Муниципальный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:55, доклад

Краткое описание

Согласно ст. 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Файлы: 1 файл

Муниц долг реферат.docx

— 47.44 Кб (Скачать)

Кроме того, Агентство может  оказывать ряд дополнительных услуг, прежде всего, финансовое планирование для муниципалитетов, консультации, связанные с управлением, как  долговыми обязательствами, так  и проектами, для осуществления  которых привлекается долговое финансирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства  муниципального образования существуют в форме:

1) кредитных соглашений  и договоров, заключенных муниципальным  образованием;

2) займов муниципального  образования, осуществляемых путем  выпуска ценных бумаг от имени  муниципального образования;

3) договоров о предоставлении  муниципальных гарантий, договоров  поручительства муниципального  образования по обеспечению исполнения  обязательств третьими лицами;

4) долговых обязательств  юридических лиц, переоформленных  в муниципальный долг на основе  правовых актов органов местного  самоуправления.

Для проведения эффективной  финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований  особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным  долгом. Управление государственным  долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным  долгом производится уполномоченным органом  местного самоуправления.

Российская Федерация  не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных  образований, если такие обязательства  не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования  не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства  не были гарантированы ими, а также  по долговым обязательствам Российской Федерации.

При возникновении финансового  кризиса появляется необходимость  реструктуризации долга.

Реструктуризация  — это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.

В целях регулирования  размера государственного долга  устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг производится при утверждении федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете следующих показателей:

  • предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;
  • предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня;
  • расходов на обслуживание государственного и муниципального долга в текущем году.

Если при исполнении бюджета  субъекта РФ или местного бюджета  расходы на обслуживание государственного долга субъекта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных  средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной  власти РФ может применить следующие  меры:

  • назначить ревизию бюджета субъекта РФ;
  • передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;
  • принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

Все поступления средств  в бюджет от заимствований и других долговых обязательств, включая средства, которые расходуются на обслуживание и погашение государственного или  муниципального долга, отражаются в  бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт  по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Погашение обязательств государственного долга РФ учитывается в федеральном  бюджете путем вычитания суммы  погашаемых обязательств из суммы поступлений  источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается соответственно в Программе государственных  внутренних или внешних заимствований  РФ.

Все расходы на погашение  обязательств государственного долга  субъектов РФ, муниципального долга  учитываются в расходной части  бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.

Обслуживание  долга

Рассмотрим порядок обслуживания государственного внутреннего долга  Российской Федерации, субъектов РФ, муниципального долга.

Затраты по размещению, выплате  доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга  РФ производится, как правило, Центральным  банком РФ и его учреждениями путем  осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним.

Выполнение ЦБ РФ, другим специализированным финансвым институтом функций генерального агента Правительства  РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с эмитентом государственных  ценных бумаг.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов  местного самоуправления.

По соглашению сторон государственный  или муниципальный долг, возникший  из купли-продажи государственных  или муниципальных ценных бумаг, может быть заменен заемным обязательством. Замена государственного и муниципального долга заемным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации  и совершается в форме договора займа.

Новация связана с тем, что обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального  обязательства, существовавшего между  ними, другим обязательством между  теми же лицами, предусматривающим  другой предмет или способ исполнения. Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным обязательством.

Примером может служить  новация по государственным краткосрочным  бескупонным облигациям ГКО и  облигациям федеральных займов (ОФЗ) с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения  до 31 декабря 1999 г. и выпущенным в  обращение до 17 августа 1998 г. путем  замены по согласованию с их владельцами  на новые обязательства по вновь  выпускаемым ОФЗ с фиксированным  и постоянным купонным доходом и  частичной выплатой денежных средств.

Результатом новации является совокупность обязательств по вновь  выпускаемым государственным ценным бумагам и по выплате денежных средств Минфином России.

Сумма новых обязательств определяется путем дисконтирования  номинальной стоимости ГКО и  ОФЗ с постоянным и ременным купонным доходом со сроками погашения  до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в  обращение до 17 август 1998 г, исходя из доходности 50% годовых в период с 19 августа 1998 г. до даты погашения, ранее  объявленной в условиях выпуска. При этом по ОФЗ с постоянным и  переменным купонным доходом в дисконтируемую величину включаются суммы невыплаченных  купонных доходов. По необъявленным  купонам ставка принята равной 50% годовых.

В результате новации владельцам ГКО и ОФЗ с постоянным и  переменным купонным доходом со сроками  погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. предоставлены  следующие обязательства:

  • ОФЗ с фиксированным купонным доходом по номиналу, равному 70% суммы новых обязательств;
  • ОФЗ с постоянным купонным доходом по номиналу, равному 20% суммы новых обязательств;
  • денежные средства в сумме, равной 10% суммы новых обязательств.

Для подтверждения новых  обязательств осуществлен выпуск следующих  видов государственных ценных бумаг:

1) ОФЗ с фиксированным  купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками  обращения четыре и пять лет.  Эти облигации выпущены 12 равными  траншами с начислением процентного  дохода начиная с 19 августа  1998 г. Купонный доход по этим  облигациям начисляется начиная  с 19 августа 1998 г. и равен  30% годовых в первый год после  19 августа 1998 г., 25% — во второй, 20% — в третий, 15% — в четвертый,  далее — 10% годовых. Начиная  со второго купона выплаты  купонных доходов производятся  каждые три месяца;

2) ОФЗ с постоянным  купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроком  обращения три года. По этим  облигациям установлен нулевой  купонный доход, и они могут  быть использованы на операции  по погашению просроченной задолженности  по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся  по состоянию на 1 июля 1998 г., а  также в целях оплаты участия  в уставном капитале кредитных  организаций.

Минфин России принял на себя обязательства по выплате рассмотренных  выше денежных средств. Размер этих обязательств в отношении облигаций, срок погашения  которых наступил до момента осуществления  новации, увеличен в зависимости  от периода отсрочки из расчета 30% годовых  до момента официального опубликования  соответствующих нормативных документов. При этом 2/3 денежных обязательств были оформлены в равных долях ГКО  со сроками обращения, не превышающими три и шесть месяцев, и доходностью 30% годовых.

При осуществлении новации  право получить 30% от суммы новых  обязательств денежными средствами с соответствующим уменьшением  до 50% доли ОФЗ с фиксированным  купонным доходом предоставлено  владельцам ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., которым федеральными органами исполнительной власти устанавливался норматив вложения средств в государственные  ценные бумаги, а также другим владельцам, являющимся резидентами РФ, кроме  кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, органов  государственной власти и местного самоуправления.

При осуществлении новации  право получения полной суммы  погашения в денежной форме в  сроки, установленные при выпуске  принадлежащих им облигаций, предоставляется  владельцам ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.: физическим лицам —  резидентам РФ; созданным в соответствии с законодательством РФ; образованиям, не являющимся юридическими лицами; организациям, являющимся издателями периодических  печатных изданий, кроме рекламных  изданий, и имеющим соответствующую  лицензию; фондам обязательного медицинского страхования и страховым компаниям, имеющим соответствующую лицензию (только в отношении средств обязательного  медицинского страхования и средств  государственного обязательного личного  страхования); фондам по защите прав вкладчиков и акционеров; жилищным кооперативам; гаражно-строительным кооперативам; садово-огородническим и дачным объединениям граждан; кредитным  союзам; другим некоммерческим организациям, кроме организаций, которым устанавливался норматив вложения средств в государственные  ценные бумаги.

Погашение основной суммы муниципального долга, возникшего из муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета (п. 3 ст. 113 БК РФ). 
В случае выпуска муниципальных ценных бумаг, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, находящееся в муниципальной собственности, в соответствии с условиями эмиссии исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществляться путем передачи в собственность владельцев этих муниципальных ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением выпуска указанных муниципальных ценных бумаг [1, 3, с. 194]. 
При исполнении обязательств по муниципальным ценным бумагам, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, путем передачи кредиторам указанного имущества размер муниципального долга уменьшается на величину основного долга по погашаемым таким образом обязательствам. Исполнение обязательств по указанным ценным бумагам учитывается в соответствии с п. 2 и 3 настоящей статьи (п. 14 ст. 113 БК РФ). 
Действие п. 1 - 4 настоящей статьи не распространяется на случаи предоставления муниципальных гарантий. 
Предоставление муниципальных гарантий учитывается в составе муниципального долга в порядке, определенном ст. 116 и 117 БК РФ (п. 5 ст. 113 БК РФ).

Информация о работе Муниципальный долг