Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:57, курсовая работа
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть финансовую сущность и актуальность оценки доходности предприятия
Оценить уровень и динамику рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия
Обосновать рекомендации по улучшению финансовой деятельности анализируемого предприятия
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты оценки показателей доходности 5
Экономическая сущность показателей доходности 5
1.2 Инструменты оценки показателей доходности 7
1.3 Источники информации оценки показателей доходности 17
Глава 2 Оценка эффективности использования доходов на примере деятельности ОАО «Союз» 19
2.1Технико-экономическая характеристика предприятия ОАО «Союз» 19
2.2 Оценка показателей доходности ОАО «Союз» 22
2.3Выявленные проблемы в результате оценки показателей доходности ОАО «Союз» 39
Глава 3 Основные направления повышения показателей доходности ОАО «Союз» 42
3.1 Рекомендации по повышению показателей доходности ОАО «Союз» 42
3.2 Экономический эффект от внедрения рекомендаций по повышению показателей доходности ОАО «Союз» 48
Заключение 56
Литература 58
Приложения
Приложение А Бухгалтерская отчетность ОАО «Союз» за 2009 -2010гг 62
Как показывают данные таблицы, рентабельность собственного капитала упала в отчетном периоде на 44,20%. Причем это изменение было вызвано под действием изменения ряда таких факторов, как изменение финансовой структуры капитала, коэффициента оборачиваемости активов, нормы эксплуатационной прибыльности, ставки налогообложения. Определим влияние изменения названных факторов на обобщающий показатель, применяя формулы (13), (14), (15), (16), (17):
или 0,29%
или -28,96%
или –15,01%
или –0,48%
или 0,00%.
Данные расчеты позволяют сделать вывод о том, что лишь благодаря улучшению финансовой структуры на 0,42% доходность собственного капитала ОАО «Союз» выросла (хотя и незначительно) и составила 29 коп. на 1рубль вложенных средств в собственный капитал. Остальные факторы отрицательно повлияли на рентабельность собственного капитала, причем наибольшее влияние оказала оборачиваемость активов: замедление оборачиваемости на 44,27% (100%-55,73%) по сравнению с прошлым годом повлекло снижение доходности собственного капитала на 28,96%. Также необходимо отметить, что вследствие отсутствия за анализируемый период чрезвычайных расходов и доходов у предприятия, доля чистой прибыли предприятия в текущей прибыли не изменилась и не повлияла на рентабельность собственного капитала.
Показатели рентабельности продукции характеризуют, насколько эффективно предприятие осуществляло свою основную деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг. Изучение основной деятельности ОАО «Союз» начнем с расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия. Используя формулу (20), получаем результаты за 2009 и 2010 соответственно:
или
Полученные данные свидетельствуют о верности неравенства и говорят о том, что уровень рентабельности, рассчитанный на основе показателя прибыли от реализации, будет выше уровня рентабельности, рассчитанного с использованием налогооблагаемой прибыли, вследствие имевших место в анализируемом периоде процентов к получению, доходов от участия в других организациях, а также операционных и внереализационных доходов и расходов. В свою очередь, последний показатель также превысит уровень рентабельности, исчисленный исходя из чистой прибыли, т.к. разницу в числителях формулы составит налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.
Для характеристики рентабельности реализованной продукции ОАО «Союз» применим формулу (21), а расчет произведем в таблице.
Таблица 9
Оценка рентабельности реализованной продукции ОАО «Союз»
Показатели |
За базисный период |
По базису на фактически реализованную продукцию |
Фактическая себестоимость при базисных ценах |
За отчетный период |
1.Выручка от реализации, тыс. руб. |
962 269 |
650 004 |
650 004 |
782 605 |
2.Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
615 259 |
415 607,5 |
613 366 |
613 366 |
3. Прибыль от реализации, тыс. руб. |
347 010 |
234 396,5 |
36 638 |
169 239 |
4.Рентабельность |
56,40 |
56,40 |
5,97 |
27,59 |
Из таблицы видно, что реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по выпуску и реализации продукции, снизился в 2010 году по сравнению с предыдущим годом на 28,81% (27,59%-56,40%). Причем на это снижение оказало воздействие ряд факторов, а именно: влияние изменения себестоимости выпускаемой продукции снизило уровень рентабельность реализованной продукции на 50,43% (5,97%-56,40%); влияние изменения оптовых цен на реализованную продукцию повысило уровень рентабельности на 21,62% (27,59%-5,97%). При этом необходимо отметить, что структура ассортимента выпускаемой продукции на предприятии практически не изменилась и не повлияла существенным образом на уровень рентабельности реализованной продукции и составила 0% (56,40%-56,40%).
Кроме того, для осуществления контроля за себестоимостью реализованной продукции, а также за изменениями в политике ценообразования на исследуемом предприятии, произведем расчет рентабельности продаж в таблице на основании формулы (22).
Таблица 10
Оценка рентабельности продаж ОАО «Союз»
Показатели |
За пред. год |
За отчет. год |
Отклонение |
Темп прироста, % |
1.Выручка от реализации, тыс. руб. |
962 269 |
782 605 |
-179 664 |
81,33 |
2.Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
615 259 |
613 366 |
-1 893 |
99,69 |
3. Прибыль от реализации, тыс. руб. |
347 010 |
169 239 |
-177 771 |
48,77 |
4.Рентабельность продаж, % |
36,06 |
21,63 |
-14,44 |
59,97 |
Как показывают данные таблицы 10, рентабельность продаж за отчетный год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 40,03% (100%-59,97%), что в абсолютном выражении составило 14,44%. Причем на это снижение оказало влияние изменения отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.
Влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (24):
или 14,68%.
Влияние изменения себестоимости на рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (25):
или 0,25%.
Таким образом, из представленных расчетов видно, что снижение оптовых цен на реализованную продукцию на 179664 тыс. руб. (или на 18,67%) в отчетном периоде вызвало уменьшение прибыли на каждый рубль реализованной продукции на 14,68 коп. В то же время сокращение полной себестоимости на 1893 тыс. руб. (или на 0,31%) повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 0,25%. Выявление причин, обусловивших изменение как оптовых цен на реализованную продукцию, так и ее себестоимости, возможно лишь при наличии доступа к внутренней информации о деятельности предприятия.
Проведенная оценка основных показателей доходности ОАО «Союз» позволяет выявить ряд проблем в хозяйственной деятельности предприятия.
2.3 Выявленные
проблемы в результате оценки
показателей доходности ОАО «
Как показывают результаты
проведенного исследования, в целом
по предприятию наблюдается
Основной причиной такого снижения послужило достаточно резкое снижение валовой прибыли от осуществления основной деятельности ОАО «Союз». Причем, большое влияние на это оказало изменение производственной себестоимости в отчетном году, что привело к снижению рентабельности производственной деятельности на 74,48%. В то же время изменение оптовых цен на реализованную продукцию увеличило уровень рентабельности на 52,64%.
Другим, не менее важным фактором, оказавшим влияние на рентабельность хозяйственной деятельности, стало замедление оборачиваемости материальных оборотных средств в результате их удельного роста по отношению ко всему имуществу предприятия на 54,01%. Это влияние сказалось на уменьшении рентабельности производственной деятельности на 36,87%. Кроме того, увеличение доли основных производственных фондов в общей стоимости имущества предприятия на 52 281 тыс. руб. также снизило рентабельность на 19,01%.
Основным показателем, дающим оценку эффективности инвестиций собственников ОАО «Союз», является показатель рентабельности (доходности) собственного капитала. Он, как и показатели рентабельности хозяйственной деятельности, упал в отчетном году на 44,20%. Причем наибольшее влияние оказало замедление оборачиваемости активов на 44,27%, что вызвало спад уровня доходности собственного капитала на 28,96%.
Что касается показателей рентабельности продукции, то они также снизились в 2010 году. К примеру, показатель рентабельности реализованной продукции составил в отчетном году 27,59%, что на 28,81% ниже предыдущего. Рентабельность продаж ОАО «Союз» также упала на 14,44% по сравнению с предыдущим годом, а его темп роста сократился практически вдвое и составил лишь 59,97%.
Таким образом, на основании полученных данных в результате проведения оценки уровня и динамики показателей доходности ОАО «Союз» можно сделать вывод о том, что предприятие обладает чрезмерными производственными запасами для осуществления своей деятельности. Более того, оно приобретает в отчетном году неоправданное количество основных производственных фондов и материалов для производства товаров, работ, услуг, в то время как объем реализованной продукции находятся в состоянии спада.
Глава 3 Основные направления повышения показателей доходности ОАО «Союз»
3.1 Рекомендации
по повышению показателей
В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития любого предприятия.
Механизм распределения прибыли на предприятии должен строиться таким способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо - и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.
Эффективное использование
прибыли возможно лишь при согласованности
действий системы экономических
рычагов. При этом первостепенное значение
имеет реализация продукции. Во-первых,
потому, что в процессе продажи
продукции на рынке происходит возмещение
израсходованных средств
Так как прибыль отражает
результаты всех видов деятельности
предприятия - производственной, непроизводственной
и финансовой. Это значит, что
на размерах прибыли отражаются все
стороны деятельности предприятия.
Так, рост производительности труда
означает снижение его затрат на единицу
продукции. Соответственно при нормальных
условиях работы должны относительно
снижаться расходы на оплату труда
в расчете на единицу продукции.
Улучшение использования
Также на руководство предприятия возлагается ответственность планирования распределения прибыли, основная цель которого - обеспечение роста ее размера и повышения рентабельности на основе увеличения оборота и улучшения его структуры, наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых результатов при обязательном сокращении потерь времени.
При прогнозировании прибыли от реализации продукции (работ, услуг) используются среднегодовые темпы изменения рентабельности за 3 - 5 лет, предшествующих планируемому периоду. При изменении условий формирования доходов и затрат предприятия эти темпы корректируются. Сумму прибыли можно определять как произведение прибыли от реализации текущего года на спрогнозированный темп ее изменения в плановом году, или как произведение запланированного объема реализации на проектируемую рентабельность деленное на 100.
После определения плановых
величин прибыли из отдельных
источников составляется сводный план
прибыли. Затем разрабатываются
и утверждаются администрацией предприятия,
с одобрения трудового
Планирование формирования прибыли от реализации продукции представляет наиболее ответственный этап в общей системе управления прибылью организации. Это определяется тем, что плановая сумма прибыли от реализации продукции является основным целевым ориентиром всей операционной деятельности и мерой ее эффективности; она составляет основу формирования совокупной прибыли, являясь базой обеспечения ее предстоящего развития и удовлетворения материальных интересов собственников и персонала.
Основные этапы планирования формирования прибыли от реализации продукции отражены на рисунке 3.
Рисунок 3 − Содержание и последовательность процесса планирования формирования прибыли от реализации продукции
Уровень обоснованности разрабатываемых планов формирования прибыли организации по реализации продукции в значительной мере определяется качеством и широтой исходной базы планирования. Чем шире исходные предпосылки планирования, чем более качественную информацию они содержат, там шире возможный диапазон используемых методов плановых расчетов, тем более надежными являются результаты планирования прибыли в организации [11, С.165-168].
Основные исходные предпосылки планирования формирования прибыли от реализации продукции изображены на рисунке 4.
Рисунок 4 − Система исходных предпосылок планирования прибыли от реализации продукции