Организация и управление налично-денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является подробное раскрытие поставленных перед собой задач.
В своей работе я ставлю перед собой несколько задач:
- Рассмотреть сущность, участников и сферу применения налично-денежного оборота.
- Организация налично-денежного оборота
- Налично-денежный оборот в РФ, его пути развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Теоретические и правовые аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения.
Теоретические аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения…………………………………………………………………..………5
Правовое регулирование налично-денежного обращения ЦБ РФ……………8
Организация налично-денежного обращения. Оценка и анализ.
Порядок эмиссии наличных денег……………………………………………...18
Состояние налично-денежного обращения в РФ……………………………...22
Контроль Банка России за проведением кассовых операций коммерческих банков……………………………………………………………………………...29
Основные направления совершенствования налично-денежного обращения.
Способы сокращения наличных денег в обращении………………………....33
Оптимизация контроля налично-денежного обращения……………………..35
Выводы и предложения……………………………………………………………....44
Список литературы…………………………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Организация и управление налично.docx

— 70.24 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….. 3

  1. Теоретические и правовые аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения.
    1. Теоретические аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения…………………………………………………………………..………5
    2. Правовое регулирование налично-денежного обращения ЦБ РФ……………8
  2. Организация налично-денежного  обращения. Оценка и анализ.
    1. Порядок эмиссии наличных денег……………………………………………...18
    2. Состояние налично-денежного обращения в РФ……………………………...22
    3. Контроль Банка России за проведением кассовых операций коммерческих банков……………………………………………………………………………...29
  3. Основные направления совершенствования налично-денежного обращения.
    1. Способы сокращения наличных денег в обращении………………………....33
    2. Оптимизация контроля налично-денежного обращения……………………..35

Выводы и предложения……………………………………………………………....44

Список литературы…………………………………………………………………...46

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Денежное обращение – достаточно сложная конструкция, соединяющая в себе как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.

             Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке – непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный и налично-денежный обороты вместе образуют единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

          Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.

          Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, бумажных денег (казначейских билетов). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк (как правило, государственный). Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в непригодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.

 Наличные деньги используются:

- для кругооборота товаров и услуг;

- для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной плате, премии, пособий; по выплате страховых возмещений по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода; по платежам населения за коммунальные услуги и др.

          Актуальность данной курсовой работы очевидна: все что связано с деньгами и денежным обращением неотрывно от экономики любой страны.

 Целью данной курсовой является подробное раскрытие поставленных перед собой задач.

В своей работе я ставлю перед собой несколько задач:

- Рассмотреть сущность, участников и сферу применения налично-денежного оборота.

- Организация налично-денежного оборота

- Налично-денежный оборот в РФ, его пути развития.

         Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации денежного оборота и денежного обращения в целом

        Объектом исследования является организация налично-денежного обращения в РФ.

        Предметом исследования является налично-денежное обращение.

В ходе исследований использовались монографический и статистический материал, законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы  Россельхозбанка России, публикации в средствах экономической, научно-технической  и массовой информации. В работе использованы исследования, таких авторов, как Багиев Г.Л., Голубков Е.П., Гурьянов С.А., Данько Т.П., Зубченко Л.А., Максютов А. А., Чиненков А.В. и другие.

1.Теоретические и правовые аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения

 

    1. Теоретические аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения

 

Налично-денежное обращение  движение наличных денег в сфере  обращения и выполнение ими функций  средства платежа и средства обращения.  
        Наличные деньги используются: 

1. для осуществления кругооборота  товаров и услуг;

2. для расчетов по выплате  заработной платы и приравненных  к ней платежей; 

3. для оплаты ценных  бумаг и выплат дохода по  ним; 

4. для платежей населения  за коммунальные услуги и т.д. 

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы  за определенный период времени между  юридическими лицами, физическими лицами и государственными органами. 

В настоящее время порядок  осуществления налично-денежного  обращения на территории РФ регламентируется Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г.»

Согласно данному Положению: 

1) налично-денежное обращение  осуществляется с помощью различных  видов денег: банкнот, металлической  монеты, кредитных карт и т.д.; 

2) эмиссию и изъятие  денег из обращения осуществляет  ЦБ РФ; 

3) ЦБ РФ осуществляет  регулирование налично-денежного  обращения в РФ. 

4) денежные расчеты между юридическими лицами.

Меры регулирования налично-денежного  обращения, указанные выше, создают  препятствия для такого рода сделок:

Так, например, если легальный  субъект (юридическое лицо) закупает продукцию у теневого субъекта, то ему необходимы значительные объемы наличных денег (которые он не может  хранить в кассе), он не может отразить ее как наличный платеж (поскольку  крупные расчеты наличными деньгами запрещены) и отразить в учете  и отчетности. И наоборот, если легальный  субъект (юридическое лицо) продает  продукцию теневому субъекту, то ему  нельзя отражать эту сделку как получение  крупной суммы наличных денег.

Можно описать следующую  схему решения проблем, создаваемых  регулированием налично-денежного  обращения на пути сделок между легальным  и теневым секторами.

В случае если легальный  субъект сделки является покупателем, а теневой — продавцом, то легальной стороне нужно:

1) обналичить денежные средства на сумму приобретаемых товаров или услуг;

2) отразить эту сделку, как безналичное перечисление средств на счет продавца;

3) получить счет-фактуру на приобретенные товары или услуги.

В случае если легальный  субъект сделки является продавцом, а теневой — покупателем, то легальной стороне нужно:

1) перевести наличную выручку в безналичную форму, для использования в легальном обороте;

2) отразить эту сделку, как безналичное получение средств со счета покупателя.

Потребности реально существующего  оборота между легальным и  теневым секторами реально обеспечивают особого рода фирмы-посредники.

Они формально заменяют теневого субъекта сделки в учете и отчетности легального субъекта. Если легальный  субъект является покупателем, то он перечисляет плату за товар в  безналичной форме на банковский счет фирмы-посредника, а взамен получает счет-фактуру и наличные деньги на ту же сумму (за минусом процента комиссионного  вознаграждения посреднику) для расчета  со своим теневым контрагентом. Если легальный субъект является продавцом, то он передает фирме-посреднику наличную выручку за проданную теневому контрагенту  продукцию, а взамен получает безналичное  перечисление на ту же сумму (за минусом  процента комиссионного вознаграждения посреднику) с банковского счета  фирмы-посредника.

Таким образом, условия соблюдения требований по регулированию налично-денежного  обращения (исключительно безналичные  расчеты по крупным сделкам, отсутствие крупных сумм наличности в кассе) и полного отражения сделок в  учете и отчетности выполняются  для легального субъекта.

Принципы организации  денежного обращения в России:

1. Обращение наличных  дензнаков в нашей стране планируется  и регулируется;

2. Денежное обращение  организуется с учетом объективно  действующих экономических законов.

3. Управление денежным  обращением осуществляется в  централизованном порядке;

4. Обращение наличных  денег концентрируется, как правило,  в функционирующих банках страны. Текущие запасы находящихся в  кассах предприятий и на руках  населения;

5. Управление денежным  обращением осуществляется с  целью создания условий, обеспечивающих  устойчивость денежное обращения  страны.

6. Обращение наличных  денег организуется исходя из  принципа наибольшей экономичности  и систематического снижения  издержек обращения.

 

    1. Правовое регулирование налично-денежного обращения ЦБ РФ.

 

Правовое регулирование  денежного обращения в Российской Федерации осуществляется Законом  РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. № 394-1 и изданными в его  развитие Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Письмом  ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18, и Порядком ведения кассовых операций в кредитных  организациях на территории РФ, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 25 марта 1997 г. № 02-101.

Деньги находятся в  постоянном движении, являясь связующим  звеном между физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. При этом они выполняют функцию обращения  и платежа, т. е. обслуживает реализацию товаров, услуг и расчетов с финансовыми  органами. Таким образом, денежное обращение  — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной форме. Денежное обращение  обслуживает товарное производство и товарное обращение, при этом деньги меняют форму стоимости по формуле  Т-Д-Т, кругооборот и оборот капиталов, а также движение ссудного и фиктивного капиталов и доходов различных  социальных групп. Следовательно, денежное обращение опосредует обмен всего совокупного общественного продукта, а также его части — национального продукта.

Денежное обращение осуществляется в двух формах: безналичной и налично-денежной. Причем соотношение между ними постоянно меняется. Например, в конце XIX в. преобладало налично-денежное обращение. В настоящее же время превалирует форма безналичных расчетов.

Безналичное обращение представляет собой процесс движения стоимости  без участия наличных денег посредством  перечисления денежных средств по счетам в банках и зачетов взаимных требований.

Под правовым регулированием денежного обращения страны понимают совокупность правовых норм, инструментов и методов, их представляющих, обеспечивающих эффективное, безопасное функционирование денежного обращения государства, адекватное потребностям хозяйствующих  субъектов национальной экономики. Главными задачами правового регулирования  денежного обращения в России являются:

    -обеспечение четкого разделения правовых полномочий и ответственности в сфере денежного обращения между Президентом РФ, законодательной и исполнительной властями;

- поддержание необходимого темпа роста денежной массы в обращении и правильного соотношения между наличным и безналичным денежным обращением с целью стабильного и эффективного функционирования экономики страны;

- обеспечение законодательной и исполнительной власти правовыми нормами и инструментами, позволяющими оперативно регулировать и контролировать денежное обращение в стране.

 

Распределение полномочий в  сфере регулирования денежного  обращения закреплено в Конституции  РФ. Так, в ст. 71, п. «ж» отмечено, что такие вопросы, как «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки», находятся в ведении Российской Федерации, и самостоятельное решение данных вопросов субъектами РФ рассматривается как нарушение государственной целостности. В ст. 106 Конституции за Советом Федерации и Государственной Думой закреплены их исключительные законодательные полномочия «по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

Информация о работе Организация и управление налично-денежного обращения