Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:55, доклад
Согласно ст. 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Исполнение муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.
Если
платежи в качестве гаранта не
ведут к возникновению
Муниципальные гарантии предоставляются муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении муниципальной гарантии должно быть указано обязательство, которое, ею обеспечивается (п. 1 ст. 117 БК РФ).
Законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов соответствующего бюджета (п. 2 ст. 117 БК РФ).
Общая
сумма предоставленных гарантий
включается в состав муниципального
долга как вид долгового
При
исполнении получателем гарантии своих
обязательств перед третьим лицом
на соответствующую сумму
Соответствующий финансовый орган ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям.
На
основании данных этого учета
представительному органу власти представляется
подробный отчет о выданных гарантиях
по всем получателям указанных
Муниципальные гарантии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления (п. 6 ст. 117 БК РФ). В случае предоставления муниципальной гарантии соответствующий финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя указанной гарантии (п. 7 ст. 117 БК РФ).
Представительный орган может поручить контрольному органу муниципального образования провести проверку финансового состояния получателя муниципальной гарантии (п. 8 ст. 117 БК РФ).
Муниципальные
унитарные предприятия в
В Российской Федерации действует единая
система учета и регистрации государственных
заимствований Российской Федерации.
Муниципальные образования регистрируют
свои заимствования в Министерстве финансов
Российской Федерации (п. 1 ст. 120 БК РФ).
Информация
о долговых обязательствах вносится
соответствующими уполномоченными
органами, указанными в ст. 103 и 104 БК
РФ, в муниципальную долговую книгу
в срок, не превышающий три дня
с момента возникновения
Информация,
внесенная в муниципальную
В муниципальную
долговую книгу вносятся сведения об
объеме долговых обязательств муниципальных
образований (в том числе гарантий),
о дате осуществления заимствований,
формах обеспечения обязательств, об
исполнении указанных обязательств
полностью или частично, а также
другая информация, состав которой
устанавливается
Управление муниципальным долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий и порядок их регулирования органами местного самоуправления по выпуску и размещению долговых обязательств, по организации выплаты доходов по ним, по изменению условий и сроков ранее выпущенных долговых обязательств и их погашению с целью оптимизации объема и условий долга и минимизации расходов на его обслуживание.
В процессе управления муниципальным долгом преследуются следующие цели:
· минимизация расходов на обслуживание долга;
· обеспечение своевременности погашения долговых обязательств;
· обеспечение стабильности рынка долговых обязательств муниципалитета;
· обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы:
· оптимизация объема заимствований;
· оптимизация сроков заимствований;
· оптимизация условий выплат процентов и основного долга.[ Миляков Н.В. Финансы: Учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2004.]
2.2.Муниципальный кредит
Муниципальный кредит - денежные
экономические отношения, в которых
муниципальное образование
Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.
Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:
· муниципальное кредитование - муниципалитет является кредитором;
· муниципальное заимствование - муниципалитет является должником или должником и принципалом;
· муниципальные гарантии - муниципалитет является гарантом.
Гарантия - способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.
Муниципальный кредит выполняет следующие функции:
· распределительная - муниципалитет 1) собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления; 2) осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов;
· регулирующая - муниципалитет 1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов; 2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику;
· стимулирующая - муниципалитет стимулирует развитие экономики с помощью государственных кредитов и инвестиций;
· контрольная - по объему возврата выданных кредитов определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов - эффективность своей финансовой политики.[Миляков Н.В. Финансы: Учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2004.]
Особенность этой формы кредита определяется именно участием в ней государства и муниципальных образований. Они выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. Кроме того, государство является субъектом международных отношений и обладает военной силой, поэтому межгосударственные кредитные отношения обладают своей спецификой. Поэтому в условиях, когда государство или муниципальное образование не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры. В некоторых странах (и в нашей - во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискационный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.
В настоящее время
в России провозглашено равноправие
сторон в отношениях государственного
и муниципального кредита. Государственные
и муниципальные займы
Причем казну составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Совокупность отношений,
в которых государство или
муниципалитет выступают в
Санкционированное кредитование — задолженность образовалась по решению государственных или муниципальных органов (или учреждений).
· Бюджетные кредиты.
· Бюджетные ссуды.
· Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам.
· Государственные кредиты, предоставленные иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
· Отсрочки, рассрочки налоговых платежей, налоговые кредиты.
· Инвестиционные налоговые кредиты.
· Реструктуризированная задолженность по налогам, пеням и штрафам.
· Реструктуризированная задолженность по другим несанкционированным кредитам.
· Дебиторская задолженность бюджетных учреждений.
Несанкционированное кредитование — задолженность образовалась в результате невыполнения обязательств пред государством или муниципалитетом (или бюджетными учреждениями).
· Просроченная задолженность по налогам и сборам в бюджеты и внебюджетные фонды.
· Не погашенные в срок санкционированные кредиты и неустойка по ним.
· Другая задолженность, возникшая из невыполнения договоров и причинения вреда государству или муниципалитету.
· Просроченная дебиторская задолженность бюджетных учреждений.
Бюджетные кредиты — предоставляются государственным и муниципальным унитарным предприятиям, другим юридическим лицам путем зачисления средств на их бюджетные счета в банке (см. Бюджетный кодекс РФ, ст. 76—77).
Заключение
Применение финансового
инжиниринга для
В Российской Федерации небольшим
заемщикам (в первую очередь муниципалитетам),
а также многим субъектам Федерации
сложно привлекать на рынке средства
на длительный срок и на приемлемых
условиях. Для облегчения и удешевления
региональных заимствований обосновывается
необходимость создания специализированного
Агентства по управлению региональным
долгом. Цель создания этого Агентства
- обеспечить возможность выхода на
рынок капитала тем регионам, которые
являются заемщиками с небольшими и
нерегулярными объемами выпуска. Их
объединение позволит сформировать
ликвидный портфель кредитов, снизить
стоимость и увеличить сроки
заимствования, при этом выиграть на
издержках. Такое Агентство должно
стать институтом национального
развития в целях преодоления
неравномерности экономического и
социального положения
В российских условиях такой
финансовый институт может быть представлен
эмиссионно-кредитным
Для обеспечения стабильной
деятельности и формирования высокого
кредитного качества Агентства по управлению
региональным долгом следует создать
значительный объем резервного фонда,
размеры которого целесообразно
установить, ориентируясь на ограничения
бюджетного законодательства в сфере
государственных и
У Агентства должны быть
четко ограничены сфера деятельности
и круг задач: эмиссия долга и
создание финансовой базы для фондирования
местных бюджетных