Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:08, курсовая работа
Задачи исследования:
- изучение теоретико-методологической основы деятельности пенсионного обеспечения;
- рассмотрение предпосылок перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе;
- ознакомление с международным опытом пенсионного обеспечения;
- анализ деятельности пенсионного обеспечения в Республике Казахстан;
- пути совершенствования управления пенсионного обеспечения в Республике Казахстан.
Введение
1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы
1.1 Сущность и перспективы реформирования пенсионного обеспечения в Республике Казахстан ………………………………… 5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе …………………………………………………… 8
1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения ……………… 13
2. Совершенствование накопительной системы в Республике Казахстан
2.1 Актуальное развитие социального обеспечения в Республике Казахстан ………………………………………………………………. 17
2.2 Основные направления по совершенствованию пенсионной системы ………………………………………………………………… 24
2.3 Пути решения проблем управления пенсионными фондами…… 31
Заключение
Список использованных источников
Требование работодателями о представлении копии договора с накопительным пенсионным фондом утратило силу с 1 июля 2008 года.
С 1 июля 2009 года работодатель перечисляет обязательные пенсионные взносы за своих работников напрямую в ГЦВП без указания фонда.
Согласно внесенным изменениям и дополнениям в Правила исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды (постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2009 года № 170) агенты (работодатели) смогут получать из ГЦВП подтверждение о наличии у работника пенсионного договора [17; 23-34].
По состоянию на 1 января 2009 года количество счетов вкладчиков по обязательным пенсионным взносам составило 9 613 112 с общей суммой пенсионных накоплений 1 420,5 млрд. тенге. Динамика количества счетов вкладчиков по обязательным пенсионным взносам на 2007-2009 гг. представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика количества счетов вкладчиков по обязательным пенсионным взносам на 2007-2009 гг.
Из рисунка 2 видно, что количество счетов вкладчиков по обязательным пенсионным вносам увеличилось на 389 400 (4,22%) по сравнению с аналогичным периодом.
Наибольшее количество счетов вкладчиков по обязательным пенсионным взносам было сосредоточено в 4 фондах [18; 6]:
Количество счетов вкладчиков по добровольным пенсионным взносам составило на 1 января 2009 года 41 499 с общей суммой пенсионных накоплений 959,2 млн. тенге, которая представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика количества счетов вкладчиков по добровольным пенсионным взносам на 2007-2009 гг.
Как показано на рисунке 3 с начала 2008 года количество счетов вкладчиков, перечисляющих добровольные пенсионные взносы, увеличилось на 595 (1,45%), при этом в декабре 2008 года произошло снижение общего количества счетов вкладчиков на 125 (0,30%). Вкладчики по добровольным пенсионным взносам были у всех фондов. Количество счетов вкладчиков по добровольным профессиональным пенсионным взносам по состоянию на 1 января 2009 года составило 4 030 с общей суммой пенсионных накоплений 57,6 млн. тенге. На рисунке 4 показана динамика количества счетов вкладчиков по добровольным пенсионным взносам на 2007-2009 гг.
Рисунок 4. Динамика количества счетов вкладчиков по добровольным пенсионным взносам на 2007-2009 гг.
Как показано на рисунке 4, произошло увеличение количества по добровольным профессиональным пенсионным взносам за январь - декабрь 2008 года на 182 или 4,73%.
Вкладчиков по добровольным профессиональным пенсионным взносам имеют три фонда:
На начало 2009 года пенсионные накопления вкладчиков составили 1 420,5 млрд. тенге или увеличились по сравнению с 1 января 2008 года на 212,4 млрд. тенге (17,58%). Динамика изменения пенсионных накоплений на 2007-2009 гг. представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Динамика изменения пенсионных накоплений на 2007-2009 гг.
Общее поступление пенсионных взносов, увеличившись за декабрь на 27,8 млрд. тенге (2,40%), составило на 1 января 2009 года 1 184,7 млрд. тенге. При среднемесячных поступлениях пенсионных взносов за январь - декабрь 2007 года 19,0 млрд. тенге, за январь - декабрь 2008 года они соответственно составили 22,7 млрд. тенге или с ростом на 19,47%.
На начало 2009 года наибольшую сумму пенсионных накоплений имели 4 фонда:
Рисунок 6. Доля пенсионных накоплений в пенсионных фондах (%)
В условиях мирового финансового кризиса снижение инвестиционного дохода от инвестирования пенсионных активов обусловлено снижением биржевых цен на финансовые инструменты основных отечественных и иностранных эмитентов, в которые были инвестированы пенсионные активы.
На 1 января 2010 года объем инвестиционных пенсионных активов составил 1 378,4 млрд. тенге [19; 5], увеличившись за период с 1 января 2009 года на 183,3 млрд. тенге или на 15,34%, представлен в таблице 4.
Таблица 4. Совокупный инвестиционный портфель НПФ
Финансовые инструменты |
на 1.01.2009 г. |
на 1.01.2010 г. | ||
млн. тг |
% |
млн. тг |
% | |
Государственные ценные бумаги РК, в том числе |
303 364 |
25,38 |
425 228 |
30,85 |
еврооблигации РК |
0 |
0 |
0 |
0 |
ценные бумаги Министерства финансов |
260 071 |
21,76 |
340 989 |
24,74 |
ноты Национального Банка |
43 294 |
3,62 |
84 239 |
6,11 |
Негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов |
103 928 |
8,70 |
142 727 |
10,35 |
акции |
20 759 |
1,74 |
37 532 |
2,72 |
облигации |
83 169 |
6,96 |
105 195 |
7,63 |
Паи иностранных инвестиционных фондов |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ценные бумаги международных финансовых организаций |
1 288 |
0,11 |
0 |
0 |
Государственные ценные бумаги иностранных эмитентов |
34 599 |
2,89 |
22 721 |
1,65 |
Аффинированное золото |
22 698 |
1,90 |
22 308 |
1,62 |
Негосударственные ценные бумаги эмитентов РК, в том числе |
553 603 |
46,32 |
638 693 |
46,34 |
акции |
189 762 |
15,88 |
135 706 |
9,85 |
облигации в том числе: |
363 841 |
30,44 |
502 987 |
36,49 |
номинированные в иностранной валюте |
2 495 |
0,21 |
37 667 |
2,73 |
номинированные в тенге |
361 346 |
30,23 |
465 320 |
33,76 |
Вклады в банках второго уровня |
176 834 |
14,80 |
123 483 |
8,96 |
Производные ценные бумаги |
-1 226 |
-0,10 |
3 233 |
0,23 |
Итого |
1 195 089 |
100 |
1 378 393 |
100 |
Как видно из таблицы 4, наибольшую долю в инвестиционном портфеле по-прежнему составляют негосударственные ценные бумаги эмитентов Республики Казахстан и государственные ценные бумаги, общая доля которых составила 77,19%. По государственным ценным бумагам иностранных эмитентов произошло снижение на 11 878 млн. тенге.
По негосударственным ценным бумагам иностранных эмитентов произошел рост на 38 799 млн. тенге. Совокупная доля иностранных эмитентов составляет 12% в совокупном инвестиционном портфеле НПФ.
Особого внимания агентов по уплате обязательных пенсионных взносов, на наш взгляд, заслуживают изменения, касающиеся:
«Причина возврата»
3.Заявление отправителя пенсионных взносов о возврате ошибочно перечисленных пенсионных взносов в соответствии с новыми требованиями закона, должно содержать следующие сведения, в зависимости от:
- ошибки, допущенной агентом по уплате пенсионных взносов:
· наименование агента и регистрационный номер налогоплательщика;
· банковский счёт;
· копии платёжных документов;
· списки физических лиц, в которых допущены ошибки;
· копия пенсионного договора, дата проводки и причина возврата в случае зачисления сумм обязательных пенсионных взносов, предназначенных для другого накопительного пенсионного фонда.
· ошибки допущенной по вине обслуживающего банка:
· наименование банка и регистрационный номер налогоплательщика:
· индивидуальный идентификационный код;
· банковский идентификационный код;
· копии платёжных документов, дата проводки и причина возврата.
Термины, понятия, методы организации накопительных пенсионных фондов как финансовых инструментов, используемые в практике развитых стран (эквивалентность пенсионных взносов и выплат, увязка уровней получаемой пенсии и пенсионных тарифов, пенсионные схемы, актуарные расчеты, выкупная сумма и т.д.), для нас всё ещё остаются отвлечёнными категориями. Таким образом, для формирования и совершенствования накопительных пенсионных фондов предстоит найти правовые формы, организационные и экономические механизмы, обеспечивающие реализацию важнейших принципов накопительной пенсионной системы.
Необходимо создать самостоятельный департамент или комитет по пенсионному обеспечению населения страны, подотчётный только Президенту Республики Казахстан, что соответствует международной практике. Важно, чтобы этот орган не подчинялся правительству Республики Казахстан, потому что у правительства множество забот за счет чего пополнить бюджет [20; 3].
Новое законодательство должно способствовать самостоятельной деятельности накопительных пенсионных фондов. Для этого необходимо организовать «единую пенсионную службу». «Единая пенсионная служба» означает, что в структуре накопительных пенсионных фондов объединяются все функции по пенсионному обеспечению - от сбора, аккумуляции пенсионных взносов, финансирования пенсионных средств, до их расходования - назначения (перерасчета), выплаты и доставки пенсий.
В отсутствии эффективно работающих рынков капитала - развитие пенсионных фондов - дело непростое. Одним из выходов может быть разрешение им вкладывать средства за рубежом, однако большинство исполнителей побаивается этого. Ещё один способ помочь системе эффективно развиваться - ограничить большую часть инвестиций пенсионных фондов государственными облигациями и разрешить использование небольшой части своих средств для вложения в более рискованные предприятия. И, наконец, государство может (а возможно, и должно) дать возможность выбора и, разрешив более высокую степень риска для пенсионных фондов, что считается нормой в более развитых странах экономиках. (В Венгрии пенсионным фондам разрешено инвестировать в акции местных компаний до 30% средств пенсионных фондов). Конечно, тут можно зайти слишком далеко. Но если компании конкурируют за получение пенсионного капитала, это лишь подстегнёт развитие рынков капитала и постепенно приведёт к росту предложения относительно надёжных инвестиций. Конкуренция между пенсионными фондами - это основа, как для увеличения доходов фондов, так и для усиления подотчётности их руководителей. Считающиеся практически безрисковыми долговые обязательства лучших национальных производителей могли бы стать прекрасной отправной точкой. Между тем в течение ещё некоторого времени рост доходов пенсионных фондов, видимо, не будет демонстрировать те же тенденции, что и рост экономики [21; 2].
Ясно одно, необходимо прорываться на высшую ступень - сделать ставку на инновационный наукоёмкий производственный бизнес, с согласия учредителей. Пенсионные активы являются внутренним источником заимствования. И прежде, чем искать зарубежных инвесторов, эти долгосрочные заёмные средства государством должны быть направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей. Для этого, за счёт заёмных средств накопительных пенсионных фондов предусмотреть реализацию конкретных наукоёмких инвестиционных проектов через бюджет. То есть, правительство занимает деньги у пенсионных фондов и направляет их на реализацию отечественных проектов и программ. При этом возврат средств пенсионным фондам гарантируется бюджетом. Кроме того, задействовать и банки второго уровня, чтобы и они тоже выступали бы гарантами перед пенсионными фондами, финансируемых приоритетных, эффективных проектов и программ [22; 7].
Накопительные пенсионные фонды формируют свои инвестиционные ресурсы за счёт сбережений целевого характера, предназначенных, прежде всего для обеспечения источника дохода в старости [23; 6]. Поэтому их эффективная деятельность имеет важное значение, не только для развития рыночного механизма инвестирования, но и для решения одной из важнейших социальных проблем - пенсионного обеспечения населения
2.3 Пути решения проблем управления пенсионными фондами
Республика Казахстан в 1997 году приступила к рассчитанной на 30 лет пенсионной реформе, суть которой заключается в переходе от солидарной системы формирования пенсионных сбережений к накопительной [24; 2-5].
За время функционирования накопительной пенсионной системы в её нормативно - правовую базу несколько раз вносились существенные изменения, в т.ч. в части инвестирования пенсионных активов. Определённые прогнозные меры могут быть отражены следующим образом: