с разграничением полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации".

  Обсудив комплекс вопросов, связанных с совершенствованием межбюджетных отношений и федеративного  устройства, участники Круглого стола  отмечают следующее.

  На  протяжении последних лет активно  проводятся реформы, направленные на совершенствование  федеративных отношений и создание эффективной системы разграничения  полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации.

  Таким образом, межбюджетные отношения были существенно преобразованы путем  разграничения расходных обязательств и доходных источников между уровнями публичной власти. Впервые законодательно определено делегирование субъектам  Российской Федерации ряда федеральных  полномочий с предоставлением субвенций  из федерального бюджета, сокращен объем "нефинансируемых федеральных мандатов", усовершенствована система оказания финансовой помощи бюджетам различных уровней бюджетной системы.

  В то же время, несмотря на достигнутые  результаты, в системе межбюджетных отношений остаются серьезные изъяны. Принятые государством меры не привели  к ощутимым результатам в сокращении различий между субъектами Российской Федерации по уровню их бюджетной  обеспеченности. Повышению эффективности  межбюджетных отношений препятствует отсутствие обоснованных количественных оценок расходных обязательств бюджетов разных уровней. Произошедшие изменения  в расходных обязательствах субъектов  Российской Федерации не в полной мере компенсированы доходными источниками, что привело к усилению региональных различий и росту социальной напряженности  в отдельных территориях.

Информация о работе Особенности распределения полномочий по расходам между уровнями бюджетной системы РФ