Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:08, курсовая работа
Задачи исследования:
- изучение теоретико-методологической основы деятельности пенсионного обеспечения;
- рассмотрение предпосылок перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе;
- ознакомление с международным опытом пенсионного обеспечения;
- анализ деятельности пенсионного обеспечения в Республике Казахстан;
- пути совершенствования управления пенсионного обеспечения в Республике Казахстан.
Введение
1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы
1.1 Сущность и перспективы реформирования пенсионного обеспечения в Республике Казахстан ………………………………… 5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе …………………………………………………… 8
1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения ……………… 13
2. Совершенствование накопительной системы в Республике Казахстан
2.1 Актуальное развитие социального обеспечения в Республике Казахстан ………………………………………………………………. 17
2.2 Основные направления по совершенствованию пенсионной системы ………………………………………………………………… 24
2.3 Пути решения проблем управления пенсионными фондами…… 31
Заключение
Список использованных источников
Будущие пенсионные обязательства по всей Европе, например, повысятся, как прогнозируют, на 3-5 % от валового национального продукта, притом, что 10 % ВНП большинство государств ЕС уже сейчас тратит на государственные пенсии. Расход до 15 % ВНП на одни только государственные пенсии - это огромное и, вероятно, неподъемное экономическое бремя [5; 6].
Подобно большинству других стран Европы, Германия стоит перед лицом 50 процентного увеличения числа пенсионеров в ближайшие 30-50 лет. Если не будет проведена существенная реформа, необходимо будет либо увеличить налоги на 30-60 %, либо резко понизить пенсии. Ни один из этих вариантов не кажется приемлемым или жизнеспособным. Предлагаемые меры особенно трудно осуществить в стране, известной своей щедрой государственной пенсией.
Таким образом, государственное пенсионное обеспечение в этих высокоразвитых странах убеждает, что эта модель устарела и в ХХI веке следует разработать новую модель.
Частная модель - накопительная система, которая охватывает всех работающих по найму, построенная на принципе индивидуального финансирования пенсии каждым работником за счет выплаты определенного процента от заработной платы и инвестиционной прибыли. При этом личные пенсионные счета работников являются их собственностью. Таким образом, частная модель может включать в себя выплаты частного сектора самым нуждающимся пенсионерам, но она практически полностью подчинена обязательной частной системе с комплексной системой норм, при этом размер пенсии зависит от уровня доходов. Пионером негосударственной (частной) пенсионной системы является Чили. Эта модель обычно называется «чилийской системой».
Попытки сослаться на примеры стран Латинской Америки (в том числе и Чили) как на модели, которым должен следовать Казахстан, не состоятельны. Все хвалят «чилийское чудо», но умалчивают о том, какой ценой оно досталось. Пример Чили - это реформа кровавым путем, под дулом автомата, а не социально-экономическими методами. Казахстан как демократическое государство не может (да и нет необходимости) точно копировать «чилийскую реформу». Условия проведения казахстанской и чилийской пенсионных реформ во многом схожи, но имеется целый ряд существенных различий. К схожим условиям относятся страховая природа пенсий в рамках, не реформированных систем, высокий уровень расходов на выплату пенсий и обеспечение финансовой сбалансированности солидарной пенсионной системы, а также бесперспективность попыток улучшения последней. Наиболее существенные различия: пенсионная реформа была начата в период военной диктатуры Пиночета; пенсионное обеспечение Чили при введении накопительных систем не было зрелым. Почти 80 % экономически активного населения в первую очередь крестьянство не было охвачено пенсионным обеспечением. Вследствие этого государственные гарантии по страхованию приобретенных пенсионных прав обошлись государству значительно дешевле. Решению этой задачи, безусловно, способствовало относительно незначительное число пенсионеров: один пенсионер в стране приходился на 12 работающих
Пенсионная реформа в Чили имела и политическое воздействие, во-первых, через инвестиции пенсионных фондов граждане стали совладельцами достаточно большого сектора экономики. Во-вторых, Чили - страна, которая не имеет глубоких традиций демократии, а взаимодействие участников пенсионной системы как равноправных участников, свобода выборов вкладчиков, честная конкуренция между фондами, законодательная защита прав вкладчиков позволяет сделать вывод о том, что миллионы людей включены в процесс демократизации. Таким образом, одной из составляющей Чилийской реформы является присутствие сильной демократии, что во многом обеспечило успех пенсионной реформы в Чили посредством того, что таким образом удалось избежать нерыночных подходов, обеспечивающих приоритет тем или иным отдельным субъектам, чем изобилует Новейшая история экономических и в том числе пенсионных реформ в Казахстане.
Одним из основных принципов накопительной пенсионной системы в Чили являются неограниченные права вкладчика в выборе пенсионного фонда, как на добровольной, так и на обязательной основах. Частное администрирование пенсионных активов и персональных счетов, доверие к способностям управления частного сектора и признание индивидуальных усилий являлись основой накопительной системы Чили. Таким образом, накопительная система пенсионного обеспечения в значительной степени способствовало развитию Чили, как в области социального обеспечения, так и в области экономики. Анализируя достижения Чили в реформировании пенсионной системы, можно сделать вывод, что для дальнейшего повышения роли накопительных пенсионных фондов в экономическом и социальном развитии страны необходимо развитие отечественного рынка капитала.Подводя итог, следует сказать, что при рассмотрении вопросов совершенствования пенсионного обеспечения следует учитывать, что сегодня в мире налицо кризис государственной системы пенсионного обеспечения, а число неработающих постоянно растет, выход иностранным специалистам видится в увеличении либо взносов, либо пенсионного возраста. Так зачем же брать за основу зарубежные модели, которые находятся в кризисном состоянии? Нам нет смысла проходить все, что прошел Запад, так как мы можем этот опыт изучить и творчески использовать.
2. Совершенствование накопительной системы в Республике Казахстан
2.1 Актуальное развитие социального обеспечения в Республике Казахстан
С каждым годом повышается уровень социального обеспечения в стране, улучшается качество предоставления социальных услуг. За период с 2000 года по 2010 год минимальный размер пенсии увеличился почти в 15 раз.
Расходы на социальное обеспечение в 2010 году в сравнении с 2007 г. (план) увеличились более чем в 1,5 (полтора) раза [6; 21].
Это позволило значительно увеличить доходы населения, о чем свидетельствует рост следующих индикаторов с 2007 по 2010 годы.
- минимальная заработная плата увеличилась в 1,7 раза (с 8861 до 14952 тенге);
- минимальный размер пенсий в 1,7 раза (с 7236 до 12344 тенге);
- прожиточный минимум в 1,6 раза (с 8799 до 14581 тенге).
Таблица 2.
Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Минимальный размер заработной платы, тенге |
8861 |
12025 |
13470 |
14952 |
Минимальный размер пенсии по возрасту, тенге |
7236 |
7900 |
9875 |
12344 |
Величина прожиточного минимума, тенге |
8799 |
12025 |
13470 |
14581 |
В целях обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ в ходе реформирования были установлены и в настоящее время используются государственные минимальные социальные стандарты: прожиточный минимум, минимальная заработная плата, минимальные размеры пенсий и др.
Однако действующие в настоящее время социальные стандарты перестали отражать изменившиеся социально-экономические условия и не имеют необходимой системной взаимосвязи между собой. Из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат и их взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми пенсионными выплатами. В связи с чем, начата работа по совершенствованию государственных стандартов социального обеспечения.
Особое место в социальном обеспечении занимает пенсионная реформа.
За годы рыночных преобразований, сопровождавшихся кризисными периодами, в пенсионной системе накопилось не мало проблем:
-низкий уровень получаемых пенсий и коэффициента замещения дохода. В первой половине 2007года около миллиона (или более 60 % от их общего числа получателей пенсионных выплат) получали пенсию в 7000 или 8000 тысяч тенге, что ненамного превышает величину прожиточного минимума. Текущий размер пенсионных выплат, которую получают из солидарной системы, составлял 28 % от средней заработной платы [7; 6];
- несоответствие роста размеров пенсий росту заработной платы;
- неадекватность текущих и будущих пенсий ранее получаемым доходам и др.
Дифференцированная индексация в 2007 году существенно повысила размеры пенсий 1055,0 тыс.человек, в трое сократилось количество пенсионеров, получающих минимальный размер пенсии, а более 450 тыс. человек стали получать максимальный размер пенсии.
Самое главное - уровень пенсионного обеспечения продолжает оставаться относительно низким.
К этим проблемам можно добавить вопрос о несоответствии размера минимальной пенсионной выплаты и величины минимального прожиточного минимума. Данное несоответствие позволяет сделать заключение о том, что отдельные пенсионеры (как правило, вышедшие на пенсию задолго до начала пенсионной реформы и имеющие значительный стаж работы), исправно отчислявшие на протяжении всей своей трудовой деятельности пенсионные взносы в солидарную систему, получают пенсию, не позволяющую удовлетворять их минимальные потребности.
Наряду с солидарной пенсионной системой с 1998 года внедрена и развивается накопительная пенсионная система - единственный вид обеспечения, основанный на принципах сбережения без солидарности между участниками.
Создание накопительной пенсионной системы стимулировало развитие рыночной инфраструктуры. Дан новый импульс к дальнейшему развитию института профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Функционирование накопительного пенсионного обеспечения представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс, состоящий из трех этапов:
- на первом этапе в виде взносов осуществляются вложения в накопительный пенсионный фонд;
- на втором этапе происходит инвестирование накопленных пенсионных денежных средств;
- на третьем этапе производится регулярная периодическая выплата пенсий.
Что касается солидарной системы обеспечения, то она не сможет создать такую гарантию в будущем, что, собственно, и предопределило необходимость появления и развития пенсионных фондов.
Таблица 3
Динамика пенсионных накоплений и инвестиционного дохода в накопительной пенсионной системе
Год |
На 01.01.07 |
На 01.01.08 |
На 01.01.09 |
На 01.01.10 |
Пенсионные накопления в пенсионных фондах, млн.тенге |
909696 |
1208120 |
1420509 |
1860508 |
Из них начисленный инвестиционный доход, млн.тенге |
255689 |
339339 |
306983 |
481660 |
Количество вкладчиков, тыс.человек |
8537 |
9223 |
9613 |
9819 |
За период функционирования в них аккумулировано 895,2 млрд.тенге пенсионных накоплений, в т.ч. 327,7 млрд.тенге начисленного инвестиционного дохода (табл.3).
Вместе с тем и в накопительной пенсионной системе имеет место ряд проблем: недостаточен охват населения услугами накопительных пенсионных фондов, по пенсионным взносам снижается, но все еще остается высокой недоимка, инвестирование пенсионных накоплений недостаточно эффективно.
В настоящее время ни в одном пенсионном договоре не указывается финансовое обязательство самого фонда. Вкладчик не знает, какой размер пенсии или процент заработной платы он будет получать при выходе на пенсию, за исключением того, что «размер пенсии зависит от величины накопленных сумм», и то не в письменном виде. К тому же при заключении пенсионных договоров вкладчику письменно не гарантируется годовой минимальный прирост средств, который может исчисляться в привязке к ставке Национального банка Республики Казахстан [8; 3].
Одним из важнейших принципов совершенствования организации негосударственных накопительных пенсионных фондов является правовое обеспечение всей пенсионной реформы. Необходимо изменить концептуальный и правовой характер действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан ». Следует подготовить новое законодательство в этой области с целью устранения имеющихся недостатков в деятельности негосударственных накопительных пенсионных фондов и создания более благоприятных условий для функционирования ННПФ.
Сохраняющаяся бедность, безработица, старение населения, глобализация рынков, а также рост так называемого неформального сектора, требует дальнейшего углубления социальных реформ. Это и вызвало необходимость разработки Программы дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы [9; 12], направленной на создание трехуровневой системы социального обеспечения, основными характеристиками которой являются финансовая устойчивость и распределение ответственности между государством, работодателем и работником.
Если в переходный период социальная защита была направлена в основном на социально уязвимые слои населения, то в условиях экономического роста назрела необходимость в создании новой модели соцобеспечения, адекватной рыночным условиям. Проведена реформа оплаты труда работников бюджетной сферы, введена накопительная пенсионная реформа, осуществлена замена натуральных льгот выплатой денежных пособий.
Целью Программы явилось: создание финансово устойчивой, экономически эффективной, социально справедливой трехуровневой системы пенсионного обеспечения с распределением ответственности между государством, работодателем и работником. Программа предусмотрела [10; 2-3]: