Организация потребительского кредитования на примере Санкт-Петербургского ОАО КБ «Восточный»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 18:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы - на основе обобщения теории и практики организации потребительского кредитования выработать пути их развития.
Исходя из поставленной цели были сформированы следующие задачи:
• Обобщить теорию по основам организации потребительского кредитования;
• Рассмотреть мероприятия по снижению рисков при потребительском кредитовании;
• Выявить характер деятельности коммерческих банков на региональном рынке потребительского кредитования;
• Исследовать современное состояние потребительского кредитования;
• Определить основные проблемы потребительского кредитования;
• Предложить мероприятия по совершенствованию потребительских кредитов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………… ..3
Глава 1. Теоретическое основы организации потребительского кредитования
1.1.Понятие и особенности потребительского кредитования…………………………….6
1.2.Оценка кредитоспособности и платёжеспособности при потребительском кредитовании………………………………………………………………………………..15
1.3.Тенденции развития потребительского кредитования……………………………….22
1.4.Мероприятия по снижению рисков при потребительском кредитовании………….26
Глава 2. Потребительское кредитование в коммерческих банках на примере Санкт-Петербургского ОАО КБ «Восточный»
2.1.Исследование современного состояния потребительского кредитования………....38
2.2.Анализ деятельности коммерческих банков на рынке потребительского кредитования……………………………………………………………………………………43
2.3.Организация потребительского кредитования на примере ОАО КБ «Восточный»…………………………………………………………………………………... 52
2.4. Анализ портфеля потребительских кредитов в ОАО КБ «Восточный»…………..64
Глава 3. Проблемы потребительского кредитования и пути их решения
3.1.Проблемы правового обеспечения потребительского кредитования……………72
3.2.Мероприятия по совершенствованию потребительских кредитов………………77
3.3. Модель работы на рынке потребительского кредитования банка на примере ОАО КБ «Восточный»…………………………………………………………………………79
Заключение………………………………………………………………………89
Список литературы……………………………………………………………...93
Приложение 1……………………………………………………………………98

Файлы: 1 файл

Диплом с испр.целью и задачами.docx

— 415.53 Кб (Скачать)

     Кредитные деривативы отличаются от обычных производных  инструментов тем, что они имеют  дело с собственно кредитным риском, в то время как традиционные производные  инструменты сфокусированы на рыночных факторах риска, таких как курсы  валют, цены, индексы или процентные ставки.

     Возможность отделить кредитный риск от активов  и обязательств делает кредитные  деривативы привлекательными для использования. С их помощью можно хеджировать  кредитные риски, обеспечить диверсификацию этих рисков, встать в «короткую» или «длинную» позицию с желаемым профилем риска.

     Корпорации  используют кредитные деривативы как  механизм для управления финансовыми  и проектными рисками, в особенности  на развивающихся рынках, а также  для защиты от несостоятельности  основных поставщиков или потребителей.

     Использование кредитных деривативов банками  мотивировано главным образом возможностью распределения кредитных рисков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Потребительское  кредитование в коммерческих банках на примере  Санкт-Петербургского ОАО КБ «Восточный»

     

       2.1. Исследование современного состояние потребительского кредитования

          

      Вопросы  совершенствования  банковской  деятельности  и,  в  частности,  определения  приоритетных направлений  развития  кредитования  находятся  сегодня  в  центре  экономической,  политической  и  социальной жизни  страны. Происшедшие  за  время  реформ  изменения  в  российской  экономике,  в менталитете  населения  обусловили необходимость нового подхода  к организации банковского обслуживания.

      Развитие  кредитования  частных  лиц  определяется  тесными  связями  кредитного  процесса  с организацией денежного  обращения. С учетом этого появляется возможность активно использовать кредит для  сбалансирования  денежных  доходов  и  расходов  населения,  решения  с  его  помощью  социально-экономических  задач. 

      Среди основных причин обращения населения  к потребительскому кредиту можно  выделить следующие:

      1) возможность приобретать и оплачивать  необходимые товары и услуги  в то время, когда доходы  еще не поступили; 

      2)  возможность  приобретать   гораздо  более  дорогие   товары  и  услуги (а  часто   это  означает  более качественные),  чем  те,  которые  потребитель   мог  бы  себе  позволить   исходя  из  собственных  денежных  сбережений на данный момент; 

      3) более удобная на практике  форма оплаты товаров и услуг:  использование кредитных и дебетовых  карт вместо  наличных  денег  (возможность  быстро  оплачивать  непредвиденные  срочные  расходы   и  совершать выгодные сделки  в удобное время и при отсутствии  необходимой суммы наличных). 

      В России на  сегодняшний день самыми активными операторами рынка  потребительского кредитования являются  банки. Потребительское  кредитование  часто  называют «самой демократичной» банковской услугой.

      Сегодня  российские  коммерческие  банки  стали  заниматься  ипотечным  и  автокредитованием,  реже кредитованием  покупки  товаров  народного  потребления  и  предоставление  кредита  на  неотложные  нужды. Однако работа с  частными лицами, в целом, все еще  находится на обочине российского  банковского бизнеса.

      В тоже время, согласно данным Госкомстата, в 2008 году объем кредитов, предоставленных физическим лицам, вырос на 82% и составил 545,3 млрд. рублей. Суммарный объем кредитов (включая ссуды юридическим лицам) в стране за этот период вырос на 39,3% - вдвое меньше. При этом доля потребительских займов в общей сумме кредитов составляет около 20%.

        Это  свидетельствует,  что   розничный  бизнес,  наряду  с  инвестиционными  услугами,  является  наиболее растущим  сегментом  банковского  сектора   страны.  Банки  активно   наращивают  как  в  абсолютном,  так  и относительном  выражении   операции  по  привлечению   и  размещению  средств  населения,  эмиссии  и обслуживанию пластиковых  карт.

      Совокупный  объем  кредитов,  предоставленных  российским  банковским  сектором  физическим  лицам, вырос на конец  2008 г. в 2,1 раза АППГ и составил на 1 января 2009г. 618,9 млрд. руб. ($22,3 млрд.).  Таким образом, в России в 2008 г. банковским сектором было выдано кредитов на сумму 1,3 трлн. руб. ($45,8 млрд.), что на 50% больше, чем в 2007 г. В том числе объем выданных частных кредитов составил в 2008 г. 319,2 млрд. руб. ($11,1 млрд.), увеличившись в 2 раза.   
 
 

Рисунок 5. Тенденция развития потребительского кредитования в России 

      В целом по стране за последние три  года объемы потребительского кредитования выросли в 6,8 раза, тогда как совокупные активы банков увеличились лишь в 2,4 раза, а общий кредитный портфель банков - только втрое. Представленные данные подтверждают тот факт, что  за последние несколько лет российский рынок потребительского кредитования испытывает небывалый рост, причем, по оценкам экспертов, потенциал  этого рынка далеко не исчерпан, и активный рост объемов потребительских  кредитов будет продолжаться еще  в течение двух - трех лет.

      Однако  состояние российского рынка  потребительского кредита создает  двоякое впечатление. С одной  стороны, растущее признание со стороны  населения преимуществ использования  потребительских кредитов не может  не радовать. С другой стороны, отсутствие достаточного законодательного регулирования  в этой области создает определенные риски для стабильности рынка.

      Вообще, развитие кредитных услуг для  населения  тесно связано с  развитием розничной торговли. В  их основе  лежит  рост  реальных  доходов  населения,  сопровождаемый  постепенным  выходом  доходов  из «тени», который одновременно  приводит  к увеличению  потребительских расходов  и снижению  рисков  невозврата средств для банков.  Консолидация  розничной торговли,  создание  крупных общефедеральных торговых сетей также способствует широкому распространению банковских услуг. 

      Существуют  мощные факторы развития кредитных  услуг для населения и  со  стороны предложения,  то есть  самих  банков.  Во-первых,  к  развитию  кредитования  населения  банки  активно  подталкивает  уже  отмечаемый рост реальной (с  учетом инфляции) стоимости ресурсной  базы, связанный с увеличением  доли депозитов населения в  структуре  привлеченных средств. Во-вторых, в  силу того, что кредитные рейтинги  крупнейших  российских  компаний-экспортеров  находятся  на  уровне  или  даже  выше  рейтингов российских  банков,  посреднические  услуги  последних  оказываются  все  менее  и  менее  востребованными.

      Компании-экспортеры  способны  привлекать  облигационные  займы  или  синдицированные  кредиты  у иностранных банков, не используя  помощь со стороны российских кредитных  организаций. 

      Популяризацией  потребительских  кредитов  занимаются  не  только  банки,  проводящие  активные рекламные  кампании  разнообразных  кредитных  продуктов,  но  также  продавцы  товаров,  строительные компании, фирмы сферы услуг. 

      В  этой  связи  весьма  актуальными  могут  оказаться  совместные  программы  банков  и  торговых  сетей.

      Так, например, величина дисконта, предоставляемого по кредитной карте того или иного  банка, а также количество  торговых  сетей,  дающих  скидки  по  банковским  картам,  могут  дать  существенное  преимущество банку, выпустившему такую  карту. 

      Развитие  розничных услуг является одной  из основных причин географической экспансии  банков, осуществляемой  за  счет  открытия  представительств  и  филиалов,  поглощения  действующих  банков (яркий пример -  приобретение  РОСБАНКом  сети  ОВК)  и  расширения  сети  продвижения  услуг  в  тех  регионах,  где банки  действуют  достаточно  давно (например,  создание  сети  Альфа-банк  Экспресс).  Розница  активно подталкивает банки совершенствовать технологическую базу, расширять продуктовый ряд, повышать качество управления и культуру продаж.

      Однако  развитие  розничных  операций  таит  для  банков  определенную  угрозу.  С  одной  стороны, средства  населения -  один  из  наиболее  дорогих,  учитывая  затраты  на  развитие  инфраструктуры  и процентные ставки по вкладам, и наименее надежных, принимая во внимание закрепленное ГК РФ право на досрочное изъятие  депозитов, ресурсов для банковской системы. Чтобы поддерживать определенный уровень рентабельности,  банки,  активно  занимающиеся  привлечением  средств  у  населения,  должны  увеличивать объем  рискованных  вложений.  С  другой  стороны,  ограниченность  доходов  большинства  населения, фактическое  отсутствие  институтов,  накапливающих  и  распространяющих  сведения  о  заемщиках,  слабое развитие  технологической  базы  банков  делают  проблематичной  опору  на  кредитование  населения  как средство  развития  доходной  базы.  Точнее,  данные  операции  достаточно  доходны,  но  сопряжены  с  очень высокими рисками.   
 
 
 
 
 
 
 
 

        2.2.Анализ деятельности  коммерческих банков  на рынке потребительского  кредитования

          

     Объем кредитов, предоставленных российским банковским сектором было выдано кредитов на сумму 1,3 трлн. руб. ($45,8 млрд.). В течение I полугодия 2009г. в реальный сектор экономики было направлено 350,2 млрд. руб. ($11,4 млрд.) кредитных ресурсов. Итого, объем предоставленных кредитов за I полугодие прошлого года вырос в долларовом выражении на 15,3% по отношению к началу года. В I полугодии 2008г. объем кредитования реального сектора экономики составил 266,1 млрд. руб. ($11,2 млрд.), рост составил 22% (см. Рисунок 6).

     Рисунок 6. Динамика кредитования российскими банками реального сектора экономики (Источник: ЦБ РФ)

     Рублевые  кредиты реальному сектору в I полугодии прошлого года росли существенно  быстрее валютных. Так, прирост первых составил 21,4%, а валютных – всего 7,8%. В результате, доля рублевых кредитов в общем объеме кредитов нефинансовым предприятиям и организациям практически не выросла до 73,4% (на 1 января 2009 г. – 69,7%, а на 1 июля 2008г. – 67,6%).

     В отношении к суммарным активам банковского сектора и общему объему выданных кредитов темпы роста потребительского кредитования в 2008 г. несколько меньше, но, тем не менее, довольно существенны. Так, доля кредитов физическим лицам в суммарных активах банков России выросла до 5,2% на 1 декабря 2008 г., а доля во всем объеме кредитования банковским сектором практически до 10%.

     Доля кредитов, предоставленных физическим лицам в рублях, практически не изменилась и составила на конец 2009 г. 82% (81,5% – на конец 2008 г.).

     Региональная структура потребительского кредитования, как и кредитование реального сектора, характеризуется крайней неравномерностью (см. рис. 7). Так, более 80% выданных кредитов приходятся на Центральный округ. Причем из них 97% приходится на Санкт Петербург. Наименьшим объемом кредитных ресурсов обладают жители Дальневосточного округа (1,4%) и Южного округа (1,4%).

     

     Рисунок 7. Региональная структура потребительского кредитования в России на конец 2009 года, % 

     Очевидно, что, несмотря на высокие темпы роста розничного кредитования в России, потенциал данного сегмента остается огромным. Кроме того, наблюдаются активные процессы усиления конкуренции в данной области, что создает дополнительный импульс для развития. Таким образом, в ближайшие несколько лет наиболее вероятным представляется сохранение высоких тенденций развития данного направления банковского бизнеса.

     Однако у банков может возникнуть ряд проблем в данном направлении, среди которых следует выделить, например, проблемы риска при существенном увеличении кредитного портфеля российских банков. Так, в настоящее время банки кредитуют население под довольно высокие проценты, закладывая высокие риски невозврата из-за недостаточного объема сведений о партнере при заключении сделки, но в ближайшем будущем по мере усиления конкуренции в секторе, особенно с активизацией прихода иностранных банков, ставки будут снижаться. Соответственно риски у российских банков будут расти, так как они пока еще не достаточно финансово устойчивы и при существенном невозврате кредитов их стабильное положение может пошатнуться.

Информация о работе Организация потребительского кредитования на примере Санкт-Петербургского ОАО КБ «Восточный»