Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:34, доклад
Опыт развития и регулирования финансовых рынков в странах СНГ - бывших республиках СССР интересен не только с точки зрения возможности проведения сравнительного анализа достижений и неудач, являющихся результатом проведения государствами Содружества самостоятельной экономической политики после распада Союза, но также важен в целях применения их положительного опыта при разработке интеграционных моделей будущих финансовых рынков, формируемых с участием России (Союзное государство России и Республики Беларусь, Евразийское экономическое сообщество, единое экономическое пространство).
Опыт
развития и регулирования
СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОГО
РЫНКА
В
целом финансовый рынок
Отправной
точкой рыночных
Одной
из причин неполного
Основной
же причиной неадекватно
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Как
и у стран с развитыми
инструменты денежного рынка, в первую очередь национальная валюта (белорусский рубль) и иностранные валюты (объем валютных торгов в 2002 г. на Белорусской валютно-фондовой бирже - БВФБ составил всего 2334,7 млн долл., а по видам валют (в млн долл. США) соответственно: доллар США - 1588,7 (67% от общего объема), российский рубль - 569,4 (25%), евро - 150,0 (7%), остальные валюты - в сумме до 1% от общего объема (рис. 1);
ценные бумаги (государственные облигации, корпоративные акции и облигации, векселя), по данным БВФБ, в 2002 г. суммарные обороты на организованном рынке ценных бумаг составили 4,18 трлн бел. руб. (эквивалентно 2,3 млрд долл., равные объему валютных торгов), а по видам ценных бумаг были зафиксированы следующие обороты (в млрд бел. руб., на 01.01.2003 г. официальный обменный курс составлял 1920 бел. руб. за 1 долл.): государственные ценные бумаги (ГКО и ГДО, выпускаемые от имени правительства Министерством финансов Республики Беларусь) - 3638,1 (87% от суммарных оборотов), продажа принадлежащего Республики Беларусь пакета акций ОАО <НГК ''Славнефть''> (10,83% уставного фонда) - 395,2 (9,5%), векселя РУП <Белтрансгаз> - 137,7 (3,3%), краткосрочные облигации Национального банка Республики Беларусь (КО НБ) - 8,1 (0,2%), облигации местных займов (ОМЗ) - 1,3 (0,03%) и, наконец, годовые объемы биржевых торгов по акциям белорусских предприятий (помимо НГК <Славнефть>), включенных в листинг (всего 105 эмитентов, из них 75 были включены в котировальные листы по инициативе отраслевых министерств, т.е. в принудительном порядке, при этом по 84 выпускам акций (80% объема всех выпусков акций, допущенных к обращению на бирже) сделок вообще не происходило), составили чуть более 0,8 млрд бел. руб. (около 400 тыс. долл. США), что составило менее 0,02% от суммарного биржевого оборота (рис. 2). При этом необходимо отметить, что объем внебиржевого рынка акций белорусских предприятий в 2002 г. составил 9,6 млрд бел. руб. (около 5,5 млн долл.), что примерно в 12 раз превышает объемы биржевых сделок с акциями;
а также производные финансовые инструменты, ориентированные на курсы валют и котировки ценных бумаг, - данный сектор финансового рынка пока находится в стадии формирования.
На
основании представленных данных можно
констатировать, что в 2002 г. в качестве
основных финансовых инструментов Республики
Беларусь выступали иностранные валюты
(в первую очередь доллар США и российский
рубль - в сумме 2158,1 млн долл., и 92% от объема
валютных торгов), а также государственные
ценные бумаги (ГКО и ГДО) - 2021,7 млн долл.
(87% от суммарного оборота по ценным бумагам).
При этом совокупный объем рынка акций
белорусских предприятий, обращающихся
большей частью на внебиржевом рынке (более
90% суммарного оборота акций), составляет
всего около 10,4 млн долл. (0,25% от суммарного
годового оборота по всем видам ценных
бумаг) и отражает в основном операции
по скупке выставляемых на продажу акций
госпредприятий, что свидетельствует
об отсутствии полноценного рынка корпоративных
ценных бумаг, а также подтверждает тезис
о крайне ограниченных объемах свободного
акционерного капитала как результат
фактически <замороженной> приватизации
государственной собственности.
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
В составе финансовых институтов - организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на финансовом рынке Республики Беларусь, можно выделить операторов (финансовых посредников) и инфраструктурные институты финансового рынка, а также в качестве институциональных инвесторов - инвестиционные фонды и страховые компании. В свою очередь, в составе финансовых посредников выделяются кредитные организации (включая небанковские кредитно-финансовые организации), операторы фондового рынка (брокеры/дилеры, доверительные управляющие), а в составе инфраструктурных институтов - учетные институты (регистраторы и депозитарии) и фондовые биржи.
Состав
и численное соотношение
Суммарное количество профессиональных участников - операторов фондового рынка (включая кредитные организации), по оценке БВФБ, в 2002 г. составляло немногим более сотни организаций, а действующих в настоящее время учетных институтов (депозитариев и депозитариев эмитента, в которые трансформировались существовавшие ранее специализированные регистраторы и осуществляющих, таким образом, в одном лице функции как реестродержателя, так и депозитария), по данным КЦБ РБ, было около 60 (включая банки и некредитные организации - совместители). В качестве организатора торговли (фондовой биржи) в Республике Беларусь в настоящее время представлена единственная организация - Белорусская валютно-фондовая биржа, совмещающая в одном лице функции фондовой и валютной бирж.
По данным Министерства финансов Республики Беларусь, по состоянию на 01.07.2003 г. на страховом рынке республики действовали 34 страховые организации, из них 3 - государственные (Белгосстрах, Белэксимгарант, РДУСП <Стравита>), и 1 страховой брокер. Страхование жизни и дополнительной пенсии осуществляют 6 страховых организаций. Общая сумма страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию по состоянию на 01.07.2003 г. составила 96,2 млрд бел. руб., за аналогичный период 2002 г. - 71,0 млрд бел. руб,. т.е. прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 25,2 млрд бел. руб., или 35,5%. Сумма поступивших страховых взносов с учетом принятых в перестрахование (2,2 млрд бел. руб.) и переданных в перестрахование (8,8 млрд бел. руб.) за первое полугодие 2003 г. составила 89,6 млрд бел. руб. По сравнению с прошлым годом прирост составил 23,3 млрд бел. руб., или 35,1%. Доля Белгосстраха в общей сумме страховых взносов, собранных страховщиками республики, составила 51,7 млрд бел. руб., или 57,7%.
Такие институциональные инвесторы, как оставшиеся со времен безвозмездной раздачи приватизационных чеков СИФы (всего осталось 5 из более 50), хотя и преобразовываются постепенно в классические инвестиционные фонды, находятся фактически в зачаточном состоянии вследствие указанных выше причин и вынуждены выполнять скорее декоративные функции (по крайней мере, до начала полномасштабной приватизации госсобственности и реального, а не государственного, акционирования).
Негосударственных
пенсионных фондов (НПФ) в Республике
Беларусь, по всей видимости, пока просто
нет, ввиду только начавшегося в 2002 г. процесса
реформирования существующей еще с советского
времени системы пенсионного обеспечения.
РЕГУЛИРОВАНИЕ
ФИНАНСОВОГО РЫНКА
В контексте международного опыта развития финансовых рынков развитых стран систему регулирования финансового рынка Республики Беларусь можно рассмотреть в виде трехуровневой системы регулирования, включающей:
уровень национального законодательства;
уровень органов государственного регулирования;
уровень саморегулирования финансового рынка.
К
основным базовым документам, определяющим
основы и особенности
приватизационные законы (основной из которых закон РБ от № 2468-XII 06.07.1993 г. <Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь>), устанавливающие основные принципы и порядок приватизации государственной собственности;
Закон РБ№ 1512-XII от 12.03. 1992 г. <О ценных бумагах и фондовых биржах> с последующими изменениями и дополнениями, определяющий единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи;
постановление
Совета Министров Республики Беларусь
(СМ РБ) № 456 от 08.05.1997 г. <О защите прав
инвесторов>, устанавливающее ответственность
профессиональных участников рынка ценных
бумаг за невыполнение требований государственного
регулирующего органа;
закон РБ № 280-3 от 09.07. 1999 г. <О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь>, определяющий правовые основы осуществления депозитарной деятельности и структуру депозитарной системы Республики Беларусь;
банковский кодекс Республики Беларусь № 441-3 от 25.10.2000 г., законодательно устанавливающий основные принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирование отношений между ними, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Основными
органами государственного
На
каждый из указанных
Информация о работе Опыт развития и регулирования финансовых рынков в странах СНГ