Организация и управление налично-денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является подробное раскрытие поставленных перед собой задач.
В своей работе я ставлю перед собой несколько задач:
- Рассмотреть сущность, участников и сферу применения налично-денежного оборота.
- Организация налично-денежного оборота
- Налично-денежный оборот в РФ, его пути развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Теоретические и правовые аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения.
Теоретические аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения…………………………………………………………………..………5
Правовое регулирование налично-денежного обращения ЦБ РФ……………8
Организация налично-денежного обращения. Оценка и анализ.
Порядок эмиссии наличных денег……………………………………………...18
Состояние налично-денежного обращения в РФ……………………………...22
Контроль Банка России за проведением кассовых операций коммерческих банков……………………………………………………………………………...29
Основные направления совершенствования налично-денежного обращения.
Способы сокращения наличных денег в обращении………………………....33
Оптимизация контроля налично-денежного обращения……………………..35
Выводы и предложения……………………………………………………………....44
Список литературы…………………………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Организация и управление налично.docx

— 70.24 Кб (Скачать)

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при  котором увеличивается масса  наличных денег, находящаяся в обращении.

Монополия на эмиссию наличных денег принадлежит Государственному центральному банку. Ранее при административно-распределительной системе величина эмиссии служила объектом директивного планирования государством и ни в коем случае не могла превышаться. В условиях рыночной экономики директивного планирования не существует, однако центральные банки прогнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и собственные аналитические материалы. При этом важно не только установить оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение её по отдельным регионам страны.

Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализованно. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков (именно она определяет размер эмиссии) в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность, было бы не только нецелесообразно (из-за многократно возрастающих издержек обращения), но и невозможно.

Представим, что потребность  в наличных деньгах возрастает в  Южно-Сахалинске. Пока из Центра туда будут  предоставлены деньги, величина этой потребности может измениться в  ту или иную сторону. В результате либо придётся везти деньги назад  в Центр, либо пересылать в Южно-Сахалинск  дополнительные суммы денег, которые  опять же могут не совпасть с реальной потребностью в наличных деньгах.

Эмиссию наличных денег производят ЦБ РФ и его расчётно-кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и выполняют расчётно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчётно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, являются резервом.

В оборотную кассу расчётно-кассового  центра постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, но и  из неё постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом, деньги в оборотной  кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма  поступлений наличных денег в  оборотную кассу расчётно-кассового центра превышает сумму выдач денег из неё, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в её резервный фонд.

Резервными фондами РКЦ  распоряжаются управления (городские, областные, республиканские) Центрального банка России. Если в результате действия банковского мультипликатора  у данного коммерческого банка  возрастает величина денег на депозитных счетах, то в результате: а) увеличивается и потребность клиентов в наличных деньгах; б) увеличивается свободный резерв коммерческого банка.

Расчётно-кассовые центры обязаны  выдавать коммерческим банкам бесплатно  наличные деньги в пределах их свободных  резервов. Поэтому, если у большинства  коммерческих банков, обслуживаемых  РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступления денег  в их операционные кассы эквивалентно не возрастает, то РКЦ вынужден будет  увеличить выпуск наличных денег  в обращение. Для этого он на основе разрешения управления Центрального банка  РФ переведёт наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет  эмиссионной операцией, хотя в целом  по стране эмиссии наличных денег  может и не произойти.

При осуществлении эмиссии  одним РКЦ другой РКЦ может  в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег, поэтому общая масса денег  в обращении может и не измениться. Сведениями о том, произошла или  не произошла в данный день эмиссия располагает только Правление Центрального банка, где составляется ежедневный эмиссионный баланс.

Деньги, эмитируемые РКЦ  в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, то есть поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению. При этом деньги списываются со счетов клиентов до востребования.

Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную  часть денежной массы, созданной  коммерческими банками, в результате действия механизма банковского  мультипликатора. В России на долю наличных денег приходится 1/3 всей денежной массы.

 

2.2. Состояние налично-денежного обращения в РФ

 

Налично-денежный оборот представляет собой совокупность платежей за определенный период времени и отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа. [6]

Несмотря на то, что налично-денежный оборот во всех странах составляет меньшую часть, он имеет большое  значение. [5]

Сфера использования наличных денег преимущественно связана  с доходами и расходами населения:

- расчетами населения  с предприятиями розничной торговли  и общественного питания;

-    оплата труда предприятиями и организациями, выплата других денежных доходов;

-    внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;

-    выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещений по договорам страхования;

-    выдача кредитными организациями потребительского кредита;

-    оплата ценных бумаг и выплата по ним дохода;

-    платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать;

-    уплата населением налогов в бюджет.

Как правило, между предприятиями  налично-денежное обращение незначительно, поскольку основные расчеты осуществляются безналичным путем.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ [п. "б" ст.114] как исполнительный орган страны "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной  и денежной политики". Особая роль в осуществлении денежной политики государства возлагается в соответствии со ст.75 Конституции РФ на Центральный  банк РФ. Данной статьей на ЦБ РФ возложены  исключительное право денежной эмиссии, а также основная функция по организации  денежного обращения России, которую  он должен осуществлять независимо от других органов государственной  власти, - защита и обеспечение устойчивости российского рубля.

Конкретизация целей, задач, полномочий и ответственности Центрального банка РФ по регулированию денежного  обращения России дана в федеральных  законах "О Центральном банке" и "О банках и банковской деятельности", где также установлен используемый им при этом нормативный инструментарий. Ключевые законодательные моменты  данных федеральных законов о  роли и месте ЦБ РФ (Банка России) в организации и регулировании  национального денежного обращения  были рассмотрены в предыдущем параграфе  данной главы. Однако обзор прав, обязанностей, основных методов и инструментов, закрепленных федеральным банковским законодательством за Банком России, не дает представления о порядке оперативного регулирования денежного обращения страны, документах, определяющих этот порядок.

Оперативное регулирование  Банком России денежного обращения  в Российской Федерации, возложенное  на него Конституцией РФ и федеральными законами, осуществляется путем разработки ЦБ РФ нормативных положений и  установления правил осуществления  расчетов в Российской Федерации, не противоречащих основным законам государства - Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.

Так, гл.46 [1, ст.861] предусматривают, что "расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими  предпринимательской деятельности, могут производиться наличными  деньгами [1, ст.140] без ограничения  суммы или в безналичном порядке", а расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями  производятся в безналичном порядке. В то же время предусмотрено, что "расчеты между этими лицами могут производиться также наличными  деньгами, если иное не установлено  законом".

Банк России, выполняя установленные  ГК РФ строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:

         - Положение "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 5 января 1998 г. № 14-П; [2]

         -  Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31;

- Положение "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. № 56.

Центральным по своей значимости является Положение № 14-П, которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России. В данный нормативный документ заложены четыре базовых метода регулирования наличного денежного обращения в РФ:

-    прогнозирование;

-    лимитирование;

-    системное банковское контролирование;

-    ответственность за невыполнение лимитов.

В соответствии с Положением № 14-П организациям, предприятиям, учреждениям  независимо от организационно-правовой формы предписано хранить свободные  денежные средства в учреждениях  банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы  предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. [2, гл.2 п.2.1, 2.2].

Порядок и сроки сдачи  наличных денег устанавливаются  обслуживающими учреждениями банков каждому  предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости  ускорения оборачиваемости денег  и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

Положением № 14-П определено, что в кассах предприятий могут  храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег  в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и  сферы деятельности, имеющим кассу  и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для этого предприятие  представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, "Расчет на установление предприятию  лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в  его кассу". [2, гл.2 п.2.5] Лимиты остатка  наличных денег в кассе, установленные  учреждением банка, письменно сообщаются каждому предприятию. Лимит остатка  кассы может пересматриваться в  течение года в установленном  порядке по обоснованной просьбе  предприятия (в случае изменения  объемов кассовых оборотов, условий  сдачи выручки и т.д.), а также  в соответствии с договором банковского  счета.

Предприятия обязаны сдавать  в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов  остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в своих  кассах наличные деньги сверх установленных  лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии и, как правило, не свыше трех рабочих дней.

На коммерческие банки  Положением № 14-П кроме установления лимитов кассы своим клиентам возлагаются и следующие обязанности:

-    обеспечения своевременной выдачи клиентам наличных денег для их нужд;

-    проверка соблюдения предприятиями определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

-    проверка соблюдения предприятиями лимитов расчетами наличными деньгами;

-    ежегодное прогнозирование кассовых оборотов наличных денег.

Как правило, выдача наличных денег банками своей клиентуре  производится за счет текущих поступлений  денежной наличности в их операционные кассы. Однако для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов своих клиентов - предприятий и граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением "О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его соблюдением. При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке из оборотных касс учреждений Банка России. [18] Установление же лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляется в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31.

В целях максимального  привлечения наличных денег в  кассы банков за счет своевременного и полного сбора денежной выручки  от предприятий Положением № 14-П  учреждениям банков предписывается не реже одного раза в два года проверять соблюдение их клиентами определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Материалы проверок оформляются  справкой, составленной в соответствующей  форме. При необходимости копии  справок направляются в налоговые  органы Российской Федерации для  принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности  за несоблюдение порядка работы с  денежной наличностью. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения  кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

Информация о работе Организация и управление налично-денежного обращения