Финансовый рынок и перспективы его развития в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в работе является изучение состояния и перспектив развития финансового рынка Республики Беларусь, для чего необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие финансового рынка, его организацию и функционирование;
- провести анализ состояния финансового рынка Республики Беларусь;
- определить перспективы развития финансового рынка Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты функционирования и регулирования финансового рынка 3
1.1 Сущность финансовой системы 3
1.2 Понятие и задачи финансового рынка 3
2 Анализ развития финансового рынка Республики Беларусь 3
3 Перспективы развития финансового рынка в Республике Беларусь 3
3.1 Переход на рыночное курсообразование 3
3.2 Меры национального банка и правительства Республики Беларусь по выходу из кризиса 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика курса Белорусского рубля к Российскому рублю с 05.09.2011 по 05.10.2011 3
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Динамика кросс-курса Белорусского рубля к Доллару США с 01.09.2011 по 05.10.2011 3

Файлы: 1 файл

7519 Финансовый рынок и перспективы его развития РБ.docx

— 95.68 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

7519 Финансовый  рынок и перспективы его развития  в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 3

1 Теоретические аспекты функционирования и регулирования финансового рынка 4

1.1 Сущность финансовой системы 4

1.2 Понятие и задачи финансового рынка 10

2 Анализ развития финансового рынка Республики Беларусь 16

3 Перспективы развития финансового рынка в Республике Беларусь 23

3.1 Переход на рыночное курсообразование 23

3.2 Меры национального банка и правительства Республики Беларусь по выходу из кризиса 27

Заключение 30

Список использованных источников 32

Приложение А Динамика курса Белорусского рубля к Российскому рублю с 05.09.2011 по 05.10.2011 34

Приложение Б Динамика кросс-курса Белорусского рубля к Доллару США с 01.09.2011 по 05.10.2011 35

 

 

 

Введение

 

 

Функционирование  рыночной экономики основывается на функционировании разнообразных рынков, которые можно сгруппировать  в два основных класса: рынки выработанной продукции (товаров и услуг) и  рынки трудовых и финансовых ресурсов.

Финансовый  рынок – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно.

Целью исследования в работе является изучение состояния  и перспектив развития финансового рынка Республики Беларусь, для чего необходимо решить следующие задачи:

- изучить  понятие финансового рынка, его организацию и функционирование;

- провести  анализ состояния финансового рынка Республики Беларусь;

- определить  перспективы развития финансового рынка Республики Беларусь.

Объект исследования – финансовый рынок.

Предмет исследования – состояние и перспективы  развития фмнансового рынка Республики Беларусь.

 

 

1 Теоретические аспекты  функционирования и регулирования  финансового рынка

 

1.1 Сущность финансовой системы

 

 

Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием  и конкретизацией понятия финансы.

Финансы - это  отношения в экономике, сложившиеся  по поводу распределения, перераспределения, создания и использования ВВП. Финансы выступают в роли экономической категории, поскольку отражают реальные отношения, которые существуют в обществе [7, c. 29].

Признаки  финансов как экономической категории:

1) денежный характер финансовых отношений, т.е. деньги представляют собой обязательное условие к существованию финансов;

2) распределительный характер финансовых отношений. Область образования и функционирования финансов - это стадия воспроизводства, когда стоимость общественного продукта распределяется согласно целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждым из которых должна быть получена своя доля в произведенном продукте;

3) финансовые  отношения находятся в постоянной связи с формированием доходов в виде денежных средств и накоплений, которые приобретают форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы выступают в качестве материальных носителей финансовых отношений;

4) финансы - это экономические отношения, в которых тем или иным образом обязательно участвует государство. [6, c. 48]

Понятие «финансы» неразрывно связано с понятием «денежный оборот». Денежный оборот - это движение денежных ресурсов, платежей и расчетов. Объект денежного оборота - финансовые ресурсы, такие как прибыль, кредиты, задолженности, доходы от смежных видов деятельности. Финансовые ресурсы формируют денежные фонды, которые необходимы для интенсивного развития производства.

В экономической  литературе нет устоявшегося единого  определения финансовой системы. Многие экономисты определяют финансовую систему  как совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется  особенностями в формировании использовании  фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Такое определение  не совсем точно.

Известно, что  финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в таком направлении, которое государство сочтет необходимым. Осуществляют это специальные органы, а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и др. Поэтому правы те экономисты, которые в своих дефинициях указанной категории включают в нее и присутствие финансовых органов.

Исходя из сказанного, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [9, c. 27].

В экономической  литературе довольно часто термин «финансовая  система» употребляется для обозначения  совокупности финансовых учреждений. Это неправильно. Финансовые учреждения являются лишь составной частью финансовой системы.

К финансовой системе непосредственно примыкает  и тесно взаимодействует с  ней кредитная система, которая  представляет собой совокупность кредитных  отношений и институтов (учреждений), организующих эти отношения. Поэтому  неслучайно в 1 Конституции Республики Беларусь 1996 г. есть специальный раздел (VII), который называется «Финансово-кредитная  система Республики Беларусь». [9, c. 25]

Однако необходимо иметь в виду, что в отличие  от финансовой системы кредитная  система оперирует только возвратными  денежными средствами. Поэтому правомерно кредитную систему не включать в  финансовую систему и рассматривать  ее как самостоятельную. Но в совокупности и финансовая система, и кредитная  система, именуемые в литературе как «финансово-кредитная система» оказывают огромное воздействие  на все стороны социально-экономического развития страны.

Финансовая система государства состоит из трех основных блоков, таких как [7, c. 60]:

1) государственные  финансы;

2) финансы  предприятий;

3) страховые  фонды.

В государственных  финансах различают государственный  бюджет (главный финансовый план государства), государственный кредит (в виде займов государственных облигаций), фонды государства, фонды обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд. Государственные финансы формируют фонды для финансирования различной деятельности государства, бюджетов низких уровней, распределяют средства между различными социальными слоями населения, выделяют дотации и субсидии.

Финансы предприятий - это основной блок, в котором формируется ВВП государства, который впоследствии распределяется между субъектами хозяйственной деятельности. От этого блока зависит благосостояние и процветание государства. Это финансы отраслей народного хозяйства, министерств и ведомств, государственных предприятий и общественных фондов. Страховые фонды - это фонды имущественного и личного страхования физических и юридических лиц. Сюда же относится страхование ответственности и рисков.

Разные звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами  предприятий, внутриотраслевое – финансами  предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными  фондами.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый  крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство  оказывает воздействие на экономические процессы [6, c. 73].

В силу своего особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она  производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий  и специальным правительственным  фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего  из своих доходов. Расходная часть  показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Структура бюджетных  расходов и доходов и доля отдельных  статей в государственном бюджете  стран с рыночной экономикой приблизительно следующие (таблица 1.1).

 

 

Таблица 1.1 Структура  бюджетных расходов и доходов  и доля отдельных статей в государственном  бюджете стран с рыночной экономикой, %

Расходы

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели. 40 – 50

Затраты на хозяйственные  нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы  на осуществление государственных  программ. 10 – 20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней  политики, включая содержание дипломатических  служб и займы иностранным  государствам. 10 – 20

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и проч. 5 – 10

Платежи по государственному долгу. до 7 – 8

Доходы

Налоги (в  том числе акцизные сборы и  таможенные пошлины, гербовый сбор). 75 – 85

Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли. 5 – 8

Взносы в  государственные фонды социального  страхования, пенсионный, страхования от безработицы. 10 – 12

Примечание  – Источник: [6, c. 75].

 

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим  потенциалом страны, масштабностью  задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства  в экономике, состоянием международных  отношений и рядом других факторов.

На уровне штатов, земель областей, городов, районов  действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

В современных  условиях во всех странах наблюдается  тенденция опережающего роста местных  финансов по сравнению с финансами  центральных правительств, что свидетельствует  о возрастающей роли местных органов  власти как в экономических, так и политических процессах общества.

Составными  частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды  специального назначения и финансы  муниципальных предприятий.

Местный бюджет имеет такую же структуру, как  и центральный. Он включает доходы и  расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.

Доходная  часть местного бюджета формируется  за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов  власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.

Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько  групп. Первую группу во всех странах  составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы  страны. Особую группу налогов, поступающих  в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей  им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

Доходная  часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных  органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением  местных задач, но и участием в  выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И  субсидия, и субвенция – это  государственная дотация местному бюджету.

Несмотря  на юридическую самостоятельность  бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные  органы власти вынуждены в своей  деятельности постоянно принимать  во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут  быть сокращены либо совсем прекращены.

Несмотря  на проводимую во многих странах приватизацию, государственный сектор в экономике  продолжает играть большую роль.

Основной  источник финансов государственных  предприятий определяется их взаимоотношениями  с центральным правительством. С  одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в государственный и местный бюджет, с другой – получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).

Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность  производства не уступает частным предприятиям.

Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные предприятия, которые  в состоянии действовать рентабельно, то есть не только возмещает свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном государственном  или местном бюджетах фиксируются  лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых  нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку производят социально значимую продукцию), финансируются  из государственного бюджета, т.е. находятся  на бюджетном финансировании. В государственный  бюджет включаются их доходы и расходы.

Информация о работе Финансовый рынок и перспективы его развития в РБ