Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 04:00, курсовая работа
Целью реферативной части работы является анализ основных на-правлений и способов стимулирования экономических преобразований в современной финансовой политике России. Целью расчетной части является анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2009 год, а так же плановых показателей федерального бюджета РФ на период 2010-2011 гг.
Введение 3
1. Стимулирование экономических преобразований в совре-менной финансовой политике России 5
1.1 Основные направления экономических преобразований в со-временной России 5
1.2 Основные направления финансовой политики России
на современном этапе 9
1.3 Новые формы стимулирования экономических преобразова-ний как инструменты финансовой политики России 13
2. Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг. 20
2.1 Анализ исполнения федерального бюджета РФ за 2009 г. 20
2.2 Анализ плановых показателей федерального бюджета РФ на период 2010-2011 гг. 23
Заключение 27
Список литературы 28
современном этапе
Современная финансовая политика России является составной частью ее экономической политики, основные цели, задачи и направления которой разрабатываются органами исполнительной власти во главе с Президентом Российской Федерации и утверждаются соответствующим способом [7]. Региональные и местные органы власти строят свою финансовою политику на основании решений и концепций принятых на федеральном уровне.
Основные направления финансовой политики, а частности бюджетной ее составляющей представлены в «Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах» [5].
Общий, стратегический принцип, сформулированный в данном Послании, – принимать расходные обязательства только при максимальном ожидаемом эффекте, после тщательного всестороннего анализа и оценки эффективности, а главное, при наличии необходимых ресурсов для исполнения данных обязательств [5].
По мнению автора, этот принцип достаточно важен, для достижения целей, которые ставит перед собой государство.
Основных направлений финансовой политики несколько. Вот некоторые из них, которые, по мнению автора, наиболее важны.
Обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемость финансовой политики, как части экономической политики. Для этого необходимо ограничение и последовательное сокращение дефицита федерального бюджета, в частности, сокращение его к 2013 году в два раза по сравнению с уровнем 2009 года [5].
Также планируется сокращение использования доходов полученных от реализации углеводородов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета.
Скоординированность долгосрочного и бюджетного планирования. До момента оглашения вышеуказанного Послания государство никогда не акцентировано внимание на данной проблеме. Зачастую фактически мог существовть огромный разрыв между целями, которые ставились для среднесрочного и долгосрочного развития, и планами по финансированию программ, направленных на достижение обозначенных целей.
Теперь же государство требует объективно оценивать приоритетность конкретных стратегических (а так же среднесрочных) задач и возможность их реализации. Означает это рациональное и подконтрольное на всех этапах реализации определенного проекта использование ресурсов, находящихся в распоряжении государства, что должно положительно отразиться на эффективности бюджетных расходов.
Для практической реализации данного направления требуется и планируется разработать максимально надежные и разумные способы оценки макроэкономических параметров, ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых.
Из
предыдущего направления
С позиции как стратегических, глобальных, так и среднесрочных и краткосрочных целей это говорит о невозможности существования противоречий на разных уровнях бюджетной системы Российской Федерации, наличие которых в принципе не допустимо. Будут достигаться определенные цели, оцениваться работа органов государственной власти и государственных учреждений будет по фактически достигнутым результатам, а не по количеству освоенных ресурсов, то есть не за сам факт существования соответствующего учреждения.
Это очень важное направление для развития российского общества, оно своей целью в конечном итоге ставит повышение качественности оказания государственных услуг и повышение уровня жизни граждан в целом.
Сейчас, когда российская экономика пережила экономический кризис и требуется дальнейшее ее развитие, государство планирует постепенно сворачивать свое участие в экономике, которое было вызвано применением вынужденных антикризисных мер, которые в основном носили экстенсивный характер. Теперь целью ставится развитие экономики интенсивным способом. А значит должна быть разработана и внедрена система инструментов поддержки новых предприятий, предприятий, которые занимаются глубокой переработкой сырья, и предприятий, которые занимаются разработкой и внедрением инноваций [5].
Государство выделило следующие основные направления, в которых должны произойти качественные изменения: энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение [5]. Однако, хотя государство и определило вышеперечисленный круг областей перспективных разработок, оно не собирается подменять собой частные инициативы, а, напротив, собирается всячески поддерживать их. Такая поддержка на государственном уровне будет носить не столько проектный характер (хотя предполагается, в том числе, и участие государственных ресурсов в реализации некоторых конкретных проектов), сколько системный, то есть будет создаваться целостная инновационная среда.
Появления первых положительных результатов по данному направлению планируется достичь посредством разработки и создания особого правового режима осуществления научной и предпринимательской деятельности инновационного центра «Сколково».
Для реализации данного направления планируется увеличить активность приватизации государственного имущества, результатом которой должно быть единовременное увеличение поступлений в бюджет, но, что более важно, положительно это должно положительно повлиять на инвестиционный климат России. Что подразумевает увеличение доли участия иностранного капитала в создании новых и развитии существующих перспективных предприятий.
Таковы
основные направления финансовой политики
России на современном этапе.
1.3
Новые формы стимулирования
Из вышеприведенного рассмотрения основных направлений экономической и финансовой политики стало очевидно, что государство взяло курс на развитие несырьевых, технологичных и наукоемких отраслей [4]. Теперь рассмотрим конкретные формы стимулирования экономических преобразований.
Разработкой конкретных планов и рекомендаций по развитию новых отраслей экономики в России занимается Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами, структурами и организациями.
Ниже представлены некоторые меры, предложенные Минпромторгом России.
Планируется продолжать поддерживать федеральные целевые программы, которые направленные на совершенствование национальной технологической базы и развитие высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности [6].
Государство
будет стимулировать новые
Правительство пытается обеспечить условия, которые бы выравнили бы условия выхода предприятий на международный рынок. Вплоть до проведения двусторонних и многосторонних переговоров на уровне правительств и глав государств, поддержки участников выставочно-ярмарочных мероприятий, а так же способствовать проведению таких мероприятий на территории России.
Для
укрепления и развития производственно-
Во-первых, это инвестирование в рамках осуществления федеральных целевых программ в капитальное строительство [6].
Во-вторых, субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным для технического перевооружения производства. Так, например, в 2010 году средства выделялись [6]:
-
организациям
-
организациям
-
организациям легкой и
-
российским производителям
-
предприятиям и организациям
радиоэлектронной
Из этого списка видно, что государство поддерживает малоразвитые отрасли и отрасли, которые обладают недостаточной конкурентоспособностью на мировом рынке. Однако стоит заметить, что при должном управлении предприятия этих отраслей могут стать самостоятельными, прибыльными и конкурентоспособными.
Еще одним инструментом поддержки производства в России является освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при импорте оборудования, которое не производится на территории Российской Федерации [6]. Важность этого инструмента для развития и модернизации экономики сложно переоценить, так как российское машиностроение и станкостроение находится на еще недостаточном уровне развития для обеспечения потребностей в оборудовании и станках для других отраслей.
Следующие меры поддержки развития экономики будут связаны с поддержкой и продвижением российской продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Защита присутствия российской промышленной продукции на мировых рынках является одной из ключевых задач государства [2]. Достижение данной цели способствует дальнейшему экономическому развитию страны, повышению качества экспортируемой продукции и снижению издержек, которые на данном этапе частично готово взять на себя государство.
Наиболее эффективным инструментом поддержки экспорта является субсидирование российских производителей-экспортеров.
На внутреннем же рынке субсидии выделяются по следующим направлениям [6]:
-
закупка гражданских судов,
-
закупка воздушных судов
-
покупки отечественных
Как видно из вышеприведенных направлений субсидирования, государство помимо стимулирования производства в конкретных отраслях промышленности так же поддерживает развитие лизинговых компаний, что тоже должно положительно сказаться на развитии российской экономики, особенно малого и среднего предпринимательства и новых производств.
Помимо этих программ, которые появились относительно недавно, есть и другие инструменты экономического стимулирования.
Один из таких инструментов – Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, созданное в 1997 году (100% акций принадлежат государству). Можно выделить следующие основные направления деятельности данного агентства [9]:
-
содействие развитию рыночной
инфраструктуры ипотечного
-
разработка, распространение и контроль
над соблюдением единых
-
привлечение средств для
-
создание вторичного рынка
Глобальной целью Агентства по ипотечному жилищному кредитованию является обеспечение доступной ипотеки для населения России. За основу функционирования Агентства была взята двухуровневая модель кредитования, получившая широкое распространение в мире. Данная модель предполагает рефинансирование Агентством выданных банками ипотечных жилищных кредитов с последующим выпуском долговых обязательств, обеспеченных залогом ипотеки. При этом выданные кредиты должны соответствовать стандартам, разрабатываемым и утверждаемым Агентством. Эти стандарты являются едиными для всех банком и регионов, что позволяет унифицировать процедуру предоставления кредитов и требования к качеству кредитных продуктов. Для банков система рефинансирования позволяет заместить долгосрочные ипотечные кредиты ликвидными пассивами и, как следствие, снизить уровень риска и стимулировать дальнейшее кредитование [9].
Информация о работе Механизм поступления доходов в федеральный бюджет