Основные проблемы накопительной пенсионной системы и причины ее реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Данная научная работа посвящена актуальным вопросам пенсионного обеспечения нашей страны. Ее целью является анализ и оценка системы пенсионного обеспечения в Казахстане. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи исследования:
- рассмотрение теоретико-методологических аспектов накопительной пенсионной системы;
- анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы в Казахстане;
- обзор мнений по реформированию пенсионной системы

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….2
I. Основные проблемы накопительной пенсионной системы и причины ее реформы …..…………………………………………………………….…………5
II. Анализ развития и современного состояния накопительной пенсионной системы …………………………………………………………………………....9
III. Пути совершенствования накопительной пенсионной системы и повышения ее социальной значимости………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………...…..29
Список использованной литературы…………………………….…………......31

Файлы: 1 файл

FINAL_Dauren.docx

— 171.94 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….….2

I. Основные проблемы накопительной пенсионной системы и причины ее реформы …..…………………………………………………………….…………5

II. Анализ развития и современного состояния накопительной пенсионной системы …………………………………………………………………………....9

III. Пути совершенствования накопительной пенсионной системы и повышения ее социальной значимости………………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………...…..29

Список использованной литературы…………………………….…………......31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В конце  ХХ в. проблемы пенсионного обеспечения  стали предметом споров и обсуждений во многих странах мира, в том  числе и в Казахстане. Причиной этого явления стал комплекс факторов демографического, экономического и социального характера: ускорение процессов старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни, увеличение численности пенсионеров и изменение конъюнктуры сферы занятости и т.п.

Как при  Советском Союзе, так и после  его распада, заботу о пенсионерах  на себя взяло государство. Оно выплачивало  деньги по принципу «солидарности поколений»: т.е. за счет налогов, которые отдавали работающие граждане. Но с каждым годом эта система становилась все менее эффективной. Казахстан переходил на рыночную экономику, в стране были высокие темпы роста инфляции и безработицы, упали объем ВВП, возник острый бюджетный дефицит. В итоге – пенсию начали задерживать, а у государства возникли долги. Поэтому 20 июня 1997 году был принят Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», согласно которому отчисления в негосударственные накопительные пенсионные фонды (далее НПФ) являются обязательными для всех граждан Казахстана.

Главным в  пенсионной реформе стал постепенный  переход от распределительной системы  пенсионного обеспечения, основанной на солидарности поколений, к накопительной  пенсионной системе, предусматривающей  индивидуальные пенсионные сбережения в НПФ.

За основу пенсионной реформы  была принята чилийская модель. Суть модели заключается в следующем: каждый вступающий в накопительную пенсионную схему получает персональный счет, на котором аккумулируются его пенсионные взносы, размер которых установлен и зафиксирован. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами, а по достижении вкладчиком пенсионного возраста они становятся источником его пенсионных выплат.

Пенсионная система переходного  периода совмещает одновременно два метода финансирования: распределительную - для нынешних пенсионеров, и накопительную на личных счетах - для будущих, причем считается, что доля собственных пенсионных накоплений в финансировании пенсий будет постепенно возрастать и к 2040 г. элемент распределительной пенсионной системы будет полностью ликвидирован.

Сегодня накопительная пенсионная система нуждается в реформах. Низкая доходность от инвестиций, высокий  уровень инфляции,  слабое участие  занятого населения в пенсионной системе, жесткие ограничения, установленные главным регулятором страны и законодательством Республики Казахстан, аффилированности ряда пенсионных фондов и их управляющих компаний  с банками показали несовершенство накопительной пенсионной системы. Профессиональные участники рынка пенсионных услуг называют разные причины неэффективности системы.

Данная научная работа посвящена актуальным вопросам пенсионного  обеспечения нашей страны. Ее целью является анализ и оценка системы пенсионного обеспечения в Казахстане. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи исследования:

- рассмотрение теоретико-методологических аспектов накопительной пенсионной системы;

- анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы в Казахстане;

- обзор мнений по реформированию пенсионной системы;

- выявление путей совершенствования накопительной пенсионной системы и повышения ее социальной значимости.

Предметом исследования является накопительная пенсионная система. В I главе рассматриваются причины и предпосылки реформы накопительной пенсионной системы. Во II главе проводится анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы. В главе III на основе обзора мнений профессиональными участниками рынка по улучшению климата в солидарной системе и накопительной пенсионной системе, авторами даны собственные рекомендации по совершенствованию солидарной и накопительной пенсионных систем.

Научно-исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Теоретической и методологической основой научно-исследовательской работы послужили научные исследования экономистов Республики Казахстан и стран зарубежья. Информационной базой исследования стали законы Республики Казахстан, Указы Президента и постановления Правительства Республики Казахстан, материалы и статистические данные министерств и ведомств Республики Казахстан.

В процессе научного исследования использованы методы экономического анализа: логический, экономико-статистический, аналитический и сравнительный, рейтинговой оценки.

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Основные проблемы накопительной пенсионной системы и причины ее реформы

 

В январе 2012 года в Ежегодном Послании Президента страны Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости совершенствования пенсионной системы [1]. Президент поручил правительству совместно с Национальным Банком до конца первого полугодия выработать предложения по совершенствованию пенсионной системы (выработанные предложения Национальным Банком и другими профессиональными участниками рынка пенсионного обеспечения будут обсуждаться в последующих главах). Действительно, пенсионная система в последние годы не отличается качественным развитием, а рост количественных показателей не свидетельствует об ее эффективности. Назрела необходимость разработки и принятия комплекса мер по решению ряда сложившихся проблем.

Одна из острых проблем  сегодняшней накопительной пенсионной системы – это доходность фондов, которая сильно отстает от темпов инфляции. О чем говорит статистика из официальных источников, например, на сайте Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики (далее КФН) по адресу http://www.afn.kz, представлена информация, судя по которой инфляция постоянно превышает доходность по пенсионным активам более чем в два раза. Последние статистические данные КФН по средневзвешенному коэффициенту номинального дохода по пенсионным активам накопительных пенсионных фондов (далее НПФ) и накопленному уровню инфляции за период октябрь 2007 – октябрь 2012 не утешительны, поскольку рассматриваемые показатели набрали 24,78% и 47,33% соответственно. Коэффициент реального дохода (K3) за тот же период составил: -15,33%. Это означает что в реальном выражении те деньги, которые НПФ имели на октябрь 2007 года, сократились грубо на 15% . При расчете от более раннего базового периода, мы получим еще большее сокращение денег в процентах.

В основных выводах отчета о финансовой стабильности Национального  банка РК за 2011 год этой проблеме посвящен отдельный раздел. В нем  говорится: «Низкая доходность пенсионных активов не позволяет компенсировать инфляцию и может в перспективе  привести к возникновению существенной нагрузки на государственный бюджет в связи с необходимостью обеспечения сохранности пенсионных накоплений с учетом инфляции в рамках существующей системы государственных гарантий. В случае если реальная доходность пенсионных фондов не вырастет, возникнут предпосылки для возникновения кризиса всей пенсионной системы».

Проблемы инфляции (являющейся в целом проблемой всей экономики  страны) и низкой доходности фондов являются в основном следственными, и не являются корнем всех проблем  системы пенсионного обеспечения. Найти причины, породившие сложившуюся ситуацию, и устранить их – задача непростая, но требующая немедленного вмешательства. Председатель правления АО «НПФ «Астана» Андрей Карягин акцентирует внимание на проблеме [2], которую озвучил следующим образом: «Фактически проблема накопительной пенсионной системы сегодня заключается в чрезмерно консервативной нормативно-правовой базе, по которой приходится работать пенсионным фондам. Такое регулирование было введено, конечно же, не на пустом месте. Вводя консервативную правовую базу, государство хотело оградить пенсионные накопления вкладчиков от кризисных явлений. Однако уже сейчас видно, что такое регулирование ведет к потерям, так как подавляющее количество фондов по уровню доходности не в состоянии преодолеть уровень инфляции. Исправление этих подходов с безусловным введением более динамично работающих моделей управления рисками позволит изменить эту ситуацию, о чем и говорил президент. Одно дело, когда пенсионные фонды покупают заведомо неэффективные государственные ценные бумаги, другое дело, когда пенсионные фонды покупают рейтинговые бумаги корпоративного сектора с низким уровнем риска, которые тоже приносят пусть не очень большой, но стабильный доход».

Еще одной из основных проблем  пенсионной системы страны на наш  взгляд являются недостаточность пенсионных накоплений для достойного уровня пенсионных выплат при наступлении старости; недостаточный охват населения  услугами накопительных пенсионных фондов, низкий уровень финансовой грамотности и инвестиционной культуры населения; недостаточная степень  развития системы добровольных пенсионных накоплений.

Введение добровольных профессиональных взносов в казахстанской пенсионной системе практически не повлияло на сумму накоплений граждан. Добровольно вкладывать средства в пенсионные фонды хотят немногие, о чем говорят приводимые статистические данные КФН. Работодатели не торопятся вносить добровольные профессиональные взносы за своих сотрудников, занятых на вредных производствах или при особо тяжелых условиях труда. 4117 индивидуальных пенсионных счета, на которых копятся добровольные профессиональные взносы, а это около 100 млн. тенге – цифра, несопоставимая с казахстанским перечнем производств, связанных с риском для здоровья и жизни работников.

Также имеет место проблема по характеру противоположная предыдущей. Начиная с 2009 года, заговорили о проблеме «хождения» вкладчиков из фонда в фонд [3]. НПФ достаточно жестко конкурируют между собой, также активизировались и сами вкладчики. В результате переводов пенсионных накоплений между фондами порядка 14% от пенсионных накоплений находится в процессе блуждания на рынке. Это накладывает свой отпечаток на инвестиционную деятельность пенсионных фондов, так как в связи с этим им нужно большую долю от пенсионных активов инвестировать в ликвидные инструменты, чтобы избежать риска утраты ликвидности в случае значительных по размерам переводов накоплений.

Последние четыре года структура инвестиционного портфеля НПФ не меняется существенным образом. Главная роль в ней отведена государственным ценным бумагам Республики Казахстан (далее ГЦБ РК), доля которых не опускается ниже 40%. И хотя норма по обязательному инвестированию в ГЦБ РК составляет 20%, значительный размер пенсионных активов в условиях ограниченного объема инструментов и существующий подход к регулированию НПФ стимулируют фонды к вложению в низкодоходные и не отличающиеся высокой ликвидностью государственные бумаги.

Пенсионные накопления ежегодно растут на 400 млрд. тенге, но новых эмитентов и новые выпуски облигаций на Казахстанской фондовой бирже можно сосчитать по пальцам. НПФ от безысходности увеличивают вложения в ГЦБ, что приводит к снижению ставок по ним до крайне низких значений. При этом доля индексированных к инфляции ГЦБ (МЕУЖКАМ) составляет порядка 20% от имеющихся на рынке гособлигаций.

Если наступит время, когда  пенсионным фондам проблематично будет  выплачивать пенсии своим вкладчикам (например, когда начнется массовая выплата пенсий), а государство возместит всю реальную стоимость накоплений гражданам, поскольку гарантировало сохранность обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции, что прописано в Законе Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 года, то обоснованность существования НПФ, как и всей накопительной пенсионной системы станет под вопросом. При таком раскладе солидарная (распределительная) система будет смотреться более рациональной, чем накопительная.

Очевидно, что пенсионная система нуждается в повышении  эффективности.

 

 

 

II. Анализ развития и современного состояния накопительной пенсионной системы

 

Для управления активами, пенсионный фонд может привлекать специальные  компании (КУПА), либо делать это самостоятельно. В любом случае, для этого требуется  лицензия на инвестиционное управление пенсионными активами. Результатом  деятельности фонда становится инвестиционный доход, который увеличивает сумму  первоначальных вложений. Таким образом, при выходе на пенсию, вкладчик получает кроме своих накоплений, деньги от дохода фонда. Проводя анализ изменения  условной пенсионной единицы (УПЕ), мы можем вычислить, какую доходность показал тот или иной фонд за определенный промежуток времени. Пенсионные фонды, показавшие высокую доходность за последние несколько лет, являются наиболее стабильными.

Анализ развития пенсионной системы позволяет делать вывод, что уровень инфляции практически  всегда превышает доходность фондов в среднем более чем в два раза. Но существуют и периоды продолжительностью не более года, когда доходность перегоняла инфляцию (в долгосрочном периоде уровень инфляции постоянно превышает доходность фондов). Учитывая позицию Андрея Карягина, в эти периоды можно провести анализ структуры агрегированного инвестиционного портфеля. В таблице 1 приведены примеры случая, когда доходность фондов была больше уровня инфляции и наоборот.

Информация о работе Основные проблемы накопительной пенсионной системы и причины ее реформы