Оценка показателей доходности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть финансовую сущность и актуальность оценки доходности предприятия
Оценить уровень и динамику рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия
Обосновать рекомендации по улучшению финансовой деятельности анализируемого предприятия

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты оценки показателей доходности 5
Экономическая сущность показателей доходности 5
1.2 Инструменты оценки показателей доходности 7
1.3 Источники информации оценки показателей доходности 17
Глава 2 Оценка эффективности использования доходов на примере деятельности ОАО «Союз» 19
2.1Технико-экономическая характеристика предприятия ОАО «Союз» 19
2.2 Оценка показателей доходности ОАО «Союз» 22
2.3Выявленные проблемы в результате оценки показателей доходности ОАО «Союз» 39
Глава 3 Основные направления повышения показателей доходности ОАО «Союз» 42
3.1 Рекомендации по повышению показателей доходности ОАО «Союз» 42
3.2 Экономический эффект от внедрения рекомендаций по повышению показателей доходности ОАО «Союз» 48
Заключение 56
Литература 58
Приложения
Приложение А Бухгалтерская отчетность ОАО «Союз» за 2009 -2010гг 62

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ отредактированная1.docx

— 475.89 Кб (Скачать)

Общая политика управления прибылью организации устанавливает  как цели, так и важнейшие результативные показатели планов формирования операционной прибыли на предстоящий год, позволяет  увязать эти показатели с общей  системой планов формирования и использования  прибыли организации.

Разработанная система частных  политик организации, связанных  с формированием прибыли. Основными  видами таких политик являются:

- ценовая политика;

- амортизационная политика;

- налоговая политика.

Каждая из этих политик  прямо или опосредованно влияет на размер маржинальной, валовой и  чистой прибыли организации от реализации продукции, а следовательно должна учитываться в процессе планирования формирования прибыли.

В процессе планирования формирования маржинальной, валовой и чистой прибыли  от реализации продукции используются различные методы. Система основных методов планирования формирования прибыли от реализации продукции приведена на рисунке 5.

Рисунок 5 − Система основных методов планирования формирования прибыли от реализации продукции

В зависимости от избранного метода расчетов, планирование формирования прибыли от реализации продукции может рассматриваться как завершающий или как начальный этап планирования всей операционной деятельности организации [36, С.15-17].

Резервы увеличения суммы  прибыли определяются по каждому  виду продукции. Основными их источниками  является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества производимой продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и в наиболее оптимальные  сроки и т.д. Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции изображена на рисунке 6.

Рисунок 6 − Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.

На величину прибыли и  ее динамику воздействуют факторы, как  зависящие, так и не зависящие  от усилий предприятия. Практически  вне сферы воздействия предприятия  находятся конъюнктура рынка, уровень  цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят  от предприятия такие факторы, как  уровень цен на реализуемую продукцию  и заработная плата. К факторам, зависящим  от предприятия, относятся уровень  хозяйствования, компетентность руководства  и менеджеров, конкурентоспособность  продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования [11, С.49-52].

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем  реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного  финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой  продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве или другими словами, себестоимость.

К показателям снижения себестоимости  относятся следующие показатели:

- показатели, связанные с повышением технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);

- показатели, связанные с улучшением организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда).

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при  нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно  влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости  принятия неотложных мер по обеспечению  роста объема производства продукции  на основе технического обновления и  повышения эффективности производства.

Таким образом, в целях совершенствования механизмов формирования и распределения прибыли и повышения рентабельности рекомендуются разработать мероприятия, способные обеспечить:

  1. Совершенствование системы управления оборотными средствами;
  2. Повышение эффективности использования ресурсов предприятия;
  3. Уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;
  4. Уменьшению остатков нереализованной продукции;
  5. Ускорению оборачиваемости оборотных средств;
  6. Снижению затрат на рубль производимой продукции;
  7. Росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;
  8. Совершенствование системы управления производством.

Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.

3.2 Экономический  эффект от внедрения рекомендаций  по повышению показателей доходности  ОАО «Союз»

По результатам проведенной оценки показателей доходности ОАО «Союз»  было отмечено, что доходность собственного капитала предприятия выше доходности активов, т.е. предприятие эффективно использует свои финансовые рычаги для повышения рентабельности.

Несмотря на это, у ОАО «Союз» есть явная возможность повышать показатели прибыли и рентабельности за счет положительной конъюнктуры рынка.

В последние годы строительство  перешло в число наиболее интенсивно растущих отраслей национальной экономики, не связанных с добычей и переработкой углеводородного сырья. Определяющим фактором на этом рынке является общий  подъем экономики, существенный приток средств от экспорта нефти и газа, повышение уровня доходов домашних хозяйств и, как следствие, высокий  внутренний спрос населения на жилье. С 2000 г. наблюдается стабильное увеличение объемов жилищного строительства в РФ (рисунок 7). В 2010 г. было введено 50,6 млн. кв. м., что на 16% больше показателя 2009 г. (43,6 млн. кв. м) и на 67% аналогичной величины в 2000 г. (30,6 млн. кв. м). Более того, за 2010 г. наблюдался бурный рост вводимой в эксплуатацию жилой площади (на 42% больше чем в 2009 г).

Рисунок 7 − Объём жилищного строительства в РФ (млн. кв. м)

В строительной отрасли в  настоящий момент следует выделить 3 основных сегмента: производство стройматериалов, дорожное и жилищное строительство. ОАО «Союз» следует относить к производителям строительных материалов. Развитие рынка гражданского строительства стало определяющей предпосылкой для роста спроса на продукцию ОАО «Союз».

Для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся  в его распоряжении ресурсы, и  в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству дополнительной продукции на имеющемся у него оборудовании. Увеличение выпуска снижает  издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете  на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет  к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции  уже само по себе дает дополнительную прибыль.

Другими словами, в данной работе предлагается в рамках увеличения прибыли и рентабельности ОАО «Союз» наращивать производственные мощности, увеличивать объем реализации продукции, пересмотреть соотношение количества выпуска отдельных стройматериалов, а именно увеличить долю выпуска наиболее прибыльной продукции - кирпича, обратив внимание на растущую потребность рынка в данном стеновом материале.

Прогнозирование объема реализации является главным показателем плана  экономического и социального развития ОАО «Союз». В 2010 г. объем реализации на предприятии составил 782 605 тыс. руб., что ниже объема реализации 2009 г. на 179 664 тыс. руб. (782 605-962 269) .

При планировании объема реализации на предприятии используется опытно-статистический метод, основанный на изучении состояния  выполнения плана объема реализации за предшествующие годы, с учетом перспектив развития в предстоящем периоде. В 2011 г. по продукции предприятия ожидается повышение цен в среднем на 19,88%. Так, темп прироста на 2011 г. прогнозируется 35,78%. Следовательно, проектируемый объем реализации составляет:

=1 062 621,07 (тыс. руб.)

Сумма планируемого прироста:

= 280 016,069 (тыс. руб.)

Динамика объема реализации ОАО «Союз» за 2009-2010 гг. и прогноз объема реализации на 2011 г. отражены на рисунке 8. Таким образом, прогноз объема реализации продукции ОАО «Союз» на 2011г. составляет 1 062 621,07 тыс. руб., что на 280 016,069 тыс. руб. больше объема реализации в 2010г.

Рисунок 8 − Динамика объема реализации ОАО «Союз» за 2009-2010 гг. и прогноз на 2011 г.

В связи с ожидаемым  повышением цен по продукции предприятия  в 2011 г. на 19,88% можно проанализировать увеличение себестоимости продукции в 2011 г. В отчетном году себестоимость реализованной продукции составила 613 366 тыс. руб. Следовательно, планируемая себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг) ОАО «Союз» в 2011 г. составит:

= 735 303,161 (тыс. руб.)

Сумма планируемого прироста:

= 121 937,161 (тыс. руб.)

Можно рассчитать прогноз  прибыли от продаж на 2011 г. В отчетном периоде прибыль от продаж составила 169 239 тыс. руб. Следовательно, сумма планируемого прироста прибыли от продаж в 2011 г. будет равна:

= 52 454,56 (тыс. руб.)

Тогда прибыль от продаж в сопоставимых ценах в 2011 г. будет равна:

169 239 + 52 454,56 = 221 693,56 (тыс. руб.)

Также можно рассчитать прогноз  выручки от продаж на 2011 г. В отчетном периоде выручка от продаж составила 782 605 тыс. руб. Следовательно, сумма планируемого прироста выручки от продаж в 2011 г. будет равна:

= 155 581,87 (тыс. руб.)

Тогда выручка от продаж в сопоставимых ценах в 2011 г. будет равна:

782 605 + 155 581,87 = 938 186,87(тыс. руб.)

В связи с потребностью рынка в стеновых материалах ОАО "Союз" в 2011г. планирует расширение производственных мощностей и увеличение выпуска кирпича на 24% и санкерамики на 11%. В соответствии с загруженностью оборудования, увеличением количества заказов в 2011 г. предприятие планирует увеличить долю выпуска кирпича до 38% от общего объема выручки. Соответственно доля выпуска санизделий составит 62%.

Тогда выручка от продаж кирпича в 2011 г. составит:

938 186,87 × 0,38 = 356 511,01 (тыс. руб.)

Выручка от продаж санизделий в 2011 г. составит:

938 186,87 × 0,62 = 581 675, 86 (тыс. руб.)

Планируемая сумма прибыли  от продаж кирпича в 2011 г. составит:

221 693,56 × 0,38 = 95 905,66 (тыс. руб.)

Соответственно прибыль  от продаж санизделий в 2011 г. составит:

221 693,56 × 0,62 = 125 787,9 (тыс. руб.).

Прогнозируемые показатели по производству изделий на 2011 г. рассчитываются исходя из того, что структура ассортимента предприятия остается неизменной. Прогноз увеличения количества выпускаемой продукции ОАО "Союз" в 2011 году при неизменной структуре ассортимента представлен в таблице 11.

 

Таблица 11

Прогноз количества выпускаемой  продукции ОАО "Союз" на 2011 год при неизменной структуре ассортимента

Наименование вида продукции

Количество выпускаемой продукции, тыс. шт.

Доля от общего объема выручки, %

Кирпич

114 385,04

31,70

Санизделия

2 010,21

68,30


 

Согласно прогнозу, себестоимость  продукции в 2011 г. составит 735 303,161 тыс. руб., а прибыль от продаж 221 693,56 тыс. руб. Зная прогнозируемые значение показателей прибыли от продаж и себестоимости продукции ОАО "Союз" в 2011 г., можно рассчитать прогноз выручки от реализации продукции на 2011 г.

Выручка от реализации продукции  ОАО "Союз" в 2011г. составит:

735 303,161 + 202 883,71 = 938 186,871 (тыс. руб.)

Таким образом, можно рассчитать прогноз рентабельности продаж и  рентабельности продукции ОАО "Союз" на 2011 г.

Рентабельность продаж в  2011 г. составит:

= 23,63(%)

Динамика основных экономических  показателей ОАО "Союз" за 2010г. и прогноз на 2011 г. представлена в таблице 12.

 

 

 

 

 

Таблица 12

Динамика основных экономических  показателей ОАО "Союз" за 2010г. и прогноз на 2011 г.

Наименование показателя

2010 г.

Прогноз на 2011 г.

 

Абсолютное Отклонение

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость),

тыс. руб.

782 605

938 186,871

155 581,871

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

613 366

735 303,161

121 937,161

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

169 239

221 693,56

52 454,56

Рентабельность продаж, %

21,63

23,63

2

Информация о работе Оценка показателей доходности