Основные проблемы накопительной пенсионной системы и причины ее реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Данная научная работа посвящена актуальным вопросам пенсионного обеспечения нашей страны. Ее целью является анализ и оценка системы пенсионного обеспечения в Казахстане. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи исследования:
- рассмотрение теоретико-методологических аспектов накопительной пенсионной системы;
- анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы в Казахстане;
- обзор мнений по реформированию пенсионной системы

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….2
I. Основные проблемы накопительной пенсионной системы и причины ее реформы …..…………………………………………………………….…………5
II. Анализ развития и современного состояния накопительной пенсионной системы …………………………………………………………………………....9
III. Пути совершенствования накопительной пенсионной системы и повышения ее социальной значимости………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………...…..29
Список использованной литературы…………………………….…………......31

Файлы: 1 файл

FINAL_Dauren.docx

— 171.94 Кб (Скачать)

Национальный банк все-таки решил, что выполнил задачу сохранения наших денег от возросших рисков мировой экономики, и что пора переходить на другой, активный режим работы накопительной пенсионной системы, предприняв первые шаги по изменению регулирования работы пенсионных фондов.

8 октября 2012 года вступило  в силу Постановление Правления  Национального Банка Республики  Казахстан от 27 июля 2012 года №  227 «О внесении изменений и  дополнений в некоторые нормативные  правовые акты Республики Казахстан  по вопросам пруденциального регулирования».

Практически все изменения, запланированные ранее, были приняты. Основной и наиболее значимой поправкой  являлась корректировка коэффициента приведения риска. Он представляет собой  определенный коэффициент, на который  умножаются взвешенные по риску финансовые инструменты, инвестиции в которые  осуществляет пенсионный фонд. Повышенное значение данного коэффициента сокращало  возможность инвестирования в любые  финансовые инструменты, кроме государственных  ценных бумаг.

В постановлении № 227 от 27.07.2012 коэффициент приведения теперь восстановлен с 25 к ранее действующему историческому  значению 10. Также отменен лимит  в 10% на иностранные инструменты  с рейтингом ниже «АА-». В данном блоке фонды теперь могут работать до 50%, а с эмитентами имеющими кредитный рейтинг в коридоре от «ВВВ-» до «ВВВ» до 10%. Снижена планка кредитного рейтинга контрпарнеров, в лице брокеров с «А» до «ВВВ-». То есть, теперь у пенсионных фондов появиться еще больший выбор партнеров, а значит возможность сократить издержки по оплате расходов за совершение сделок. Разрешено увеличение доли золота с 10% до 20% от портфеля пенсионных активов.

Все эти меры приведут к  активизации инвестиционной активности фондов. Пенсионные фонды смогут покупать больше казахстанских корпоративных  ценных бумаг, свободно участвовать  в Народном IPO, принимать решения по поддержке развития государственного частного партнерства и инфраструктурных проектов. Также, стоит отметить, что фонды смогут больше работать на международных рынках, что, несомненно, даст государству, регулирующему органу и финансовым институтам важный опыт, который пригодится при реализации, как вышеуказанных проектов, так и в других направлениях развития экономики.

Другая сторона проводимых изменений в пенсионной системе связана с реакцией рынка на увеличение мобильности пенсионных фондов. Первое и значимое событие мы видим в увеличении ставок доходности по государственным ценным бумагам Республики Казахстан. Пенсионные фонды, обладающие ликвидностью и готовящиеся к изменениям законодательства, теперь могут использовать свободные деньги и пакетировать свой портфель на более выгодных условиях.

Следующим шагом за ростом ставок ГЦБ РК будет реакция корпоративного сектора. Это уже прослеживается через увеличение числа аукционов  в корпоративном секторе, проводимых на Казахстанской фондовой бирже. Спрос  на бумаги со стороны пенсионных фондов активизировал эмитентов, которые желают диверсифицировать источники финансирования.

Реакция на изменения правил работы пенсионных фондов уже частично формирует рост средней доходности и увеличение показателей ряда фондов, активно отрабатывающих динамику фондовых рынков. В частности, в течение последних 2-х месяцев мы наблюдаем рост краткосрочного коэффициента доходности 12-месячного периода. Но более отчетливый результат роста доходов мы увидим ближайшие 3-4 месяца.

По части солидарной системы главным событием является повышение размеров базовой пенсии с 1 января 2013 года на 9%. Как отмечается в информации, минимальный размер пенсии будет увеличен с 17491 тенге до 19066 тенге. Между тем, средний размер пенсий по прогнозу составит 32928 тенге, с учетом базовой пенсии (9330 тенге) - 42258 тенге. По данным Национального банка РК инфляция (по индексу потребительских цен) составила 5,3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Безусловно, самым значимым процессом в системе пенсионного  обеспечения Казахстана является постепенный  переход от солидарной (распределительной) системы к накопительной системе. В результате такой реформы граждане Казахстана стали входить в три группы лиц, для которых начали и продолжают функционировать три уровня пенсионной системы: полностью солидарная, смешанная и накопительная системы.

К сожалению, существуют проблемы как в солидарной системе (за которую  отвечает государство), так и в  накопительной системе (за которую  отвечают НПФ и гарантирует государство). В данном докладе в рамках отечественной пенсионной системы были рассмотрены различные проблемы и предложения по их решению, в том числе: обсуждалась проблема низкой доходности НПФ, анализировались предложения профессиональных участников НПС, обсуждалась проблема пруденциального регулирования деятельности НПФ и ООИУПА, обсуждался вопрос о достойном обеспечении пенсиями и анализировались предложения и принятые меры государства и Национального банка. Проведен анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы, по результатам которого можно утверждать, что между оптимальным пруденциальным регулированием деятельности НПФ и ООИУПА, инвестиционными портфелями НПФ и их доходностью есть связь. При рациональной политике регулятора и рациональным управлением рисками НПФ могут добиться успехов, чтобы, в конце концов, вкладчики получили достойное пенсионное обеспечение.

Также проанализировано предложение  Национального банка в лице Григория Марченко о повышении пенсионного  возраста женщин с 58 до 63 лет. На базе полученных прогнозов по расходам государства  на пенсии женщинам на 2013-2021 гг. и сравнительного анализа пенсионных показателей  с другими странами, сделан вывод, что предложение председателя Национального банка не обоснованное. Поэтому, по нашему мнению не рекомендуется вводить такие коррективы в пенсионное законодательство, эту меру проводить пока рано.

Было замечено, что правительство  не проводит ежегодную индексацию пенсий ни по уровню цен, ни по прожиточному минимуму, и ни по растущей средней заработной плате, что мы и советуем сделать, поскольку на это есть резервы (Национальный фонд). Без такой политики о повышении пенсионного возраста, или любого другого вопроса связанного с пенсионным обеспечением речи быть не может.

Существуют два подхода к пенсионному обеспечению: это солидарная система и накопительная система. Солидарная система хороша отсутствием каких-либо рисков, посреднических услуг и предсказуемостью. В какой-либо стране, где нет рыночных отношений, где процветает теневая экономика и коррупция это лучший вариант. Накопительная система же хороша возможными большими доходами, тем, что в экономике появляется еще один рациональный агент, стимулирующий ее, своей альтернативностью выбора для вкладчика и многим другим. Но эта система работает в развитых экономиках, там, где есть многообразие источников дохода.

Казахстану как молодой  стране, на своем раннем этапе развития преждевременно создало накопительную  пенсионную систему. Что можно видеть по настоящим проблемам. Пока экономика  не окрепнет, и не перейдет на стационарную стадию развития и не поздоровеет инвестиционный климат, накопительной системе будет очень тяжело. На начальном этапе развития экономики стоило продолжать солидарную систему. По крайней мере, проблема была бы одна, а не две.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» - 27 января 2012 г.
  2. Обзор «Рынок НПФ: в ожидании реформ». //Бюллетень рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан». Под редакцией А. Жахина, А. Мамажанова. - Алматы, 2012 г., 6-14 с.
  3. Обзор накопительной пенсионной системы Казахстана.// Рейтинговое Агентство РФЦА. По общей редакцией З.Кешубаевой, А.Тлеппаева, А.Аюпова, А.Мусабековой. - Алматы, 2010 г., 10-12 с.
  4. Обзор «НПФ: составляющие надежности».//Бюллетень рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан». Под редакцией А. Жахина - Алматы, 2010 г., 15-16 с.
  5. Текущее состояние накопительной пенсионной системы Республики Казахстан по состоянию на 1 октября 2012 года. //Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан. - Алматы, 2012 г., 2-4 с.
  6. Национальный Банк Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, "АО "Накопительный пенсионный фонд Народного Банка Казахстана, дочерняя организация АО "Народный Банк Казахстана. "Отчет по результатам поездки в Республику Чили с целью изучения вопросов функционирования накопительной пенсионной системы. - Алматы, 2011 г., 5-6 с.
  7. http://news.nur.kz
  8. http://www.i-news.kz
  9. http://www.ktk.kz
  10. Худайбергенов О. Пенсионная система: вопросы и решения.// Заседание КИПР «Пенсионная система Казахстана: проблемы, перспективы, решения». -  Алматы, 2012 г., 7-12 с.
  11. Демографический ежегодник Казахстана, Агентство Республики Казахстан по статистике. Под редакцией Смаилова А.А. - Астана, 2012 г., 32с.
  12. http://www.npf-almaz.ru
  13. Хамбар Б. « Анализ системы пенсионного обеспечения в Казахстане». Научное исследование. //АО «Институт экономических исследований» - Астана, 2011 г., 10-12 с.

 


Информация о работе Основные проблемы накопительной пенсионной системы и причины ее реформы