Особенности применения электронных средств платежа в российской и зарубежной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление проблем в области использования банковских пластиковых карт в деятельности банка и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование их использования.
Для достижения поставленной цели в необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, назначение и виды банковских пластиковых карт;
- рассмотреть порядок выпуска и обращения банковских пластиковых карт;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1 Теоретические основы использования электронных средств платежа в деятельности коммерческих банков ……………………………………..….6
1.1 Сущность, классификация и особенности электронных средств платежа…………..………………………………………….. ………....…....….6
1.2 Современное состояние в области использования пластиковых карт в деятельности коммерческих банков в России и Челябинской области …...21
Глава 2 Методические подходы к анализу эффективности проведения операций с использованием электронных средств платежа………………………………………………………………………...…31
2.1 Нормативно правовая база, регулирующая операции с электронными средствами платежа……………………………………….……31
2.2 Методы, применяемые к анализу использования электронных средств платежа…………………………………………………………………41
Глава 3 Анализ использования электронных средств платежа в деятельности коммерческого банка ОАО «УРАЛСИБ»…………...…..............................44
3.1 Общая характеристика банка ОАО «УРАЛСИБ»………..………44
3.2 Анализ использования электронных средств платежа в деятельности банка ОАО «УРАЛСИБ»…………………………..……...…...46
3.3 Мероприятия по предотвращения проблем связанных с электронными средствами платежа
Заключение……………………………………………………………….……....64
Список литературы …………………….………

Файлы: 1 файл

Plastikovye_karty_kursovaya_Uralsib_01_02_2014 (2).docx

— 215.99 Кб (Скачать)

В случаях, когда расчеты в иностранной валюте разрешены юридическим лицам валютным законодательством, при совершении операций в иностранной валюте допускается списание средств со счетов юридических лиц - резидентов в валюте Российской Федерации. В этом случае иностранная валюта, приобретаемая эмитентом за счет средств рублевых счетов клиента для последующего осуществления расчетов по операциям, совершенным в иностранной валюте, не зачисляется на текущий валютный счет клиента - владельца рублевого счета. 

Средства, списанные со счета юридического лица в результате совершения операций, считаются выданными юридическим лицом под отчет держателю корпоративной карты. Возврат неизрасходованных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством.  

Юридические лица - нерезиденты могут осуществлять операции с использованием корпоративных карт, эмитентами которых являются кредитные организации - резиденты, со счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации, открытых в соответствии с Инструкцией Банка России "О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам" от 12 октября 2000 года N 93-И, за исключением:

  • безналичной оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства, в иностранной валюте;
  • получения наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства.

 

 При совершении операций с использованием банковских карт в случае отсутствия денежных средств на счете клиента осуществление расчетов по таким операциям производится путем предоставления клиенту кредита на соответствующую сумму на условиях договора между эмитентом и клиентом.

Операции с использованием банковских карт предусматривают обязательное составление следующих документов на бумажном носителе (слип, квитанция электронного терминала) и/или в электронной форме (документ из электронного журнала терминала или банкомата), а также иных документов (квитанция банкомата и пр.), предусмотренных банковскими правилами и/или договорами, заключенными между участниками расчетов.

Слип/квитанция электронного терминала, составленный(ая) в ПВН с использованием банковской карты, должна содержать следующие обязательные реквизиты:

      • идентификатор ПВН;
      • дата совершенной операции;
      • сумма операции;
      • валюта операции;
      • сумма комиссии эквайрера за совершение операции (если имеет место);
      • код, подтверждающий авторизацию эмитентом операции;
      • реквизиты банковской карты, допустимые правилами безопасности;
      • подпись держателя карты;
      • подпись кассира.

Слип/квитанция электронного терминала, составленный(ая) на предприятии торговли (услуг) с использованием банковской карты, должна содержать следующие обязательные реквизиты:

      • идентификатор предприятия;
      • дата совершенной операции;
      • сумма операции;
      • валюта операции;
      • код, подтверждающий авторизацию эмитентом операции;
      • реквизиты банковской карты, допустимые правилами безопасности;
      • подпись держателя карты.

Обязательные реквизиты квитанции банкомата:

      • идентификатор банкомата;
      • дата совершенной операции;
      • сумма операции;
      • валюта операции;
      • код, подтверждающий авторизацию эмитентом операции;
      • реквизиты банковской карты и счета, допустимые правилами безопасности.

Указанные выше обязательные реквизиты документов, составленных при совершении операций с использованием банковских карт, должны содержать согласованные сторонами признаки, позволяющие достоверно установить соответствие между реквизитами банковских карт и банковскими счетами держателей банковских карт, а также между идентификаторами предприятий торговли (услуг), ПВН, банкоматов и банковскими счетами предприятий торговли (услуг), ПВН и банкоматов.

Документ, составленный с соблюдением установленных настоящим Положением требований, используется при осуществлении расчетов с использованием банковских карт в соответствии с правилами, предусмотренными действующим законодательством в отношении форм безналичных расчетов.

При осуществлении операций с использованием банковских карт по выдаче наличных денежных средств в ПВН, оборудованном импринтером, составляются слипы в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон. В ПВН, оборудованном электронным терминалом, составляется документ в электронной форме о совершенной операции в электронном журнале электронного терминала и составляются квитанции терминала в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон. Выдача наличных денег в ПВН может оформляться другими расходными кассовыми документами, предусмотренными Положением Банка России "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. N 56 (с изменениями и дополнениями)".  

При осуществлении операций оплаты товаров/услуг с использованием банковской карты на предприятии торговли (услуг), оборудованном импринтером, составляется слип в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон. На предприятии торговли (услуг), оборудованном электронным терминалом, составляется документ в электронной форме о совершенной операции в электронном журнале электронного терминала и составляются квитанции терминала в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон. 

Юридическое лицо должно предоставлять по требованию эмитента все первичные документы: счета за проживание, билеты на транспорт, квитанции, чеки и иные документы с приложением оригиналов слипов, квитанций электронных терминалов/банкоматов по всем операциям, совершенным с использованием корпоративных карт, а также отчеты о командировках (если денежные средства списываются со счета на командировочные расходы). 

 Кредитные организации обязаны  осуществлять контроль за соблюдением клиентами валютного законодательства при совершении операций с использованием корпоративных карт (в том числе при совершении трансграничных платежей с последующим возмещением в рублях расходов эмитента).  

При совершении валютных операций с использованием корпоративных карт, в том числе при совершении трансграничных платежей с последующим возмещением в рублях расходов эмитента, юридическое лицо обязано в течение одного месяца с даты совершения операции предоставить в уполномоченный банк обоснование совершения указанных операций, в том числе отчет о расходах с приложением расчетных и иных документов по каждой операции.

В случае непредставления юридическим лицом - резидентом информации и документации в установленный срок, а также в случае выявления уполномоченным банком факта совершения указанным юридическим лицом - резидентом валютной операции с нарушением установленного порядка (в том числе при совершении трансграничных платежей с последующим возмещением в рублях расходов эмитента) уполномоченный банк обязан направить уведомление о совершенной операции органам валютного контроля в порядке, установленном Банком России.

2.2 Методы, применяемые к анализу  использования электронных средств платежа

Анализ представляет собой процесс исследования использования какого-либо фактора банка на основании некоторых приоритетных показателей.

На практике применяются различные методы анализа. Все они подразумевают использование данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности за текущий и прошедший периоды. Полная классификация включает в себя следующие методы:

  • вертикальный (структурный);
  • горизонтальный (динамический);
  • сравнительный;
  • интегральный (факторный);
  • трендовый;
  • метод коэффициентов.

Первые четыре метода используются наиболее часто.

  1. Вертикальный анализ

Цель вертикального анализа заключается в определении удельного веса статей в общем итоге баланса и последующем сравнении результата с данными предыдущего периода. Вертикальный анализ проводится по исходной или агрегированной отчетности. Он позволяет рассмотреть соотношения между активами, собственным и заемным капиталом, а также определить структуру капитала по отдельным элементам.

  1. Горизонтальный анализ

Цель горизонтального анализа – в выявлении изменений величин различных статей отчетности за определенный период с последующей оценкой этих изменений. При проведении этого вида анализа требуется построение нескольких аналитических таблиц, в которые вносят как абсолютные балансовые показатели, так и относительные темпы роста (снижения). При горизонтальном анализе отчетности (например, баланса), берется показатель (строка) и прослеживается его изменение в течение двух или более периодов. В качестве периодов могут браться любые одинаковые временные интервалы, но обычно используют поквартальный анализ или анализ данных по годам. Количество анализируемых периодов может варьировать в зависимости от конкретной задачи, однако качественный анализ, как правило, возможен, когда в анализируемом ряду более 3-х периодов.

  1. Сравнительный анализ

Этот вид анализа строится на основе вертикального и горизонтального анализа. Метод сравнительного анализа может быть использован при изучении любых учетных данных и, следовательно, должен рассматриваться как общий прием. При сравнительном анализе сопоставляется содержание нескольких документов, отражающих однотипные операции. При этом, выявляют отклонения каких-либо специально вычисленных показателей одного документа от аналогичных показателей в других документах.

  1. Интегральный анализ

Под интегральным анализом понимается процесс изучения влияния отдельных факторов на общий показатель. При его проведении применяют детерминированные и статистические приемы исследования. Интегральный анализ может быть прямым и обратным. В последнем случае он представляет собой не анализ, а синтез – отдельные его элементы соединяются в одно целое.

  1. Трендовый анализ

При проведении трендового анализа рассчитывают относительные отклонения параметров отчетности от базисного уровня. По сути, трендовый анализ представляет собой вариант горизонтального финансового анализа . Он носит перспективный характер, поскольку позволяет спрогнозировать изменение ряда показателей в будущем. Проведение трендового финансового анализа подразумевает использование соответствующего математического аппарата.

  1. Метод коэффициентов

Этот метод представляет собой расчет отношений показателей отчетности (финансовых коэффициентов) и определение их взаимосвязей.

Финансовые коэффициенты характеризуют следующие стороны экономической деятельности предприятия:

  • платежеспособность;
  • финансовая зависимость или финансовая автономия;
  • деловая активность;
  • эффективность работы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Анализ использования электронных средств платежа  в деятельности коммерческого банка ОАО «УРАЛСИБ»

3.1 Общая характеристика банка ОАО «УРАЛСИБ»

Банк ОАО «УРАЛСИБ» входит в структуру Финансовой Корпорации УРАЛСИБ. Cеть продаж Банка включает более 453 точек в России, 3,0 тыс. банкоматов, 10,6 тыс. платежных терминалов, выпущено 3,1 млн. банковских пластиковых карт.

Банк ОАО «УРАЛСИБ» образован в 2005г. в результате интеграции бизнеса 5 банков: УралСиб, АВТОБАНК-НИКОЙЛ, Брянский народный банк, ИБГ НИКойл, Кузбассугольбанк. 11 мая 2012 г. завершена реорганизации ОАО "УРАЛСИБ" в форме присоединения к нему ОАО АКБ "Стройвестбанк" и ОАО  АКБ "УРАЛСИБ-ЮГ БАНК".

Банку присвоены рейтинги международных рейтинговых агентств: "ВB-" Fitch Ratings,  "ВB-" Standard&Poor's,  "Ва3" Moody's Investors Service.

Работа банка «УРАЛСИБ» организована по принципу "финансового супермаркета", что означает: комплекс современных финансовых продуктов и услуг в "одном окне". В числе услуг - традиционные депозитные вклады, ипотека, потребительское и автокредитование, инвестиционные услуги, ПИФы, страховые продукты и программы.

Уставный капитал Банка на 01.01.2014 г. составил 29,3 млрд. руб., размер активов — 423,5 млрд. руб., величина собственных средств — 53,3 млрд. руб.

Банк «УРАЛСИБ» — один из крупнейших универсальных банков федерального уровня, предлагающий широкий спектр финансовых услуг для частных и корпоративных клиентов. Основными направлениями деятельности Банка являются розничный, корпоративный и инвестиционно-банковский бизнес.

Рейтинг на 1 января 2014 года БАНК УРАЛСИБ занял 14-е место среди российских банков по объему чистых активов и вошел в топ-15 банков по размеру кредитного и депозитного портфеля юридических и физических лиц. Банк занимает 6-е место в рейтинге самых филиальных банков России по итогам девяти месяцев 2013 года.

В соответствии с результатами исследования, проведенного в 2013 году Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), БАНК УРАЛСИБ уверенно входит в топ-10 рейтинга известности российских банков.

Информация о работе Особенности применения электронных средств платежа в российской и зарубежной практике