наличие единственного
организатора торговли (БВФБ), осуществляющего
биржевую торговлю всеми основными
финансовыми инструментами (иностранная
валюта, государственные и корпоративные
ценные бумаги, производные финансовые
инструменты);
доминирующее
участие государства (государственных
органов) в капиталах структурообразующих
финансовых институтов (крупнейших банков,
валютно-фондовой биржи, центрального
депозитария).
В
отношении возможности совмещения
профессиональными участниками
рынка ценных бумаг, а также
кредитными организациями всех
возможных видов деятельности
на рынке ценных бумаг, включая
регистраторскую деятельность, что
в сочетании с весьма условными лицензионными
требованиями привело к образованию множества
организаций, обладающих при малой капитализации
пакетом лицензий, сочетающих как торговые,
так и учетные функции (брокер, дилер, управляющий,
регистратор-депозитарий), необходимо
отметить, что такое совмещение неизбежно
порождает дополнительные, по отношению
к имеющимся профильным, риски, обусловленные
конфликтом интересов и выражающиеся,
в частности, в обмене инсайдерской информацией
между торговыми и учетными подразделениями
профучастника, а также неправомерном
использовании активов клиентов при совершении
торговых операций.
Все
изложенное выше, а также неразвитое
пока в Республике Беларусь
страхование ответственности профессиональных
участников рынка ценных бумаг дают
основание считать не вполне достаточным
уровень надежности профессиональных
участников (в первую очередь в части осуществления
регистраторско-депозитарной деятельности)
и соответственно защиты прав инвесторов
вследствие недостаточной проработанности
вопросов управления рисками, совмещения
различных видов деятельности на рынке
ценных бумаг, адекватных фактически неограниченной
степени такого совмещения.
Справедливости
ради следует отметить, что при
отмеченных высоких рисках профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг, прежде
всего связанных с возможностью совмещения
всех видов деятельности, абсолютные величины
возможных потерь достаточно невелики,
что объясняется крайней неразвитостью
фондового рынка корпоративных ценных
бумаг, а также отсутствием рыночных котировок,
а следовательно, и ценовых ориентиров
возможных потерь для абсолютного числа
выпусков корпоративных ценных бумаг.
Однако в будущем, по мере развития фондового
рынка Республики Беларусь, вопросы эффективного
управления рисками, связанными с профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг, потребуют
особого внимания со стороны как государственных
регулирующих органов, так и профессионального
сообщества этой страны.
Что
касается сформированной в Республике
Беларусь централизованной двухуровневой
депозитарной системы, образованной центральным
депозитарием и его корреспондентами
- депозитариями второго уровня, то при
неоспоримом достоинстве такой системы,
выражающемся в создании в рамках страны
единого учетного пространства по корпоративным
ценным бумагам, необходимо отметить,
что создание такой системы происходило
административными, а не рыночными методами,
что в перспективе может привести (при
недостаточном антимонопольном контроле)
к злоупотреблению центральным депозитарием
своим доминирующим положением. Кроме
того, принимая во внимание очевидное
нежелание государственных структур Республики
Беларусь терять контроль над государственной
собственностью, передавая или продавая
ее частным инвесторам, а также значительные
политические и страновые риски, связанные
в первую очередь с авторитарным, по сути,
характером управления в государстве,
нельзя поручиться, что в случае <политической
необходимости> централизованная депозитарная
система не станет инструментом государственного
или административного давления на инвесторов,
в том числе при разрешении вполне вероятных
в будущем приватизационных споров.
* * *
При
отмеченных выше причинах общей
неразвитости финансового и особенно
фондового рынков Республики
Беларусь, выражающейся, в частности, в
крайне низких объеме и ликвидности рынка
корпоративных ценных бумаг, в целом финансовая
система Республики Беларусь обладает
всеми атрибутами, присущими цивилизованному
финансовому рынку. При этом необходимо
отметить, что формирование финансовой
системы Республики Беларусь, происходящее
с некоторым отставанием от формирования
финансовых систем стран - бывших советских
республик, происходило с учетом как положительных,
так и отрицательных результатов проводимых
ими реформ, позволяя тем самым соотносить
свои действия с опытом государств-первопроходцев.