Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа
Целью данной курсовой является подробное раскрытие поставленных перед собой задач.
В своей работе я ставлю перед собой несколько задач:
- Рассмотреть сущность, участников и сферу применения налично-денежного оборота.
- Организация налично-денежного оборота
- Налично-денежный оборот в РФ, его пути развития.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Теоретические и правовые аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения.
Теоретические аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения…………………………………………………………………..………5
Правовое регулирование налично-денежного обращения ЦБ РФ……………8
Организация налично-денежного обращения. Оценка и анализ.
Порядок эмиссии наличных денег……………………………………………...18
Состояние налично-денежного обращения в РФ……………………………...22
Контроль Банка России за проведением кассовых операций коммерческих банков……………………………………………………………………………...29
Основные направления совершенствования налично-денежного обращения.
Способы сокращения наличных денег в обращении………………………....33
Оптимизация контроля налично-денежного обращения……………………..35
Выводы и предложения……………………………………………………………....44
Список литературы…………………………………………………………………...46
Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег, находящаяся в обращении.
Монополия на эмиссию наличных
денег принадлежит
Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализованно. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков (именно она определяет размер эмиссии) в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность, было бы не только нецелесообразно (из-за многократно возрастающих издержек обращения), но и невозможно.
Представим, что потребность в наличных деньгах возрастает в Южно-Сахалинске. Пока из Центра туда будут предоставлены деньги, величина этой потребности может измениться в ту или иную сторону. В результате либо придётся везти деньги назад в Центр, либо пересылать в Южно-Сахалинск дополнительные суммы денег, которые опять же могут не совпасть с реальной потребностью в наличных деньгах.
Эмиссию наличных денег производят ЦБ РФ и его расчётно-кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и выполняют расчётно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчётно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, являются резервом.
В оборотную кассу расчётно-
Резервными фондами РКЦ распоряжаются управления (городские, областные, республиканские) Центрального банка России. Если в результате действия банковского мультипликатора у данного коммерческого банка возрастает величина денег на депозитных счетах, то в результате: а) увеличивается и потребность клиентов в наличных деньгах; б) увеличивается свободный резерв коммерческого банка.
Расчётно-кассовые центры обязаны выдавать коммерческим банкам бесплатно наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастает, то РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого он на основе разрешения управления Центрального банка РФ переведёт наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти.
При осуществлении эмиссии одним РКЦ другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег, поэтому общая масса денег в обращении может и не измениться. Сведениями о том, произошла или не произошла в данный день эмиссия располагает только Правление Центрального банка, где составляется ежедневный эмиссионный баланс.
Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, то есть поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению. При этом деньги списываются со счетов клиентов до востребования.
Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипликатора. В России на долю наличных денег приходится 1/3 всей денежной массы.
2.2. Состояние налично-денежного обращения в РФ
Налично-денежный оборот представляет собой совокупность платежей за определенный период времени и отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа. [6]
Несмотря на то, что налично-денежный оборот во всех странах составляет меньшую часть, он имеет большое значение. [5]
Сфера использования наличных денег преимущественно связана с доходами и расходами населения:
- расчетами населения
с предприятиями розничной
- оплата труда предприятиями и организациями, выплата других денежных доходов;
- внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;
- выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещений по договорам страхования;
- выдача кредитными организациями потребительского кредита;
- оплата ценных бумаг и выплата по ним дохода;
- платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать;
- уплата населением налогов в бюджет.
Как правило, между предприятиями налично-денежное обращение незначительно, поскольку основные расчеты осуществляются безналичным путем.
Правительство РФ в соответствии
с Конституцией РФ [п. "б" ст.114]
как исполнительный орган страны
"обеспечивает проведение в Российской
Федерации единой финансовой, кредитной
и денежной политики". Особая роль
в осуществлении денежной политики
государства возлагается в
Конкретизация целей, задач,
полномочий и ответственности Центрального
банка РФ по регулированию денежного
обращения России дана в федеральных
законах "О Центральном банке"
и "О банках и банковской деятельности",
где также установлен используемый
им при этом нормативный инструментарий.
Ключевые законодательные моменты
данных федеральных законов о
роли и месте ЦБ РФ (Банка России)
в организации и регулировании
национального денежного
Оперативное регулирование Банком России денежного обращения в Российской Федерации, возложенное на него Конституцией РФ и федеральными законами, осуществляется путем разработки ЦБ РФ нормативных положений и установления правил осуществления расчетов в Российской Федерации, не противоречащих основным законам государства - Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.
Так, гл.46 [1, ст.861] предусматривают,
что "расчеты с участием граждан,
не связанные с осуществлением ими
предпринимательской
Банк России, выполняя установленные ГК РФ строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:
- Положение "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 5 января 1998 г. № 14-П; [2]
- Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31;
- Положение "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. № 56.
Центральным по своей значимости является Положение № 14-П, которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России. В данный нормативный документ заложены четыре базовых метода регулирования наличного денежного обращения в РФ:
- прогнозирование;
- лимитирование;
- системное банковское контролирование;
- ответственность за невыполнение лимитов.
В соответствии с Положением № 14-П организациям, предприятиям, учреждениям независимо от организационно-правовой формы предписано хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. [2, гл.2 п.2.1, 2.2].
Порядок и сроки сдачи
наличных денег устанавливаются
обслуживающими учреждениями банков каждому
предприятию по согласованию с их
руководителями исходя из необходимости
ускорения оборачиваемости
Положением № 14-П определено,
что в кассах предприятий могут
храниться наличные деньги в пределах
лимитов, устанавливаемых обслуживающими
их учреждениями банков по согласованию
с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег
в кассе устанавливается
Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии и, как правило, не свыше трех рабочих дней.
На коммерческие банки
Положением № 14-П кроме установления
лимитов кассы своим клиентам
возлагаются и следующие
- обеспечения своевременной выдачи клиентам наличных денег для их нужд;
- проверка соблюдения предприятиями определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;
- проверка соблюдения предприятиями лимитов расчетами наличными деньгами;
- ежегодное прогнозирование кассовых оборотов наличных денег.
Как правило, выдача наличных денег банками своей клиентуре производится за счет текущих поступлений денежной наличности в их операционные кассы. Однако для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов своих клиентов - предприятий и граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением "О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его соблюдением. При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке из оборотных касс учреждений Банка России. [18] Установление же лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляется в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31.
В целях максимального привлечения наличных денег в кассы банков за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий Положением № 14-П учреждениям банков предписывается не реже одного раза в два года проверять соблюдение их клиентами определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Материалы проверок оформляются
справкой, составленной в соответствующей
форме. При необходимости копии
справок направляются в налоговые
органы Российской Федерации для
принятия к предприятиям мер финансовой
и административной ответственности
за несоблюдение порядка работы с
денежной наличностью. К предприятиям,
не соблюдающим порядок ведения
кассовых операций и работы с денежной
наличностью, применяются меры ответственности,
предусмотренные
Информация о работе Организация и управление налично-денежного обращения