Накопительная пенсионная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
- изучение теоретико-методологической основы деятельности пенсионного обеспечения;
- рассмотрение предпосылок перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе;
- ознакомление с международным опытом пенсионного обеспечения;
- анализ деятельности пенсионного обеспечения в Республике Казахстан;
- пути совершенствования управления пенсионного обеспечения в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы
1.1 Сущность и перспективы реформирования пенсионного обеспечения в Республике Казахстан ………………………………… 5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе …………………………………………………… 8
1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения ……………… 13
2. Совершенствование накопительной системы в Республике Казахстан
2.1 Актуальное развитие социального обеспечения в Республике Казахстан ………………………………………………………………. 17
2.2 Основные направления по совершенствованию пенсионной системы ………………………………………………………………… 24
2.3 Пути решения проблем управления пенсионными фондами…… 31
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Дангилова курсовая.doc

— 1.90 Мб (Скачать)

На основе успешно проведённой подготовительной работы государство уже в январе 1998 года смогло приступить к созданию новой эффективной накопительной системы пенсионного обеспечения, отвечающей современным требованиям социально-экономической действительности.

1998- 2001 годы являются этапом становления пенсионной реформы и накопительных пенсионных фондов. Пенсионная реформа, бесспорно, достигла определённых результатов за эти годы. Можно отметить и сжатые сроки её проведения, успешное привлечение частных инвесторов на рынок пенсионных услуг, сформированную законодательную и нормативную базу, инфраструктуру рынка.

Действующая система пенсионного обеспечения является многоуровневой, что позволяет предусмотреть интересы не только нового поколения граждан Казахстана. Также она защищает интересы и той части населения, которая имеет право на получение пенсий ещё из солидарной системы [3].

В накопительную систему встроен механизм, защищающий все накопления, гарантирующий надежность накопительной системы и подтвержденный под законодательную базу.

Решением Правительства Республики Казахстан надзор за накопительной системой осуществляется рядом институтов:

1.Комитет по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов осуществляет выдачу лицензий и надзор за накопительными пенсионными фондами. В случае неправомерных действий, совершаемых пенсионным фондом, Комитет может приостановить или отозвать лицензию фонда;

2.Национальная комиссия по ценным бумагам осуществляет выдачу лицензий и контроль за работой компании по управлению пенсионными активами, а также банков - кастодианов. Кроме Национальной комиссии по ценным бумагам, работа банков-кастодианов контролируется Национальным Банком Республики Казахстан;

3.Государственный центр по выплате пенсий ведет учет обязательных пенсионных взносов и распределяет их в соответствующие накопительные пенсионные фонды, а также начисляет и выплачивает пенсии сегодняшним и будущим пенсионерам. Кроме того, ГЦВП присваивает социальные индивидуальные коды всему населению.

Государственный центр по выплате пенсий является уникальным органом, осуществляющим на сегодняшний день функции как по накопительной системе (присвоение социального индивидуального кода, учет обязательных пенсионных взносов, оказание услуг накопительным пенсионным фондам), так и по солидарной, включающей в себя выплату пенсий и государственных пособий, включая пособия по рождению детей и по уходу за детьми до одного года, различного рода компенсационных выплат, выплаты на погребение, пенсии военнослужащим и работникам органов внутренних дел в соответствии с порядком утвержденным законодательством Республики Казахстан, а также исчисление размеров пенсионных выплат, Таким образом, сравнительно молодое предприятие выполняет целый ряд социально значимых и ответственных функций.

4.Накопительный пенсионный фонд (НПФ)- юридическое лицо, организованное в форме акционерного общества закрытого или открытого типа. В соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан » создан новый социально-финансовый институт - накопительный пенсионный фонд - центральное звено в пенсионной системе. НПФ организует непосредственную работу с вкладчиками, заключает пенсионные договора, осуществляет сбор добровольных и обязательных пенсионных взносов и начисляемого инвестиционного дохода, обязательств. Обязательства фонда перед вкладчиками отражены в пенсионном договоре, который обеспечивает право на получение пенсионных накоплений, как в случае достижения пенсионного возраста, так и в иных, предусмотренных законодательством случаев. Также фонд получает пенсионные вознаграждения за свою деятельность, отчитывается перед своими вкладчиками государственными органами, производит пенсионные выплаты получателям. Кроме того, проводят разъяснительную работу среди населения, рассматривает жалобы и заявления, решает вопросы, связанные со смертью вкладчика, с выездом его за рубеж.

Рисунок 1. Структура инвестиционного портфеля НПФ «Республика» на 01 августа 2010 г.

НПФ Республика - первый накопительный пенсионный фонд, предоставляющий вкладчикам структуру инвестиционного портфеля в разрезе отраслей экономики, обеспечивая максимальную прозрачность инвестиционной деятельности (рис 1).

5.Комитет по управлению пенсионными активами (КУПА)- ныне организация по управлению пенсионными активами, осуществляет инвестиционное управление пенсионными активами, вместе с фондом разрабатывает инвестиционную политику и принимает решение о приобретении активов.

6.Банк-кастодиан - это банк-хранитель, который оказывает услуги НПФ по хранению и учету вверенных ценных бумаг и денег клиентов. Кроме того, банк участвует в торгах и инвестирует активы НПФ.

Между ними существует узаконенная юридическая независимость, которая введена специально для обеспечения сохранности пенсионных накоплений вкладчиков до тех пор, пока не будет, достигнут пенсионный возраст. В соответствии с законом « О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», пенсионный фонд ведет раздельный учет собственных средств и пенсионных активов вкладчиков. Таким образом, банкротство накопительного пенсионного фонда не отразится на пенсионных накоплениях.

Проводимая в стране пенсионная реформа направлена на минимизацию роли государства в расходах на пенсионное обеспечение населения, благодаря этому с государства снимается тяжелое бремя расходов на пенсионное обеспечение. Анализ движения денежных средств вкладчиков (пенсионных взносов) является одной из важных составных частей оценки общего экономического состояния пенсионной системы.

Система движения пенсионных активов включает в себя вкладчиков накопительных пенсионных фондов, ГЦВП, НПФ, КУПА, банки - кастодианы. Все элементы системы накопительных пенсионных фондов образованы и действуют согласно статьям Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан » и постановлениям Правительства Республики Казахстан. Функции их строго разделены.

Ответственность банка-кастодиана перед пенсионным фондом за сохранность пенсионных активов гарантируется собственным капиталом банка.

Важно отметить, что каждый из этих трёх субъектов должен быть юридически независимым от другого и не должен иметь общих учредителей, что предусмотрено законом для обеспечения большей безопасности средств вкладчиков и устранения возможности использования этих средств не по назначению. Это условие является одним из основных механизмов защиты, которое встроено непосредственно в накопительную систему.

Следует отметить, что на переходный период Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан » регулирует правоотношения трёх уровней пенсионного обеспечения: базовой (социальной) пенсии, солидарной и негосударственной пенсии.

Первый уровень пенсионного обеспечения - социальная пенсия. Социальная пенсия выплачивается из государственного или местного бюджета и гарантирует официальную величину прожиточного минимума. Она представляется в не зависимости от трудового стажа всем гражданам, которые не приобретали право на трудовую пенсию (инвалиды, сироты, престарелые граждане, не имеющие трудового стажа).

Второй уровень пенсионного обеспечения - солидарная (распределительная) пенсия. Данная пенсия назначается и выплачивается гражданам с учетом продолжительности трудового стажа, величины заработка. Эти пенсии финансируются за счет обязательных пенсионных взносов юридических и физических лиц, а также прямыми ассигнованиями из государственного бюджета страны (трансфертные платежи).

Солидарное пенсионное обеспечение будет действовать до тех пор, пока в республике будут существовать состоявшиеся пенсионеры и все те, кто к 1 января 1998 года имел стаж не менее 6 месяцев. Они будут иметь право на получение части пенсии из ГЦВП. Выплаты пенсии из ГЦВП полностью прекратятся предположительно в 2045 году. А до этого времени многие будут получать пенсии как из ГЦВП, так и из своего накопительного пенсионного фонда [4; 16].

Таким образом, жители Казахстана должны иметь до трёх пенсий, которые обеспечат им достойную старость. Однако все это может иметь место в определённом будущем. Так как Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении порядка осуществления выплат из накопительных пенсионных фондов» от 21 сентября 1997 года за № 1355 добровольное пенсионное обеспечение - приостановлено. Сначала намечалось введение пенсионных схем с 2001 года, но Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 января 2002 года за № 49 этот срок перенесен на последующее время. В результате возникает множество недоумений, связанных с функционированием главного звена негосударственного пенсионного обеспечения - накопительных пенсионных фондов за счет собственных средств населения Казахстана.

Пенсионные накопления вкладчиков (получателей), увеличившись за октябрь 2010 года на 39,1 млрд. тенге (1,8%), на 1 ноября 2010 года составили 2 168,7 млрд. тенге.

Таблица 1. Объем пенсионных накоплений вкладчиков (получателей) с 1.01.09 г. по 01.11.10 г.        млрд.тенге

Дата

1.01.09

1.01.10

1.11.10

Прирост в сравнении с 1.01.10

Прирост в сравнении с 1.01.10 (в %)

Пенсионные накопления

1 420,5

1 860,5

2 168,7

308,2

16,6

Пенсионные взносы

1 184,7

1 488,8

1 750,7

261,9

17,6

«Чистый» инвестиционный доход

307,0

481,7

545,5

63,8

13,2

Доля «чистого» инвестиционного дохода в сумме пенсионных накоплений

21,6

25,9

25,2

-

-0,7%- ных


Общее поступление пенсионных взносов, увеличившись за октябрь текущего года на 30,3 млрд. тенге (1,8%), составило на 1 ноября 2010 года 1 750,7 млрд. тенге.

Сумма «чистого» инвестиционного дохода (за минусом комиссионных вознаграждений) от инвестирования пенсионных активов, зачисленная на счета вкладчиков (получателей) по состоянию на 1 ноября 2010 года составила 545,5 млрд. тенге. За октябрь 2010 года «чистый» инвестиционный доход увеличился на 13,0 млрд. тенге (2,4%) (табл.1).

 

 

1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения

 

Опыт и практика мирового развития пенсионного обеспечения дают немалые основания для исследования проблем и путей их развития в условиях рыночных реформ, осуществляемых в Казахстане.

В мировой практике выделяются три модели пенсионного обеспечения - государственная, смешанная (государственно-частная) и частная (негосударственная), которые различаются между собой главный образом объемом перераспределяемых пенсионных ресурсов и источниками финансирования пенсионных программ.

Государственная модель покоится на общей и обязательной пенсионной системе, когда размер пенсии пропорционален размеру заработной платы. В этой модели возможно сочетание со слаборазвитой, фрагментарной и добровольной частной системой, охватывающей очень маленькую часть населения. Лишь небольшое число стран руководствуются этой моделью - Бельгия, Люксембург, Португалия, и Испания. Все они испытывают бремя этой системы. В Люксембурге макроэкономическая ситуация более устойчива, а соответствующие показатели ниже, в Португалии государственная система не столь щедра, как в Испании, а в Бельгии выше соотношение между численностью тех, кто осуществляет взносы в систему социального страхования и пенсионерами. Трудности особенно серьёзны для Бельгии, где размер государственного долга и сумм обязательств, взятых государством по пенсионной системе, в 3,3 раза превышают размер ВВП (Внутренний Валовый Продукт).

Государственно-частная модель почти в равной пропорции опирается на доходы государственного и частного сектора. Эту модель приняли многие страны (Германия, Греция, Италия, Голландия, Ирландия, Великобритания и США), но почти все они по мере нарастания демографического давления постепенно увеличивают зависимость от частных пенсий.Так, в США благодаря развитию системы социального обеспечения, основанной на многосторонней ответственности государства, частного сектора, общественных структур и граждан, старость перестала быть синонимом бедности, обреченности в случае болезни, социальной изоляции.

Тем не менее, несмотря на то, что по возрастной структуре населения США находятся в относительно благоприятном положении среди развитых стран, а уровень пенсионной нагрузки там значительно ниже, чем в западноевропейских странах, такое положение сохранится, по официальным оценкам, вплоть до 2011 года, после чего США начнут пожинать демографические плоды «бума старости», и нагрузка пенсионеров на трудоспособных членов общества резко возрастет. Американцы крайне озабочены экономическими последствиями старения населения.Все это заставляет уже сейчас искать пути решения проблем материального и медицинского обеспечения будущих пенсионеров. По официальным оценкам, в первой половине нынешнего столетия расходы по пенсионному и медицинскому обеспечению относительно ВВП увеличатся с 8,6 до 19,3 %. Для сохранения пенсионных выплат на достигнутом уровне потребуются существенные коррективы как доходной, так и расходной части бюджета социального обеспечения. В США уже принято решение о повышении возраста, начиная с которого американцы могут получать полную пенсию,- с 65 до 67 лет. Но происходить это будет постепенно. Сначала возрастная планка выхода на пенсию будет увеличена до 66 лет для тех, кому исполнится 62 в 2005 году, и только в 2020 году она возрастет до 67 лет.

Два других принципиальных направления реформы связаны с реализацией в той или иной степени концентрации приватизации социального обеспечения. Первое предполагает размещение до 40 % активов страховых фондов на рынке недвижимости и создание системы индивидуальных пенсионных счетов при одновременном повышении налогов на социальное обеспечение на 1,6 %. Второе направление предполагает формирование обязательных персональных накопительных счетов и преобразование государственных страховых фондов в инвестиционные. Решающим фактором нагрузки является пенсионный возраст. Именно он определяет соотношение численности пенсионеров и лиц, занятых в народном хозяйстве. В процессе постарения населения пенсионеров возрастает. С целью преодоления чрезмерной для экономики нагрузки в зарубежной практике осуществляются программы постепенного повышения общего пенсионного возраста, даже в тех странах, где он уже на 5-10лет выше

Информация о работе Накопительная пенсионная система