Финансовый рынок и перспективы его развития в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в работе является изучение состояния и перспектив развития финансового рынка Республики Беларусь, для чего необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие финансового рынка, его организацию и функционирование;
- провести анализ состояния финансового рынка Республики Беларусь;
- определить перспективы развития финансового рынка Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты функционирования и регулирования финансового рынка 3
1.1 Сущность финансовой системы 3
1.2 Понятие и задачи финансового рынка 3
2 Анализ развития финансового рынка Республики Беларусь 3
3 Перспективы развития финансового рынка в Республике Беларусь 3
3.1 Переход на рыночное курсообразование 3
3.2 Меры национального банка и правительства Республики Беларусь по выходу из кризиса 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика курса Белорусского рубля к Российскому рублю с 05.09.2011 по 05.10.2011 3
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Динамика кросс-курса Белорусского рубля к Доллару США с 01.09.2011 по 05.10.2011 3

Файлы: 1 файл

7519 Финансовый рынок и перспективы его развития РБ.docx

— 95.68 Кб (Скачать)

Специальные правительственные фонды – важнейшее  звено финансовой системы современных  государств. По своей сущности они  представляют собой денежные фонды  специального назначения.

Эти фонды  создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку  каждая страна имеет свои специфические  задачи, постольку нет единой классификации  правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в  каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.

Правительственные фонды отличаются друг от друга в  зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.

Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

В зависимости  от цели использования государственные  специальные фонды подразделяют на следующие [7, c. 83]:

- научно-исследовательские;

- экономические;

- социальные фонды;

- фонды личного и имущественного страхования;

- военные фонды;

- инвестиционные фонды.

Основная  часть специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные  специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или  отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

 

1.2 Понятие и задачи финансового рынка

 

 

Эффективное функционирование экономики любого государства невозможно без развитой финансово-кредитной системы, одной  из важнейших составляющих которой  является финансовый рынок.

Финансовый  рынок – это особая сфера экономических  отношений, представляющая собой систему  рыночных институтов и механизмов, формирующих спрос и предложение  на специфический товар – финансовые ресурсы (активы, инструменты).

В странах с рыночной экономикой финансовый рынок является одним из гарантов стабильного экономического развития государства, так как выступает  инструментом, сглаживающим циклические  колебания в экономике.

Финансовый  рынок представляет собой чрезвычайно  сложную систему, в которой финансовые ресурсы предприятия и других его участников обращаются самостоятельно, независимо от характера обращения  реальных товаров. Этот рынок оперирует  многообразными финансовыми инструментами, обслуживается специфическими финансовыми  институтами, располагает довольно разветвленной и разнообразной  финансовой инфраструктурой [9, c. 36].

Главной задачей финансового рынка является обеспечение наиболее полного и  быстрого передвижения свободных денежных средств предприятий, банков, коммерческих организаций, сбережений населения для вовлечения в создание передовых технологий, расширение и техническое перевооружение уже действующих предприятий. Рациональное использование привлекаемых инвестиций возможно при широком выборе инструментов финансового рынка, развитой системе биржевой и внебиржевой торговли финансовыми ресурсами, налаженном учете, хранении и расчете надежной правовой защиты инвесторов от необоснованного риска.

Финансовые рынки играют важную роль в воспроизводственном процессе, обеспечивая свободное движение финансовых ресурсов. С помощью финансовых рынков осуществляется сбор средств от внутренних и внешних сберегателей и передача их для инвестирования предприятиям, акционерным обществам и органам государственной власти, что обеспечивает финансирование приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ. Вместе с тем, благодаря финансовому рынку, обеспечивается участие сберегателей в прибылях предпринимателей. Функционирование финансовых рынков имеет огромное значение для экономики любого государства.

Во-первых, благодаря им становится возможным инвестировать денежные средства в производство, что позволяет  увеличивать производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал.

Во-вторых, финансовые рынки дают альтернативные варианты инвесторам для вложения средств  в наиболее эффективные отрасли  и предприятия, что обеспечивает им максимальную прибыль.

В-третьих, перелив капиталов, происходящий на финансовых рынках, способствует быстрейшему  внедрению научно-технических достижений.

В-четвертых, финансовый рынок позволяет  цивилизованным способом покрывать  бюджетный дефицит, так как именно на финансовом рынке изыскиваются свободные  денежные средства для покрытия растущих государственных расходов.

Все перечисленное содействует  наиболее быстрому движению и эффективному использованию финансовых ресурсов.

В вопросе структуры финансового  рынка логично обратиться к истории  его развития. Использование эволюционистского  подхода может, как нельзя лучше, продемонстрировать выделяющиеся сегменты финансового рынка. Каждый сегмент  финансового рынка классифицируют в зависимости от срока и вида обращающихся инструментов, а также  в соответствии с различными критериями, представленных в таблице 1.1.

Как известно, изначально первыми  в историческом аспекте были товарные рынки. Однако активно развивающийся  реальный сектор экономики — торговля, промышленность, транспорт - требовали  развития определенных финансовых институт для обслуживания процессов, происходящих в обществе. По мере развития рыночных отношений росли объемы ссудного капитала, концентрируясь в финансово-кредитных учреждениях. Такая централизация ссудного капитала приводит к развитию капиталов, который впоследствии начинает дробиться на рынок банковского, государственного, коммерческого, корпоративного, частного кредита и так далее. Развитие рынка капиталов приводит к возникновению специфических инструментов займа и собственности - ценных бумаг, и, как следствие, - к возникновению фондового рынка. Следующей стадией развития является интернационализация капитала, когда торговля, а затем и промышленность выходят за границы своих стран. Появляется необходимость в свободном обмене одной валюты на другую - возникает валютный рынок, который за последнее время превратился в действительно глобальный и сегодня существует в виде международного рынка Forex. Интересно, что данная последовательность возникновения рынков соответствует их объемам в мировой экономике. Так, товарные рынки намного уступают по объемам рынкам капитала, которые в свою очередь, в несколько раз меньше фондовых рынков. И, наконец, объемы валютных рынков являются самыми большими. Конечно, сами эти объемы трудно сравнимы и очень условны, что объясняется обращением фиктивного капитала, когда реальные деньги не сопоставимы с объемами продаж. Таким образом, структура финансового рынка представляет взаимодействие трех рынков: рынка капитала, ценных бумаг и денежного (валютного) [9, c. 45].

 

Таблица 1.1 Классификация сегментов  финансового рынка

Критерий

Сегмент финансового рынка

По сроку обращения

Рынок капитала. Денежный рынок

По виду финансового инструмента

Денежный рынок (денежная единица: национальная или иностранная  валюта)

Кредитный рынок (кредиты в национальной или иностранной валюте)

Рынок ценных бумаг (ценные бумаги в национальной или иностранной  валюте)

Рынок драгоценных металлов (драгоценные металлы или драгоценные  камни)

По организационной структуре  рынка

Организованный (биржевой) функционирует по правилам, установленным специальными финансовыми учреждениями

Неорганизованный (внебиржевой) — определяет сферу обращения финансовых активов без соблюдения единых правил для всех участников финансового рынка

По моменту перехода права  собственности на финансовый актив

Первичный рынок (производится первичное размещение выпущенных в обращение финансовых активов)

Вторичный рынок (обращаются ранее выпущенные финансовые активы). В процессе купли-продажи актива определяется его рыночный курс

По сроку поставки актива

Спотовый — рынок с немедленным исполнением сделок или в течение 1—2 рабочих дней, не считая дня заключения сделки

Срочный — рынок, где заключаются  сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня

По эмитенту финансового  актива

Рынок государственных финансовых активов 

Рынок корпоративных финансовых активов (субъектов хозяйствования)

По форме выплаты дохода

Рынок активов с фиксированным  доходом 

Рынок активов с переменным доходом

По форме выпуска ценных бумаг

Документарная ценная бумага

Бездокументарная (в форме записи по счетам)

По характеру  обращения финансового актива

Рынок обращающихся финансовых инструментов

Рынок финансовых инструментов с ограниченным кругом обращения

Рынок необращающихся финансовых инструментов

По форме фиксации прав

Рынок именных  финансовых инструментов

Рынок финансовых инструментов на предъявителя

Рынок ордерных финансовых инструментов

По характеру  финансового актива, являющегося  предметом сделки

Рынок первичных (основных) финансовых активов

Рынок производных  финансовых активов

По способу  торговли

Традиционный  рынок

Компьютеризированный  — рынок, где торговля осуществляется через компьютерные сети, объединяющие фондовых посредников. Отличительные  особенности: отсутствие прямого контакта между продавцами, покупателями и  посредниками; полная автоматизация  процесса торговли и его обслуживания


 

Понятие «финансовый рынок» является в определенной мере собирательным, обобщенным. В реальной практике оно  характеризует обширную систему  отдельных видов финансовых рынков с разнообразными сегментами каждого  из этих видов. Процесс развития финансового  рынка характеризуется постоянным переливом финансовых ресурсов из одних  его сегментов в другие. В качестве примера такого перелива можно привести наблюдаемый в последние годы процесс секьюритизации, характеризующийся перемещением операций с кредитного рынка на рынок ценных бумаг (в первую очередь, рынок облигаций) обеспечивающий снижение затрат по привлечению кредитов.[30, с. 7]

Секьюритизация - процесс расширения использования ценных бумаг в качестве инструмента, опосредующего движение ссудного капитала, а также придание другим инструментам форм, традиционно присущих ценным бумагам.

Этот феномен проявляется  на финансовом рынке в двояком  отношении:

- во-первых, возникают финансово-инвестиционные  учреждения, которым наравне с  банками дано право на сбор  и аккумуляцию депозитов первичных  вкладчиков, и вложение их в  определенные инструменты и сегменты  финансового рынка;

- во-вторых, получают распространение  разнообразные кредитно-депозитные  ценные бумаги на предъявителя (депозитные сертификаты, различного  рода облигации, коммерческие  бумаги, инвестиционные чеки и  т. д.), право на операции с которыми предоставлено широкому кругу финансовых учреждений, являющихся прямыми конкурентами современных банков.

Объективной основой функционирования и развития финансового рынка  служат закономерности кругооборота капитала в экономике. Его непрерывное  обращение сопровождается возникновением характерных противоречий в распределении  финансовых ресурсов. Это приводит к появлению невостребованных излишков фондов в одних регионах, и наоборот, к их недостатку в других. Такие противоречия могут быть разрешены только на уровне мировой экономики с помощью международного финансового рынка, обслуживающего процессы межнационального движения капитала.

Развитие национальных финансовых рынков на фоне общего совершенствования  хозяйственной деятельности отдельных  стран привело к мощным интеграционным процессам в финансовой сфере  мировой экономики. Интернационализация  финансово-экономической деятельности государств вылилась в создание международного финансового рынка (МФР), который  образовался во второй половине ХХ века. [15, c. 16] За истекший период структура, географические границы и поле деятельности МФР постоянно расширялись. Этому способствовали укрепление взаимосвязей между внутренней экономикой и внешнеэкономической деятельностью отдельных государств, миграция капитала и трудовых ресурсов, относительное выравнивание валютных курсов и государственное их регулирование.

 

 

2 Анализ развития финансового рынка Республики Беларусь

 

 

В целом финансовый рынок Республики Беларусь (РБ) в  сравнении с такими странами постсоветского пространства, как Российская Федерация, Украина и Республика Казахстан, можно охарактеризовать как рынок  с наибольшей степенью влияния государства  в сочетании с крайней ограниченностью  финансового и в особенности  фондового рынков.

Отправной точкой рыночных преобразований в Республике Беларусь, также как и в Российской Федерации, явилась начавшаяся в 1993 г. приватизация государственной собственности  посредством эмиссии и безвозмездной  передачи государством гражданам РБ целевых именных приватизационных чеков «Имущество». В целом основываясь на тех же либеральных принципах, применявшихся в процессе приватизации и российской госсобственности, таких как право граждан Республики Беларусь на безвозмездное получение приватизационных чеков (по соответствующей квоте) с возможностью последующей их продажи, передачи их в управление доверенным лицам или организациям, обмена чеков на ценные бумаги специализированных инвестиционных фондов (СИФ - аналог российских ЧИФов), а также, что наиболее важно, использования чеков при приобретении акций, долей, паев приватизируемых государственных предприятий, процесс приватизации госсобственности Республики Беларусь не достиг того уровня разгосударствления, достигнутого указанными выше странами.

Одной из причин неполного достижения заявленных целей  приватизации госсобственности явилось  то, что, помимо документарной формы  приватизационных чеков, всем гражданам, а также юридическим лицам, участвующим  в приватизации, в подразделениях государственного Сберегательного банка «Беларусь» (бывшего республиканского Сбербанка) открывались специальные (чековые) счета. Таким образом, обращение приватизационных чеков осуществлялось посредством произведения идентичных записей как в сертификате - документарной форме чека, так и на индивидуальных чековых счетах, следствием чего явилось (при декларируемой защите прав граждан и недопущении злоупотреблений при приватизации госсобственности) существенное ограничение обращения приватизационных чеков, выразившееся, в частности, в большой распыленности приватизационных чеков и их недостаточной аккумуляции институциональными инвесторами.

Основной  же причиной неадекватно малого объема финансового (в особенности фондового  в части корпоративных ценных бумаг) рынка Республики Беларусь, а  также крайней ограниченности финансовых инструментов является фактический  отход от провозглашенных целей  программы приватизации государственного имущества, подмененной квазиприватизацией народного хозяйства государственными же или окологосударственными структурами. В итоге при существующих затруднениях в обращении приватизационных чеков, при значительной доле предприятий, до сих пор находящихся в государственной собственности, и при крайне скудном предложении интересных, с точки зрения инвесторов, приватизируемых предприятий, при доминирующем участии государства и/или окологосударственных структур в акционерных капиталах приватизированных предприятий, доля которого в общем объеме выпусков ценных бумаг составляет более 70%, а суммарный объем обращаемых на фондовом рынке (биржевом и внебиржевом) акций составляет менее 5% совокупного объема выпусков акций всех ОАО) при неоднократно откладываемых сроках окончания льготной приватизации это не могло не привести к общей неразвитости финансового рынка, дефициту как внутренних, так и внешних инвестиций в реальный сектор экономики и в конечном счете к продолжающейся в течение десятилетия (с начала рыночных преобразований) стагнации экономики Республики Беларусь в целом.

Информация о работе Финансовый рынок и перспективы его развития в РБ