Муниципальный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:55, доклад

Краткое описание

Согласно ст. 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Файлы: 1 файл

Муниц долг реферат.docx

— 47.44 Кб (Скачать)


 

    1. Содержание и структура муниципального долга

 

Согласно  ст. 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые  обязательства муниципального образования  могут существовать в форме:

  1. кредитных соглашений и договоров;
  2. займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
  3. договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
  4. договоров о представлении муниципальных гарантий.

Долговые  обязательства муниципального образования  не могут существовать в иных формах (п.3 ст.100 БК РФ).

Муниципальный долг складывается из:

  • основной номинальной суммы долга по муниципальным ценным бумагам;
  • объема основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
  • объема основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием (п. 4 ст. 100 БК РФ). [Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 24.07.2008г №161-ФЗ)].

Органы  местного самоуправления используют все  полномочия по формированию доходов  местного бюджета для погашения  своих долговых обязательств и обслуживанию долга (п.5 ст. 100 БК РФ). Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет (п.6 ст.100 БК РФ). Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (п.3 ст. 101 БК РФ).

Российская Федерация  не несет ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией (п. 1 ст. 102 БК РФ). 
Муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации (п. 2 ст. 102 БК РФ). 
Муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение муниципальных долговых обязательств (п. 1 ст. 104 БК РФ). 
От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (п. 4 ст. 104 БК РФ). [Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 24.07.2008г №161-ФЗ)].

 

 

    1. Внутренние заимствования муниципальных образований 

 

Под реструктуризацией долга в целях  Бюджетного Кодекса РФ понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (п.1 ст.105 БК РФ). Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга (п.2 ст.105 БК РФ). Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств (п.3 ст.105 БК РФ).

Правовым  актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной  финансовый год должен быть установлен верхний предел муниципального долга  с указанием, в том числе предельного объема обязательств по муниципальным гарантиям (п. 1 ст. 107 БК РФ).

Предельный  объем муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации  (п. 2 ст. 107 БК РФ). Программа внутренних заимствований муниципальных образований представляет собой перечень внутренних муниципальных образований на очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем заимствований, направленных на покрытие дефицита бюджета и погашение муниципальных долговых обязательств. [Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 24.07.2008г №161-ФЗ)].

В случае выпуска долговых обязательств муниципальных  образований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного  имущества программа внутренних муниципальных образований должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в валюте Российской Федерации, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования (п. 1 ст. 110 БК РФ).

Программа внутренних заимствований муниципальных  образований представляется федеральным  органом исполнительной власти, органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующему законодательному (представительному) органу в виде приложения к проекту закона (решения) о бюджете  на очередной финансовый год (п. 2 ст. 110 БК РФ).

В программу внутренних заимствований муниципальных образований в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке (п. 3 ст. 110 БК РФ).

Осуществление муниципальных  заимствований, а также предоставление муниципальных гарантий иным заемщикам  допускаются только в случае решения  органа местного самоуправления о бюджете  соответствующего уровня на текущий  финансовый год следующих параметров: 
1) привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета, соответствующего ограничениям, установленным ст.92 БК РФ; 
2) предельного размера муниципального долга, соответствующего ограничениям, установленным ст.106 и ст.107 БК РФ; 
3) расходов на обслуживание соответствующего муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, утвержденный законом (решением) о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня (ст.111 БК РФ). [Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 24.07.2008г №161-ФЗ)].

Если  при исполнении местного бюджета  нарушается хотя бы один из параметров, указанных в ст.111 БК РФ, и при этом муниципальное образование в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, принятие этим муниципальным образованием новых долговых обязательств осуществляется только после приведения указанных бюджетных параметров в соответствие с требованиями ст. 111 БК РФ, за исключением заимствований (принятия других долговых обязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения муниципального долга (п.3 ст.112 БК РФ).

Если  при исполнении местного бюджета  нарушается хотя бы один из параметров, указанных в ст. 111 БК РФ, и при  этом муниципальное образование  не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государственной власти субъекта Российской Федерации может применить следующие меры:

1) назначить проверку исполнения местного бюджета; 
2) передать исполнение местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации; 
3) принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 112 БК РФ).

Поступления в бюджет средств от заимствований  и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета (п. 1 ст. 113 БК РФ).

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу  между ценой размещения и ценой  погашения (выкупа) по муниципальным  ценным бумагам, отражаются в бюджете  как расходы на обслуживание муниципального долга. [Соснин А.Е. Моделирование динамики государственного долга России. // Финансы. 2002. №1].

Доходы, полученные от размещения муниципальных  ценных бумаг в сумме, превышающей  номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного  дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся  на уменьшение фактических расходов на обслуживание муниципального долга в текущем году (п. 2 ст. 113 БК РФ). [Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 24.07.2008г №161-ФЗ)].

Погашение основной суммы муниципального долга, возникшего из муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета  путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета (п. 3 ст. 113 БК РФ).

В случае выпуска муниципальных ценных бумаг, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, находящееся в муниципальной  собственности, в соответствии с  условиями эмиссии исполнение обязательств по таким ценным бумагам может  осуществляться путем передачи в  собственность владельцев этих муниципальных  ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением выпуска указанных муниципальных ценных бумаг. [Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ,2002].

При исполнении обязательств по муниципальным  ценным бумагам, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, путем передачи кредиторам указанного имущества размер муниципального долга уменьшается на величину основного  долга по погашаемым таким образом  обязательствам. Исполнение обязательств по указанным ценным бумагам учитывается  в соответствии с п. 2 и 3 настоящей  статьи (п. 14 ст. 113 БК РФ). [Далан Э. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - СПб., 1993.]

Предоставление  муниципальных гарантий учитывается  в составе муниципального долга  в порядке, определенном ст. 116 и 117 БК РФ (п. 5 ст. 113 БК РФ).

 

1.3. Эмиссия муниципальных ценных бумаг

 

Решение об эмиссии муниципальных ценных бумаг принимается органами местного самоуправления в соответствии с  предельными объемами дефицита бюджета  и муниципального долга, установленными в соответствии с настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете, а также  с программой внутренних заимствований. [Далан Э. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - СПб., 1993.]

В решении об эмиссии муниципальных  ценных бумаг отражаются сведения, предусмотренные федеральным законом  об особенностях эмиссии и обращения  муниципальных ценных бумаг (п. 1 ст. 114 БК РФ). 
Условия эмиссии муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации (п. 2 ст. 114 БК РФ). 
Порядок выпуска, обращения и погашения муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг (п. 3 ст. 114 БК РФ). [Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 24.07.2008г №161-ФЗ)].

Ответственность по муниципальным  облигациям. Отличие муниципальных  займов от государственных состоит  в том, что выпуск муниципальных  облигаций обеспечивается муниципальным  имуществом и средствами местного бюджета. Государство не несет ответственности  по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование  не несет ответственности по обязательствам государства. Порядок выпуска муниципальных  облигаций, размещения, обращения, и  распространения их определяется законодательством  РФ. Исполнение обязательств по муниципальным  облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом ОМС о местном бюджете на текущий финансовый год. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения бюджета. [Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ,2002].

 

Раздел 2. ОБСЛУЖИВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА

 

2.1. Муниципальные гарантии

 

Муниципальной гарантией в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично (п. 1 ст. 115 БК РФ).

Письменная  форма муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность) (п. 2 ст. 115 БК РФ).

В муниципальной гарантии должны быть указаны: 
1) сведения о гаранте, включающие его наименование (муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;

2) определение объема обязательств по гарантии. 
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия (п. 3 ст. 115 БК РФ).

Гарантии  предоставляются, как правило, на конкурсной основе (п. 4 ст. 115 БК РФ). Гарант по муниципальной  гарантии несет субсидиарную ответственность  дополнительно к ответственности  должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное муниципальной  гарантией обязательство гаранта  перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. 
Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 115 БК РФ).

Информация о работе Муниципальный долг