Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:47, курсовая работа
Государство может предпочесть систему валютного контроля другим видам валютной политики по нескольким причинам. Такая политика гарантирует от дальнейшего увеличения затрат из государственного бюджета на поддержание курса национальной валюты (кроме затрат на организацию и обеспечение функционирования служб валютного контроля). Многие страны выравнивают платежный баланс путем использования валютного контроля. В такой ситуации валютный контроль становится гарантом того, что объем импорта, а, следовательно, и отток иностранной валюты из страны будут строго фиксированы.
Уполномоченные банки за выполнение ими функций агентов валютного контроля имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15% суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль. Объектами системы валютного контроля являются валютные ценности, валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также любые действия хозяйствующих субъектов, нарушающие валютное законодательство РФ.
В соответствии с российским
законодательством валютными
- приобретение резидентом
у резидента и отчуждение
- приобретение резидентом
у нерезидента либо
- приобретение нерезидентом
у нерезидента и отчуждение
нерезидентом в пользу
- ввоз на таможенную
территорию Российской
- перевод иностранной
валюты, валюты РФ, внутренних и
внешних ценных бумаг со счета,
- перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.
1.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства
Основные виды ответственности установлены (16):
- взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;
- взыскание в доход
государства необоснованно
Резиденты и нерезиденты
несут ответственность за следующие
виды нарушений валютного
- отсутствие учета валютных операций;
- ведение учета валютных
операций с нарушением
- непредставление или
несвоевременное представление
органам и агентам валютного
контроля документов и
а) не была учтена;
б) была учтена ненадлежащим образом;
в) по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.
При повторном нарушении
указанных правил, а также за невыполнение
или ненадлежащее выполнение предписаний
органов валютного контроля резиденты
и нерезиденты несут
- взыскания в доход государства сумм, указанных в п.1 ст.14 Закона, а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ;
- приостановления действия
или лишения резидентов или
нерезидентов выданных
- других санкций, установленных
законодательством Российской
Взыскание, предусмотренных
настоящей статьей, санкций производится
по решению соответствующих
Постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в судебном порядке.(15)
Жалоба на постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть подана в течение 10 дней со дня вручения указанных постановления и предписания и должна быть рассмотрена правомочными на то органами в течении 10 дней со дня её поступления.
Обжалование указанных постановления
или предписания в
Взыскиваемые суммы должны быть уплачены не позднее 30 дней со дня вступления постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства в законную силу, а в случае обжалования указанного постановления - не позднее 15 дней со дня оставления указанной выше жалобы без удовлетворения.
В случае не обжалования постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства и неуплаты взыскиваемых сумм за нарушение валютного законодательства добровольно в установленные сроки взыскание указанных санкций производится без применения судебной процедуры.
Должностные лица юридических
лиц - резидентов, в том числе уполномоченных
банков, и юридических лиц - нерезидентов,
а также физические лица, виновные
в нарушении валютного
- с юридических лиц - в бесспорном порядке;
- с физических лиц - в судебном порядке.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
2.1 Статистика валютного контроля
Валютный контроль – это
деятельность государства, направленная
на обеспечение валютного
Организация валютного контроля
в России строится на сочетании трех
взаимодополняющих
Одновременное применение этих трех форм позволяет государству использовать объективно существующую способность банковской системы и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, а также учитывать особенности различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными формами контроля.
Недостатками такой
Все таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют функции валютного контроля. С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения, представленные в таблице 1.
В области осуществления валютного контроля таможенными органами ведется контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов(20).
Работа в области валютного контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок, оформляемых уполномоченными банками.
Таблица 1. Подразделения таможенных органов, осуществляющие валютный контроль и их основные функции
Орган (его структурное |
Выполняемые функции |
ФТС России (управление валютного контроля) |
Разрабатывает общую концепцию валютного контроля с участием таможенных органов |
Готовит проекты нормативных актов, определяющих организацию и технологию валютного контроля таможенными органами | |
Обобщает и анализирует отчеты,
полученные от нижестоящих таможенных
органов, материалы целевых проверок
участников ВЭД в целях повышения
эффективности осуществления | |
Формирует и анализирует электронные базы данных, обеспечивающие деятельность таможенных органов по валютному контролю и учет ее результатов | |
Осуществляет | |
Рассматривает обращения лиц по вопросам осуществления валютного контроля таможенными органами | |
Осуществляет проведение целевых проверок участников ВЭД, обычно при наличии информации о нарушениях валютного законодательства в особо крупных размерах | |
Организует взаимодействие с другими органами валютного контроля | |
РТУ (отделы валютного контроля) |
Осуществляет проведение целевых проверок участников ВЭД по вопросам соблюдения валютного законодательства |
Осуществляет | |
Рассматривает обращения лиц по вопросам осуществления валютного контроля и, в частности, в связи с изъятиями и конфискациями валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ | |
Осуществляет тесное взаимодействие с другими агентами валютного контроля | |
Таможни, Таможенные посты (отделы таможенного оформления и таможенного контроля, отделы валютного контроля) |
Таможенное оформление товаров при их вывозе с таможенной территории РФ |
Контроль за операциями по перемещению юридическими лицами через таможенную границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ
|
Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля характеризуются в 2005 – 2006 гг. показателями, приведенными в таблице 2.
Таблица 2. Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля
Показатель, млрд. долл. США |
2005 |
2006 |
Объем экспортных операций
с расчетами денежными |
220,5 |
278,0 |
Объем импортных операций
с расчетами денежными |
80,0 |
117,3 |
Объем ввезенной валюты физическими лицами |
1,6 |
2,4 |
Объем вывезенной валюты физическими лицами |
3,8 |
5,0 |
Объем ввезенной валюты юридическими лицами |
12,9 |
12,6 |
Объем вывезенной валюты юридическими лицами |
2,7 |
12,8 |
В неторговом обороте таможенные органы осуществляют контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков, с одновременным созданием баз данных персонифицированного учета сведений о перемещении физическими лицами валюты суммами, превышающими в эквиваленте 10000 долларов США, а также о перемещении валюты юридическими лицами. Результаты этой работы также представлены в таблице 2. Для визуального анализа структуры данные таблицы 2 представим в виде диаграммы (рис. 1).
Рис. 1. Динамика и структура результатов валютного контроля, млрд.долл.США
валютный контроль экспорт законодательство
За 2006 год подразделениями валютного контроля таможенных органов проведено 37,6 тысяч проверок (за 2005 год – 22,3 тыс.), в ходе которых выявлено 23,2 тысяч нарушений валютного законодательства на сумму 720 млн. долл. США (за 2005 год – 9,3 тысяч на сумму 942 млн. долл. США). Возбуждено 4,2 тысяч дел об административных правонарушениях, которые направлены в территориальные управления Росфиннадзора для рассмотрения, где в результате рассмотрения дел по 64% (2005 год - 49 %) назначено административное наказание.
Информация о работе Основные понятия, цели и принципы валютного контроля