Муниципальный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:55, доклад

Краткое описание

Согласно ст. 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Файлы: 1 файл

Муниц долг реферат.docx

— 47.44 Кб (Скачать)

Исполнение  муниципальных гарантий подлежит отражению  в составе расходов бюджетов как  предоставление кредитов.

Если  платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных  требований со стороны гаранта к  должнику, не исполнившему обязательство, исполнение муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета (п. 7 ст. 115 БК РФ).

Муниципальные гарантии предоставляются муниципальным  образованиям и юридическим лицам  для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении муниципальной  гарантии должно быть указано обязательство, которое, ею обеспечивается (п. 1 ст. 117 БК РФ).

Законом (решением) о бюджете на очередной  финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых муниципальным  образованиям и юридическим лицам  гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов соответствующего бюджета (п. 2 ст. 117 БК РФ).

Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства (п. 3 ст. 117 БК РФ).

При исполнении получателем гарантии своих  обязательств перед третьим лицом  на соответствующую сумму сокращается  муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета (п. 4 ст. 117 БК РФ).

Соответствующий финансовый орган ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных  гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям.

На  основании данных этого учета  представительному органу власти представляется подробный отчет о выданных гарантиях  по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям (п. 5 ст. 117 БК РФ).

Муниципальные гарантии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления (п. 6 ст. 117 БК РФ). В случае предоставления муниципальной гарантии соответствующий финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя указанной гарантии (п. 7 ст. 117 БК РФ).

Представительный  орган может поручить контрольному органу муниципального образования  провести проверку финансового состояния  получателя муниципальной гарантии (п. 8 ст. 117 БК РФ).

Муниципальные унитарные предприятия в обязательном порядке регистрируют свои заимствования  у третьих лиц в соответствующем  финансовом органе (п. 2 ст. 118 БК РФ). Орган, исполняющий бюджет, ведет реестр задолженности муниципальных унитарных  предприятий (п. 3 ст. 118 БК РФ). Обслуживание муниципального долга производится в соответствии правовыми актами органов местного самоуправления (п. 6 ст. 119 БК РФ). 
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов Российской Федерации (п. 1 ст. 120 БК РФ).

Информация  о долговых обязательствах вносится соответствующими уполномоченными  органами, указанными в ст. 103 и 104 БК РФ, в муниципальную долговую книгу  в срок, не превышающий три дня  с момента возникновения соответствующего обязательства (п. 1 ст. 121 БК РФ).

Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта Российской Федерации, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную  долговую книгу Российской Федерации, в порядке и сроки, которые  установлены этим органом (п. 2 ст. 121 БК РФ).

В муниципальную  долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальных  образований (в том числе гарантий), о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также  другая информация, состав которой  устанавливается представительным органом местного самоуправления (п. 5 ст. 121 БК РФ).

Управление муниципальным  долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий и порядок  их регулирования органами местного самоуправления по выпуску и размещению долговых обязательств, по организации выплаты доходов по ним, по изменению условий и сроков ранее выпущенных долговых обязательств и их погашению с целью оптимизации объема и условий долга и минимизации расходов на его обслуживание.

В процессе управления муниципальным  долгом преследуются следующие цели:

·  минимизация расходов на обслуживание долга;

·  обеспечение своевременности погашения долговых обязательств;

·  обеспечение стабильности рынка долговых обязательств муниципалитета;

·  обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы:

·  оптимизация объема заимствований;

·  оптимизация сроков заимствований;

·  оптимизация условий выплат процентов и основного долга.[ Миляков Н.В. Финансы: Учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2004.]

2.2.Муниципальный кредит

Муниципальный кредит - денежные экономические отношения, в которых  муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию). [Миляков Н.В. Финансы: Учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2004.]

Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические  и физические лица (резиденты и  нерезиденты), муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные  государства или международные  организации.

Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:

·  муниципальное кредитование - муниципалитет является кредитором;

·  муниципальное заимствование - муниципалитет является должником или должником и принципалом;

·  муниципальные гарантии - муниципалитет является гарантом.

Гарантия - способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

Муниципальный кредит выполняет  следующие функции:

·  распределительная - муниципалитет 1) собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления; 2) осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов;

·  регулирующая - муниципалитет 1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов; 2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику;

·  стимулирующая  - муниципалитет стимулирует развитие экономики с помощью государственных кредитов и инвестиций;

·  контрольная  - по объему возврата выданных кредитов определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов - эффективность своей финансовой политики.[Миляков Н.В. Финансы: Учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2004.]

Особенность этой формы кредита определяется именно участием в ней государства и  муниципальных образований. Они  выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. Кроме того, государство является субъектом международных отношений и обладает военной силой, поэтому межгосударственные кредитные отношения обладают своей спецификой. Поэтому в условиях, когда государство или муниципальное образование не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры. В некоторых странах (и в нашей - во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискационный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.

В настоящее время  в России провозглашено равноправие  сторон в отношениях государственного и муниципального кредита. Государственные  и муниципальные займы размещаются  только на добровольных началах, в случае невыполнения обязательств у кредиторов есть право взыскать средства в судебном порядке за счет государственной  и муниципальной казны. Государство  и муниципалитеты отвечают по своим  обязательствам всем своим имуществом, составляющим государственную или  муниципальную казну.

Причем казну  составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное  имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Совокупность отношений, в которых государство или  муниципалитет выступают в качестве кредитора, можно разделить на несколько  видов.

Санкционированное кредитование — задолженность образовалась по решению государственных или муниципальных органов (или учреждений).

·  Бюджетные кредиты.

·  Бюджетные ссуды.

·  Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам.

·  Государственные кредиты, предоставленные иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

·  Отсрочки, рассрочки налоговых платежей, налоговые кредиты.

·  Инвестиционные налоговые кредиты.

·  Реструктуризированная задолженность по налогам, пеням и штрафам.

·  Реструктуризированная задолженность по другим несанкционированным кредитам.

·  Дебиторская задолженность бюджетных учреждений.

Несанкционированное кредитование — задолженность образовалась в результате невыполнения обязательств пред государством или муниципалитетом (или бюджетными учреждениями).

·  Просроченная задолженность по налогам и сборам в бюджеты и внебюджетные фонды.

·  Не погашенные в срок санкционированные кредиты и неустойка по ним.

·  Другая задолженность, возникшая из невыполнения договоров и причинения вреда государству или муниципалитету.

·  Просроченная дебиторская задолженность бюджетных учреждений.

Бюджетные кредиты — предоставляются государственным и муниципальным унитарным предприятиям, другим юридическим лицам путем зачисления средств на их бюджетные счета в банке (см. Бюджетный кодекс РФ, ст. 76—77).

 

Заключение

 

Применение финансового  инжиниринга для конструирования  заимствований муниципальных облигаций  целесообразно, оправданно и возможно. Однако инновационные процессы идут достаточно медленно, а возможные  инструменты структурирования долговых бумаг используются не в полной мере, что может быть скомпенсировано  в процессе дальнейшего развития рынка. Причинами всего этого  является не только законодательные  ограничения применения тех или  иных форм долговых инструментов рынка  ценных бумаг в настоящее время  в Российской Федерации, но и относительная  дороговизна выпусков для многих регионов при достаточно малых объемах  эмиссии.

В Российской Федерации небольшим  заемщикам (в первую очередь муниципалитетам), а также многим субъектам Федерации  сложно привлекать на рынке средства на длительный срок и на приемлемых условиях. Для облегчения и удешевления  региональных заимствований обосновывается необходимость создания специализированного  Агентства по управлению региональным долгом. Цель создания этого Агентства - обеспечить возможность выхода на рынок капитала тем регионам, которые  являются заемщиками с небольшими и  нерегулярными объемами выпуска. Их объединение позволит сформировать ликвидный портфель кредитов, снизить  стоимость и увеличить сроки  заимствования, при этом выиграть на издержках. Такое Агентство должно стать институтом национального  развития в целях преодоления  неравномерности экономического и  социального положения российских регионов.

В российских условиях такой  финансовый институт может быть представлен  эмиссионно-кредитным государственным  агентством, который имеет особый статус, нацелен на решение специальных  задач и наделен правом эмиссии  облигаций и привлечения средств  для кредитования бюджетных инвестиционных программ, ориентированных на социально-экономическое развитие российских регионов. Отношение Агентства с региональными органами власти должно строиться на основе договоров о сотрудничестве. Необходимо, чтобы его облигации получили статус муниципальных облигаций с соответствующим режимом налогообложения. Агентство превратило бы мелкие муниципальные займы и отдельные короткие банковские кредиты в крупные высоколиквидные и обращающиеся на всероссийском рынке капиталов выпуски облигаций, значительно увеличило бы долю муниципальных эмитентов на рынке облигаций. [Синицкая, Ю.П. Эволюция теорий долговых финансовых инструментов / Ю.П. Синицкая // Философия права. РЮИ МВД РФ. 2007. №1].

Для обеспечения стабильной деятельности и формирования высокого кредитного качества Агентства по управлению региональным долгом следует создать  значительный объем резервного фонда, размеры которого целесообразно  установить, ориентируясь на ограничения  бюджетного законодательства в сфере  государственных и муниципальных  заимствований.

У Агентства должны быть четко ограничены сфера деятельности и круг задач: эмиссия долга и  создание финансовой базы для фондирования местных бюджетных инвестиционных программ; кредитование дефицитов бюджетов и рефинансирование долга исключительно  региональных и местных органов  власти, работающих с таким агентством; управление ликвидностью долгового  портфеля; профессиональное управление долгом.

Информация о работе Муниципальный долг