Органы управления финансами, их задачи и функции в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:49, реферат

Краткое описание

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Файлы: 1 файл

УПРАВ ФИН.docx

— 40.94 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

     Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

     На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: 

- профильные  комитеты по бюджету, налогам,  банкам и финансам Государственной  Думы и Совета Федерации; Счетная  палата РФ;

- Министерство  финансов РФ и его органы  на местах;

- Центральный  банк РФ; 

- Министерство  РФ по налогам и сборам;

- Федеральная  налоговая служба РФ;

- Государственный  таможенный комитет РФ;

- Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг;

- Министерство  государственного имущества;

- исполнительные  дирекции внебюджетных фондов  социального назначения. 

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА   

     «Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом» - так определяется статус счетной палаты в Конституции РФ (ст. 101, ч.5).

     Счетная палата является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:

- организация  и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей государственного бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению:

- определение  эффективности и целесообразности  расходов государственных средств  и использования средств федеральной  собственности;

- финансовая  экспертиза проектов федеральных  законов, нормативных правовых  актов федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы,  покрываемые за счет средств  федерального бюджета, или влияющих  на формирование и исполнение  федерального бюджета, или влияющих  на формирование и исполнение  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- регулярное  предоставление Совету Федерации  и Государственной думе информации  о ходе исполнения федерального  бюджета и результатов проводимых  контрольных мероприятий.

     Говоря о порядке формирования Счетной палаты, необходимо отметить, что председатель и половина состава (шесть аудиторов) палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

     В настоящее время председателем Счетной палаты Российской Федерации является С.В. Степашин.

     Внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счетной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счетной палаты, утверждаемым ее Коллегией. [15]

     Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания. 

МИНИСТЕРСТВО  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И  ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО 

     Современные задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», которым в рамках административной реформы предусмотрено разграничить нормотворческие и надзорные функции, функции по управлению федеральной собственностью между отдельными органами исполнительной власти. Нормотворческие функции осуществляют федеральные министерства, надзорные и управленческие — федеральные службы и агентства. В связи с этим некоторые бывшие подразделения Министерства финансов России (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансового контроля, Департамент страхового надзора, Комитет финансового мониторинга) преобразованы в федеральные службы, подчиненные Министерству финансов (соответственно Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу). К Минфину России перешли функции разработки налоговой политики, налогового законодательства и осуществления разъяснительной работы по вопросам налогообложения от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, преобразованного, в свою очередь, в Федеральную налоговую службу, также подчиненную Минфину России.

     Основными задачами Минфина России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»  являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

     Таким образом, на Министерство финансов возложены следующие задачи:

- разработка  и реализация единой государственной  финансовой политики;

- составление  проекта и исполнение государственного  бюджета;       

- осуществление  финансового контроля за рациональным  и целевым расходованием бюджетных  средств и средств федеральных  бюджетных фондов;

- обеспечение  устойчивости государственных финансов  и осуществление мер по развитию  рынка.

     Согласно положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

     Минфин проводит в своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерство  финансов имеет право: -ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета; -взыскивать в установленном порядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому направлению, с наложением штрафа; -выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета; - предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет; - осуществлять лицензионную деятельность.

     В соответствии с положением Министерство финансов для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы. Центральный аппарат Министерства финансов включает несколько подразделений:

1) Департамент  бюджетной политики – составляет  проект бюджета и организует  его исполнение.

2) Департамент  отраслевого финансирования –  определяет направление финансирования  отдельных отраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование  транспорта, связи.

3) Департамент  межбюджетных отношений – регулирует  взаимоотношения с бюджетами  субъектов федерации.

4) Департамент  управления государственным внутренним  долгом – занимается эмиссией  внутренних государственных займов, выплатой процентов и погашением.

5) Департамент  управления государственным внешним  долгом – производит выпуск  внешних займов и их погашение.

6) Департамент  аудита – осуществляет регламентацию  и лицензирование аудиторской  деятельности, аттестацию аудиторов,  а также выполняет функции  упраздненного Контрольно-ревизионного  управления.

7) Департамент  бухгалтерского учета и отчетности  – разрабатывает методы, принципы  и формы бухгалтерского учета  и отчетности, а также нормативные  документы по формам учета  и отчетности (План счетов, формы  бухгалтерского баланса и отчет  о прибылях и убытках и др.) В составе Министерства финансов  на основании Указа президента  РФ «О Федеральном казначействе»,  Постановления Правительства РФ  «О Федеральном казначействе  Российской Федерации», утвердившим  Положение о нем действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему. [14]

     Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:

     1)Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.

     2)Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и С.-Петербургу. Обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета.

     3)Отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения. Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям.

     Выполняют учет операций по движению средств на счетах в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории. ОФК осуществляют текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями.

     Исполнение бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам. Органы Федерального Казначейства должны решать следующие задачи:

-организация,  осуществление и контроль исполнение  бюджета РФ; -управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

-финансовое  исполнение государственных внебюджетных  фондов; - краткосрочное прогнозирование  объемов государственных финансовых  ресурсов и оперативное управление  ими; -управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

- предоставление  законодательным и исполнительным  органам отчетности о финансовых  операциях правительства РФ по  бюджету, а также о состоянии  бюджетной системы Российской  Федерации в целом. 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ  СЛУЖБА РФ

     Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц,физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Информация о работе Органы управления финансами, их задачи и функции в современных условиях