Накопительная пенсионная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
- изучение теоретико-методологической основы деятельности пенсионного обеспечения;
- рассмотрение предпосылок перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе;
- ознакомление с международным опытом пенсионного обеспечения;
- анализ деятельности пенсионного обеспечения в Республике Казахстан;
- пути совершенствования управления пенсионного обеспечения в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы
1.1 Сущность и перспективы реформирования пенсионного обеспечения в Республике Казахстан ………………………………… 5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе …………………………………………………… 8
1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения ……………… 13
2. Совершенствование накопительной системы в Республике Казахстан
2.1 Актуальное развитие социального обеспечения в Республике Казахстан ………………………………………………………………. 17
2.2 Основные направления по совершенствованию пенсионной системы ………………………………………………………………… 24
2.3 Пути решения проблем управления пенсионными фондами…… 31
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Дангилова курсовая.doc

— 1.90 Мб (Скачать)

Экзамен на зрелость и состоятельность многие накопительные пенсионные фонды сдали посредственно. Обнажилось множество проблем, решение которых не терпит отлагательства. По большому счету, впервые за многие года пенсионной реформы остро встал вопрос, в каком направлении двигаться дальше [26; 11].

Не секрет, что один из самых главных показателей эффективности работы НПФ - это его доходность. Чем она больше, тем лучше и для вкладчиков, и для самого фонда. И если раньше с этим все было в порядке, то в прошлом году доходность по многим ценным бумагам, а также по депозитам в банках второго уровня, куда вкладываются пенсионные активы, стала неуклонно падать.

Показатели многих НПФ, работающих на рынке, ухудшились и в связи с введением рыночной оценки пенсионных активов: исключение составили всего несколько фондов, которые как оказалось работают лучше, чем это представлялось. Если раньше финансисты того или иного НПФ могли манипулировать цифрами и даже, чтобы улучшить доходность, «сбрасывали» ценные бумаги аккуратно ко дню отчета, то после введения новой методики все НПФ поставлены в равные условия, а вкладчики получают корректную информацию. Вот тут-то и выяснилось, что некоторые фонды не только не получают прибыль, но и несут убытки. Сначала в списке тех, кто имеет отрицательную реальную доходность, оказалось два фонда - НПФ им. Кунаева и НПФ «Коргау» (которые и по сей день не смогли выйти на положительные результаты). Затем с каждым месяцем число аутсайдеров начало расти, чуть ли не в геометрической прогрессии. К концу 2008 года из 16 фондов уже десять не смогли свести концы с концами. Среди них - НПФ «Капитал», «Казахстан», «Курмет», «Валют-Транзит фонд», «Казахмыс», «Нефте-Газ-Дем». Другим фондам еще удивительным образом удается сводить концы с концами, но и они близки к критической отметке [27;16].

Надо сказать, что конкуренты на рынке НПФ уже давно поделили сферы влияния, (то есть нас с вами, вкладчиков) и особенно не воюют. Одни фонды специализируются на работниках образования и медиках. Другие - на сотрудниках силовых ведомств. Еще одна отличительная черта фондов - их отношение к огласке доходности. Местные фонды не считают необходимым встретиться с прессой и разъяснить, что творится с деньгами людей, на которые они живут. А доходы стремительно падают. Если в 2009 году они доходили до 15-17%, то сейчас чуть выше 5%. Даже положив пенсионные накопления на банковский депозит, люди имели бы больше. Падение доходности фонды валят на американский доллар. Как известно, накопительная система живет за счет вложения пенсионных средств в покупку ценных бумаг в долларовом или тенговом выражении. Раньше организации по управлению пенсионными активами утруждать себя особенно не приходилось. Годовая инфляция составляла 11%, доллар постоянно рос. Знай, переводи деньги на долларовые депозиты, да записывай показатели. До войны в Ираке (пока доллар был стабильным) у фондов была не жизнь, а малина. Когда же американские войска развернули военные действия, фонды начали трещать и принимать экстренные меры. Одни организации спохватились раньше, другие - позже. От этого и разница в доходах. Ценные бумаги в долларовом выражении составляли около 80% портфеля казахстанских фондов. Сейчас это количество меньше 70% [28; 5].

За счет чего же происходит рост пенсионных вкладов? Как правило, 10% портфеля кладется на банковский депозит, остальные идут на покупку ценных бумаг. Рост пенсионных накоплений вкладчиков происходит за счет ежедневно распределяемого инвестиционного дохода. Если доход минусовой, то распределять нечего. Роста не происходит. Доходность очень важна, потому что небольшая разница в процентах сейчас дает существенное различие в накоплениях потом, к моменту достижения вкладчиками пенсионного возраста [29; 6].

Гарантией того, что НПФ не лопнет, как мыльный пузырь, а наши с вами денежки не исчезнут где-нибудь за бугром, до недавнего времени служил уставной капитал фонда и его пенсионные активы. Теперь система обрела еще одного гаранта. Это правительство. Оно обещает в случае чего вернуть пенсионерам сумму вкладов + инфляция. К самим же фондам требования стали жестче. Минимальный размер уставного капитала возрос почти в пять раз. Теперь он превышает полмиллиарда тенге. При таком раскладе ожидалось, что маленькие и слабосильные пенсионные фонды объединятся в крупные. Но этого не произошло. Все 13 фондов живы и здоровы [30; 4].

По мнению многих экспертов, остро встает вопрос о том, что перечень финансовых инструментов, куда можно инвестировать пенсионные активы, нужно расширять. В части финансовых инструментов нерезидентов - имеются в виду ценные бумаги международных финансовых организаций, государственные ценные бумаги иностранных государств и корпоративные ценные бумаги иностранных эмитентов - установлен норматив 30 процентов, но он недостаточен. Сегодня НПФ покупают только стандартные инструменты - и это в то время, как брокеры и крупнейшие международные финансовые институты предлагают широкий спектр структурных финансовых инструментов. Недавно Нацбанк еще раз подкрепил свое решение, что Principal protected notes пенсионные фонды покупать не имеют права. Конечно, усложнение структуры финансовых инструментов может быть связано с повышением риска. Однако эксперты подчеркивают, что среди предлагаемых структурных нот существуют структуры, которые позволяют минимизировать существующие риски. Поэтому, на их взгляд, можно было бы при условии рассмотрения конкретных структур и при возможности согласования с регулирующим органом разрешить приобретение этих ценных бумаг за счет пенсионных активов.

Есть и еще неиспользованные возможности. Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время ценные бумаги российских эмитентов, например, рассматриваются как ценные бумаги нерезидентов Казахстана и в силу недостаточно высокого рейтинга не могут приобретаться за счет пенсионных активов. И это при том, что фондовый рынок России более зрелый, чем наш! Возможно, введение невысокого норматива - не более 5-10 процентов финансовых инструментов этих стран - частично сняло бы остроту нехватки доходных ценных бумаг, тем более что шаги к этому принимались (вспомнить хотя бы казахстанские депозитные расписки).

По прогнозам специалистов, доходность финансовых инструментов будет падать и в 2011 году [31; 8]. И для того чтобы инвестирование пенсионных активов не стало бессмысленным и не подорвало основную цель пенсионной реформы - сохранить и приумножить пенсионные накопления населения, - нужно искать выход. Безусловно, здесь свое слово должны сказать правительство и Нацбанк, в недрах которых, уже идет мозговой штурм по доходному размещению пенсионных активов.

Один из главных итогов прошлого года - стабильность в лагере накопительной системы. Ни один фонд не закрылся, ни один не обанкротился. В стране по-прежнему действуют 13 НПФ, в том числе один государственный и один корпоративный. Одной управляющей компанией на рынке стало меньше. На это пошел НПФ Народного банка, объединившись со своей управляющей компанией. Впервые в финансовом секторе произошло слияние двух разнопрофильных структур в негосударственном секторе. Главным плюсом стало увеличение капитализации, а значит, и устойчивости. Эксперты пенсионного рынка почти не сомневаются, что этот опыт возьмут на вооружение и другие фонды, которые стремятся к тому, чтобы уменьшить административные расходы. Конечно, многие из них не решатся на объединение со своей управляющей компанией (основная причина этого -- не корпоративный, а раздельный бизнес), но сами НПФ могут об этом договориться: главное, соблюсти паритет.

В 2010 году, конечно трудно охарактеризовать стабильностью еще и потому, что в ближайших планах правительства - продажа акций Государственного накопительного пенсионного фонда, а попросту - приватизация. В настоящее время доля ГНПФ на рынке пенсионных услуг Казахстана составляет 25 процентов, и это критический предел. Он постепенно теряет свои позиции и по объему управляемых активов, и по числу вкладчиков. Промедление с продажей обесценивает акции фонда: чем дольше государство тянет с этим, тем меньше получит в итоге. Конечно, если здесь преследуются интересы государства...

Также подлежит совершенствованию структура системы пенсионного обеспечения. Теоретически пенсионное обеспечение должно состоять из многих взаимодополняющих друг друга элементов. В большинстве развитых стран ответственность за достаточный уровень пенсионного обеспечения несут три субъекта: государство, предприятие и гражданин. В Казахстане с 1998 года государство выполняет лишь функцию контроля и надзора. Работодатель освобождён от заботы пенсионного обеспечения своих работников. Таким образом, пенсионное обеспечение граждан возложено на них самих. В то же время резкое падение уровня жизни основной массы населения (до 70 % имеют доходы ниже прожиточного минимума) не может гарантировать, что человек накопит достаточно средств для обеспечения старости, что вызывает необходимость организации широкой сети производственных пенсионных фондов.В Казахстане необходимо разработать социально-экономические условия для развития корпоративных пенсионных фондов, организуемых работодателями. При этом финансовыми источниками пенсионного обеспечения должны быть пенсионные взносы работодателей и работников.

 

Заключение

 

В качестве долгосрочных приоритетов, определённых стратегией «Казахстан 2030» казахстанское общество поставило перед собой цели: экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений, а также здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. Одним из основных факторов, характеризующих благополучие граждан в обществе и экономический рост государства, является уровень жизни пенсионеров.

Теоретическими исследованиями установлено, что реформирование пенсионной системы и принятие в республике накопительной пенсионной системы - это объективно необходимый и правильный шаг, что подтверждает и зарубежный опыт, на примере Чили, Перу, Аргентине. На казахстанском рынке, благодаря пенсионным фондам, появился очень крупный отечественный инвестор, что положительно сказывается на нашей экономике, особенно на рынке ценных бумаг, который до недавнего времени был неразвит.

Проанализировав вторую главу и рассмотрев таблицы, динамику назначения и выплаты пенсий и пособий, развития пенсионных фондов можно было увидеть ряд проблем накопительной системы, с которыми сталкиваются пенсионные фонды и вкладчики. Это говорит о необходимости изменений и корректировок в законодательной базе, в сфере управления накопительными пенсионными фондами, в области финансовых инструментов.

Решение накопившихся проблем накопительной пенсионной системы и создание условий для более быстрого роста заработной платы населения даст возможность казахстанским фондам обеспечить своим вкладчикам пенсию, соответствующую международным стандартам.

В целом по данному исследованию можно подвести следующие итоги: необходима модель пенсионного обеспечения, в которой человек не зависит от настроения властей, политического календаря и сам заинтересован в пенсионной системе. Есть все основания превратить пенсионную систему Казахстана в новую большую сферу экономики (материально -вещественную базу для содержания пенсионеров), с помощью которых можно приумножить средства, необходимые на содержание будущих пенсионеров, обеспечивать людей в старости достойными пенсиями, на которые можно купить в необходимом количестве продукты питания, лекарства, оплатить коммунальные, транспортные, медицинские услуги и т.д.

Структурные реформы в пенсионной системе необходимы. И хотя в целом пенсионная реформа выдерживается в том виде, в каком планировалась, очевидно, что свои деньги будущие пенсионеры увидят только в том случае, если условия существования НПФ будут совершенствоваться - таковы реалии.

Несмотря на постепенное устранение, наиболее существенных недостатков в процессе развития накопительной пенсионной системы до настоящего момента не разработаны эффективные методы управления накопительными пенсионными фондами. Это выражается в отсутствии стратегического плана развития накопительной пенсионной системы, в постоянном изменении количества регулирующих органов и их компетенции, в отсутствии законодательно установленных пенсионных схем для осуществления пенсионных выплат. Таким образом, имеются объективные потенциальные возможности для существующего совершенствования управления пенсионными накопительными фондами в Республике Казахстан.

Пенсионная реформа Республики Казахстан привлекает пристальный интерес и получает информационную поддержку и консультационную помощь международных организаций. Большой интерес западных стран вызывает деятельность субъектов пенсионной системы нашей республики. Недаром в исследованиях экспертов, обобщающих опыт стран мирового сообщества в проведении пенсионных реформ, основанных на накопительной системе, деятельность Казахстана признана одной из наиболее перспективных.

В Казахстане недопустимо проводить пенсионную реформу по дифференциации пенсий без солидарной системы с помощью только механизма индивидуального накопления. Понятно, что граждане с высокими доходами могут обойтись без неё. Лиц же с низкими и средними доходами да ещё подверженные риску стать безработными или нетрудоспособными за счёт своих доходов старость обеспечить не могут. Проводимая пенсионная реформа не предусматривает практически никакого солидарного перераспределения финансов пенсионной системы для будущих пенсионеров.

Проанализировав всю совокупность факторов, основное направление реформы - опору на негосударственную (частную) систему пенсионного обеспечения. То есть передача всего государственного пенсионного обеспечения в ведение частных негосударственных пенсионных фондов как основы пенсионной системы.

Сила любой нации заключается в способности заботиться о тех, кто по возрасту или по состоянию здоровья не может работать и самостоятельно получать доходы. В целях обеспечения достойной старости и оказания поддержки социально уязвимым категориям, государством и лично Главой государства принимаются значительные усилия, доказательством тому нынешнее Послание Президента. Этим программным документом и определена главная направляющая в деятельности Государственного центра по выплате пенсий.

Ежегодное Послание Главы государства «Новый Казахстан в новом мире» затронуло интересы каждого гражданина страны. Этот документ свидетельствует о том, что Казахстан уверенно входит в качественно новый этап своего развития. Предстоящие изменения в социальной сфере направлены на улучшение благосостояния народа. Как отметил Нурсултан Назарбаев в Послании, социальная поддержка населения со стороны государства должна носить целевой и адресный характер. И это, прежде всего забота о детях, многодетных матерях, действительно нуждающихся в социальной помощи. Поэтому с 1 января 2010 года повысятся размеры единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка до 42 740 тенге, или в 2 раза.

Информация о работе Накопительная пенсионная система