Опыт развития и регулирования финансовых рынков в странах СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:34, доклад

Краткое описание

Опыт развития и регулирования финансовых рынков в странах СНГ - бывших республиках СССР интересен не только с точки зрения возможности проведения сравнительного анализа достижений и неудач, являющихся результатом проведения государствами Содружества самостоятельной экономической политики после распада Союза, но также важен в целях применения их положительного опыта при разработке интеграционных моделей будущих финансовых рынков, формируемых с участием России (Союзное государство России и Республики Беларусь, Евразийское экономическое сообщество, единое экономическое пространство).

Файлы: 1 файл

Опыт развития и регулирования финансовых рынков в странах СНГ.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Функции Национальный банк

Республики Беларусь Комитет по ценным бумагам

при СМ РБ Министерство Финансов Республики Беларусь

Нормативного  урегулирования осуществления определенного  вида деятельности - государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

- установление запретов и ограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

- установление  правил биржевой торговли иностранными  валютами

- установление  порядка проведения банковских  операций - государственное регулирование рынка ценных бумаг

- установление единых правил заключения и исполнения сделок с ценными бумагами

- установление  единых правил ведения учёта  по операциям с ценными бумагами, а также единых стандартов  ведения и учёта депозитарных  операций - государственное управление и обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга

- государственное  регулирование страховой и аудиторской  деятельности

- государственное  регулирование деятельности с  драгоценными металлами и драгоценными  камнями

Допуск участников или лицензирование и допуск финансовых инструментов (при их наличии) - государственная регистрация банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выдача им лицензий на осуществление банковских операций

- выдача согласий  на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовых организациями операций с ценными бумагами

- лицензирование  биржевой деятельности при осуществлении  операций с иностранной валютой

- лицензирование  аудиторских организаций (аудиторов)  на проведение аудита банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

- регистрация  ценных бумаг банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций

- установление  условий выпуска и порядка  обращения краткосрочных облигаций  НБ РБ - лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: посреднической (брокерской), коммерческой (дилерской), доверительной (трастовой), депозитарной, специализированного регистратора, биржевой, инвестиционного фонда, а также консультационной деятельности

- установление  квалификационных требований, проведение аттестации руководителей и сотрудников профессиональных участников

- государственная  регистрация выпусков ценных  бумаг, установление правил выпуска  и регистрации акций и облигаций  (кроме государственных ценных  бумаг и ценных бумаг НБ РБ), определение порядка регистрации векселей, выпускаемых коммерческим предприятиями (кроме банков) - лицензирование страховой деятельности

- лицензирование  аудиторских организаций (аудиторов)

- установление  условий выпуска и порядка  обращения государственных ценных бумаг для юридических и физических лиц

- согласование  с местными органами власти  условий выпуска и обращения  местных облигационных займов 

Надзор, контроль и установление отчётности - надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

- установление  экономических нормативов, разработка  и утверждение методики бухгалтерского  учёта и отчётности для банков  и небанковских кредитно-финансовых  организаций - осуществление надзора за профессиональной и биржевой деятельностью на рынке ценных бумаг

- осуществление  контроля и надзора за выпуском  и обращением ценных бумаг

- установление  требований финансовой достаточности  к профессиональным участникам  рынка ценных бумаг 

- определение  состава, содержания и порядка  предоставления отчётности участниками рынка ценных бумаг - осуществление надзора в области страховой и аудиторской деятельности

- осуществление  контроля в сфере деятельности  с драгоценными металлами и  драгоценными камнями

- осуществление  контроля за обращением именных приватизационных чеков "Имущество"

- установление  правил бухгалтерского учёта,  содержания и порядка предоставления  бухгалтерской отчётности

Расследование правонарушений и правоприменение - выявление нарушений банковского законодательства

- применение  мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям - проведение проверок соблюдения участниками рынка ценных бумаг законодательства о ценных бумаг и вексельном обращении

- наложение штрафов  и иных санкций за нарушение  законодательства о ценных бумаг и вексельном обращении - проведение проверок (ревизий) по вопросам, относящимся к компетенции Минфина

- применение  экономических санкций и наложение  административных взысканий в  соответствии с законодательством 
 
 
 

    Также  к органам государственного регулирования финансового рынка Республик Беларусь, помимо указанных выше государственных регуляторов, можно отнести Министерство экономики Республики Беларусь, в состав осуществляемых функций которого включены:

проведение чековых  или денежных аукционов по продаже пакетов акций, находящихся в государственной собственности (в рамках деятельности Фонда государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь);

проведение антимонопольной  политики в целях защиты и развития конкуренции на финансовом рынке Республики Беларусь (в рамках деятельности департамента по антимонопольной политике).

    Функции  регулирования финансового рынка  Республики Беларусь на уровне  саморегулирования выполняют структурообразующие  инфраструктурные организации, образованные указом Президента Республики Беларусь № 366 от 20.07. 1998 г. <О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг>, - ОАО <Белорусская валютно-фондовая биржа> и ГП <Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг>.

    ОАО  <Белорусская валютно-фондовая  биржа>, основным акционером которой  является Национальный банк Республики  Беларусь (более 98%, а остальным  акционерам - членам биржи принадлежит  менее 2% акционерного капитала), осуществляет следующие функции,  которые можно отнести к регулирующим:

установление  правил членства (наличие лицензии, требования к собственному капиталу, финансовой достаточности, квалификации трейдеров, установление состава и  порядка предоставления отчетности члена биржи), порядка допуска и прекращения допуска к торгам;

установление  требований по допуску ценных бумаг  к обращению на бирже - включению  ценных бумаг в листинг (котировальные  листы соответствующих уровней);

осуществление клиринга и выполнение функций расчетного депозитария по негосударственным эмиссионным ценным бумагам, допущенным к торгам;

осуществление расчетов по сделкам с ценными  бумагами в рамках единой расчетно-клиринговой  системы (НБ РБ - БВФБ);

сертификацию  программных и технических средств, используемых для создания, обработки, передачи, хранения и защиты электронных документов;

регистрацию сделок с акциями и облигациями белорусских  предприятий, заключенных на внебиржевом  рынке, в Белорусской котировочной автоматизированной системе (БЕКАС), функционирующей  на базе Интернет-технологий биржи, формирование базы данных о ценах на корпоративные ценные бумаги, складывающихся на внебиржевом рынке;

формирование  операционных фондовых рейтингов профессиональных участников - членов фондовой секции биржи;

законотворческую  деятельность (подготовку проектов законодательных актов), касающуюся клиринговой и депозитарной деятельности, а также деятельности организаторов торгов.

    ГП <Республиканский  центральный депозитарий ценных  бумаг> (РЦД), являющийся центральным  депозитарием в отношении негосударственных ценных бумаг, осуществляет следующие функции регулирования на фондовом рынке, а также в отношении депозитариев второго уровня, связанных с ним корреспондентскими отношениями:

обеспечение централизованного  хранения разрешенных к обращению негосударственных ценных бумаг (акций, облигаций) и учета прав на них;

обеспечение сбора  реестра владельцев ценных бумаг  эмитента для депозитария эмитента, осуществляющего ведение реестра  данного эмитента, на основании информации, полученной от депозитариев-корреспондентов;

присвоение идентификационных  кодов выпускам ценных бумаг, прошедшим  государственную регистрацию;

обеспечение расчетов по операциям с ценными бумагами путем ведения и обслуживания корреспондентских счетов депозитариев второго уровня;

осуществление контроля за общим количеством ценных бумаг каждого выпуска, хранящихся в центральном депозитарии и  находящихся на учете в депозитарной системе;

установление  требований (единых стандартов) по ведению  и учету депозитарных операций и  контроль за их выполнением депозитариями второго уровня;

ведение единых справочников и каталогов депозитарной системы;

обеспечение безопасности и надежности депозитарной системы, в том числе путем введения электронного документооборота установленного формата с применением средств криптографической защиты, а также осуществления переводов ценных бумаг по итогам сверки (квитовки) встречных поручений депозитариев-корреспондентов;

разработку методологической базы депозитарной деятельности по согласованию с КЦБ РБ, оказание консультационной и методологической помощи по вопросам организации депозитарной деятельности.

    Собственно  институт саморегулируемых организаций  (СРО) финансового рынка Республики  Беларусь пока еще не получил  должного развития, а существующие в настоящее время ассоциации коммерческих банков и участников рынка ценных бумаг статуса СРО не имеют и выступают скорее в качестве общественных объединений, лоббирующих интересы своих немногочисленных членов. 
 

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ФИНАНСОВОГО РЫНКА 
 

    Характерной  особенностью системы регулирования  финансового рынка Республики  Беларусь является высокая степень  централизации не только в  отношении государственного регулирования  (Минфин РБ - эмиссия государственных  ценных бумаг и управление  госдолгом, НБ РБ - банковское и валютного регулирование, КЦБ РБ - профессиональные участники рынка ценных бумаг), но и в целом функционирования финансовых рынков, реализованной путем создания единого пространства по обращению основных финансовых инструментов (валюты, государственных и корпоративных ценных бумаг) в связках <Нацбанк - биржа (БВФБ) - операторы финансового рынка> и <Центральный депозитарий (РЦД) - депозитарии - эмитенты>, а также за счет участия государства в структурообразующих инфраструктурных организациях - БВФБ (через участие НБ РБ в капитале биржи) и РЦД (госпредприятие).

    В  качестве основных различий сформированной  в Республике Беларусь модели  финансового рынка и существующей  в Российской Федерации финансовой  системы (в первую очередь в  свете интеграционных процессов создания Союзного государства) можно выделить следующие:

отсутствие требований к деятельности специализированного  регистратора как исключительной (функции  реестродержателя и депозитария  могут осуществляться в рамках единой лицензии на депозитарную деятельность, что фактически привело к преобразованию всех существовавших ранее специализированных регистраторов в так называемые <депозитарии эмитентов>);

отсутствие прямых ограничений на совмещение различных  видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также банковской деятельности (ограничения на ведение посреднической, коммерческой и доверительной (в качестве управляющей компании инвестиционного фонда) деятельности установлены для депозитариев, а также для банков (по коммерческой деятельности) только в отношении ценных бумаг обслуживаемых ими эмитентов);

централизованную  двухуровневую модель депозитарной системы, реализованную в виде центрального депозитария (РЦД) и связанных с  ним корреспондентскими отношениями  депозитариев, осуществляющих междепозитарные переводы между собой только через корреспондентские счета, открытые в центральном депозитарии;

Информация о работе Опыт развития и регулирования финансовых рынков в странах СНГ