Организация и управление налично-денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является подробное раскрытие поставленных перед собой задач.
В своей работе я ставлю перед собой несколько задач:
- Рассмотреть сущность, участников и сферу применения налично-денежного оборота.
- Организация налично-денежного оборота
- Налично-денежный оборот в РФ, его пути развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Теоретические и правовые аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения.
Теоретические аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения…………………………………………………………………..………5
Правовое регулирование налично-денежного обращения ЦБ РФ……………8
Организация налично-денежного обращения. Оценка и анализ.
Порядок эмиссии наличных денег……………………………………………...18
Состояние налично-денежного обращения в РФ……………………………...22
Контроль Банка России за проведением кассовых операций коммерческих банков……………………………………………………………………………...29
Основные направления совершенствования налично-денежного обращения.
Способы сокращения наличных денег в обращении………………………....33
Оптимизация контроля налично-денежного обращения……………………..35
Выводы и предложения……………………………………………………………....44
Список литературы…………………………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Организация и управление налично.docx

— 70.24 Кб (Скачать)

Важная роль в организации  денежного обращения в России отведена Конституцией Президенту РФ, который в соответствии с п. «г»  ст. 83 «представляет Государственной  Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой  вопрос об освобождении от должности  Председателя Центрального банка РФ», что позволяет ему через персоналии проводить определенную политику в  денежной сфере.

При этом во избежание злоупотреблений  со стороны Президента РФ в кадровом вопросе Государственная Дума осуществляет «назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации» (п. «в» ст. 103 Конституции РФ).

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (п. «б» ст. 114) как  исполнительный орган страны «обеспечивает  проведение в Российской Федерации  единой финансовой, кредитной и денежной политики». Особая роль в осуществлении  денежной политики государства возлагается  в соответствии со ст. 75 Конституции  РФ на Центральный банк РФ. Данной статьей  на ЦБ РФ возложены исключительное право денежной эмиссии, а также основная функция по организации денежного обращения России, которую он должен осуществлять независимо от других органов государственной власти, — защита и обеспечение устойчивости российского рубля.

Конкретизация целей, задач, полномочий и ответственности Центрального банка РФ по регулированию денежного  обращения России дана в федеральных  законах «О Центральном банке ...»  и «О банках и банковской деятельности», где также установлен используемый им при этом нормативный инструментарий. Ключевые законодательные моменты  данных федеральных законов о  роли и месте ЦБ РФ (Банка России) в организации и регулировании  национального денежного обращения  были рассмотрены в предыдущем параграфе  данной главы. Однако обзор прав, обязанностей, основных методов и инструментов, закрепленных федеральным банковским законодательством за Банком России, не дает представления о порядке  оперативного регулирования денежного  обращения страны, документах, определяющих этот порядок.

Оперативное регулирование  Банком России денежного обращения  в Российской Федерации, возложенное  на него Конституцией РФ и федеральными законами, осуществляется путем разработки ЦБ РФ нормативных положений и  установления правил осуществления  расчетов в Российской Федерации, не противоречащих основным законам государства  — Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.

Так, гл. 46, ст. 861 ГК РФ предусматривают, что «расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими  предпринимательской деятельности, могут производиться наличными  деньгами (ст. 140) без ограничения  суммы или в безналичном порядке», а расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями  производятся в безналичном порядке. В то же время предусмотрено, что  «расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом».

Банк России, выполняя установленные  ГК РФ строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:

§         Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 г. № 14-П;

§         Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31;

§         Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56.

Центральным по своей значимости является Положение № 14-П, которое  обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми  центрами, кредитными организациями  и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также  организациями, предприятиями и  учреждениями на территории России. В  данный нормативный документ заложены четыре базовых метода регулирования  наличного денежного обращения  в РФ:

§         прогнозирование;

§         лимитирование;

§         системное банковское контролирование;

§         ответственность за невыполнение лимитов.

В соответствии с Положением № 14-П организациям, предприятиям, учреждениям  независимо от организационно-правовой формы предписано хранить свободные  денежные средства в учреждениях  банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы  предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Порядок и сроки сдачи  наличных денег устанавливаются  обслуживающими учреждениями банков каждому  предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости  ускорения оборачиваемости денег  и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

Положением № 14-П определено, что в кассах предприятий могут  храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег  в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и  сферы деятельности, имеющим кассу  и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для этого предприятие  представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию  лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в  его кассу».

Лимиты остатка наличных денег в кассе, установленные  учреждением банка, письменно сообщаются каждому предприятию. Лимит остатка  кассы может пересматриваться в  течение года в установленном  порядке по обоснованной просьбе  предприятия (в случае изменения  объемов кассовых оборотов, условий  сдачи выручки и т.д.), а также  в соответствии с договором банковского  счета.

Предприятия обязаны сдавать  в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов  остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в своих  кассах наличные деньги сверх установленных  лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии и, как правило, не свыше трех рабочих дней.

На коммерческие банки  Положением № 14-П кроме установления лимитов кассы своим клиентам возлагаются и следующие обязанности:

§         обеспечения своевременной выдачи клиентам наличных денег для их нужд;

§         проверка соблюдения предприятиями определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

§         проверка соблюдения предприятиями лимитов расчетами наличными деньгами;

§         ежегодное прогнозирование кассовых оборотов наличных денег.

Как правило, выдача наличных денег банками своей клиентуре  производится за счет текущих поступлений  денежной наличности в их операционные кассы. Однако для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов своих клиентов — предприятий и граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением «О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его соблюдением. При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке из оборотных касс учреждений Банка России.

Установление же лимитов  оборотных касс учреждениям Банка  России и их подкрепление осуществляется в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях  Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31.

В целях максимального  привлечения наличных денег в  кассы банков за счет своевременного и полного сбора денежной выручки  от предприятий Положением № 14-П  учреждениям банков предписывается не реже одного раза в два года проверять  соблюдение их клиентами определенного  Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Материалы проверок оформляются  справкой, составленной в соответствущей форме. При необходимости копии справок направляются в налоговые органы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

Со своей стороны в  соответствии с Положением № 14-П  территориальные учреждения Банка  России осуществляют контроль за работой коммерческих банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях.

В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний  Банка России по вопросам организации  наличного денежного обращения  применяются меры, предусмотренные  ст. 75 Федерального закона «О Центральном  банке ...».

В целом существующую систему  нормативного регулирования наличного  денежного обращения, созданную  усилиями ЦБ РФ, можно охарактеризовать как четкую и строго регламентированную. Но нельзя не отметить и некоторые  весьма существенные недостатки, например, передачу функций контроля и надзора  за кассовой дисциплиной на предприятиях-клиентах коммерческим банкам. Это положение  неадекватно как минимум по двум причинам. Во-первых, банку невыгодно  проводить реальные проверки своих  клиентов, так как это может  привести к конфликту с клиентом и в дальнейшем к его потере, что ведет к сокращению прибыли. Во-вторых, проведение проверок по соблюдению кассовой дисциплины требует дополнительных трудовых затрат, а следовательно, ведет  к дополнительным финансовым расходам, которые не имеют реальной отдачи, кроме как быть такому банку в  группе «положительных» банков с  точки зрения ГУ ЦБ РФ или не быть.

Несмотря на предпринимаемые  Банком России меры по сокращению и  упорядочению наличного денежного  обращения, доля наличных денег в  рублевой денежной массе продолжает оставаться существенно высокой по сравнению с уровнем промышленно развитых стран. В связи с этим необходимо отметить следующее. На самом деле причины столь высокого уровня наличных рублей в общей денежной массе заключаются не в том, что плохо регулируется наличное денежное обращение и низовой контроль за кассовой дисциплиной предприятий возложен на коммерческие банки, которые не заинтересованы в его осуществлении, а в том, что нет экономической базы для его сокращения — высокое налогообложение, инфляция, неплатежи, системный кризис банков и государственных финансов и т.д. В промышленно развитых странах отсутствует столь строгое разграничение сфер наличного и безналичного платежных оборотов и жесткое регулирование наличных расчетов юридических лиц. Вместе с тем сфера безналичного оборота там постоянно расширяется и близка к своему абсолютному максимуму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Организация налично-денежного  обращения. Оценка и анализ

 

    1. Порядок эмиссии наличных денег

 

Порядок эмиссии наличных денег. Денежная эмиссия представляет собой выпуск денег в обращения  в основном государственными банками  и является монополией государства. В Российской Федерации эмиссионно-кассовое регулирование денежной массы в  обращении осуществляет Центральный  банк РФ. Федеральный закон «О Центральном  банке РФ (Банк России)» указывает  на то, что монопольное правовыпуска (эмиссии) на территории России банковских билетов и металической монеты принадлнжит Центральному банку РФ(ст.29). Он является единственным эмиссиионым органом страны: никакой другой орган не имеет право выпусктать денежные знаки. При этом следует отметить, что в осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные подразделения, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

Российской денежной системы  является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в РФ введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

В России действуют следующие  принципы эмиссии наличных денег:

- принцип необязательности  обеспечения (не устанавливается  официальное соотношение между  рублем и золотом или другими  драгоценными металлами);

- принцип монополии и  уникальности (эмиссия наличных  денег, организация их обращения  и изъятия на территории России  осуществляются исключительно Центральным банком России);

- принцип безусловной  обязательности (рубль является  единственным законным платежным средством на территории России);

- принцип неограниченной  обмениваемости (не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена; при обмене банкнот и монет на денежные знаки нового образца срок их изъятия из обращения не может быть менее одного года и более пяти лет);

- принцип правового регулирования  (решение о выпуске денег в  обращение и изъятии их из  обращения принимает Совет директоров  Банка России).

Информация о работе Организация и управление налично-денежного обращения