Лекция по "Финансовым отношениям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:20, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекцию по дисциплине "Финансовые отношения"

Файлы: 1 файл

Финансовые правоотношения.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

   Понятие «субъект  финансового права» тесно связано  с понятием «субъект финансового  правоотношения», однако это разные  понятия. Субъект финансового  правоотношения – это тот,  кто участвует в конкретном  финансовом правоотношении и таким образом реализует принадлежащие ему субъективные обязанности и права. Субъект финансового права – это не участник конкретного финансового правоотношения, он не обладает конкретными субъективными финансовыми правами и обязанностями. Субъект финансового права обладает качеством финансовой правосубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения. Понятие «финансовая правосубъектность» включает в себя такие понятия, как «финансовая правоспособность» и «финансовая дееспособность»[1].

   Финансовая правоспособность  – это способность иметь финансовые  права и обязанности, предусмотренные  в законе. Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) – способность  лица самостоятельно либо через  законных представителей приобретать осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию. В большинстве случаев лицо, являющееся финансово дееспособным, одновременно является и финансово деликтоспособным, т.е. способным отвечать за неисполнение финансовых обязанностей и неправомерную реализацию финансовых прав. Поэтому, в сущности, финансовая деликтоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособности. Однако есть ситуации, когда структурные элементы пра­восубъектности распределяются между двумя лицами. Примером является ст. 50 НК РФ, устанавливающая режим исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица. Из анализа этой статьи следует; что при реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику. Примером является и физическое лицо. Например, малолетний обладает финансовой правоспособностью с момента рождения. Однако в ситуациях возникновения финансового правоотношения недостающая у малолетнего финан­совая дееспособность (до достижения 16 лет) реализуется через его законного представителя.

   Различие между  правоспособностью и дееспособностью  важно для характеристики финансовой  правосубъектности физических лиц  как субъектов финансового права, так как способность приобретать финансовые права и исполнять финансовые обязанности возникает у физических лиц лишь по достижении определенного возраста. В связи с этим, будучи финансово правоспособными, они до достижения определенного возраста не являются финансово дееспособными.

   У таких субъектов  финансового права, как государственные  органы, организации (предприятия,  бюджетные учреждения) правосубъектность  представляет собой правоспособность  и дееспособность одновременно, т.е. «праводееспособность». Её пределы у организаций определены их финансовыми правами и обязанностями, а у государственных органов – компетенцией в области финансовой деятельности, установленной в законодательстве.

   Субъекты финансового  права весьма многообразны. Они подразделяются на три группы:

1) общественно-территориальные  образования; 

2) коллективные субъекты;

3) индивидуальные субъекты.

   К общественно-территориальным  образованиям относятся Российская  Федерация в целом и ее субъекты (государство), а также муниципальные образования.

   К коллективным  субъектам – органы государственной  власти, организации.

   Индивидуальными  субъектами финансового права  являются физические лица и  иногда должностные лица.

   Российская Федерация  и ее субъекты преобладают в ряду субъектов финансового права. Российская Федерация в целом и ее субъекты представляют собой государство. Поэтому общие характеристики этих субъектов в качестве субъектов финансового права в значительной мере производны от характеристик государства, которое можно рассматривать как обобщенный субъект финансового права.

   Государство (Российская  Федерация в целом и субъекты  РФ) является субъектом финансового  права, обладая компетенцией в  области финансовой деятельности, которая закреплена в Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ и других нормативных правовых актах[2].

   Компетенция государства  в области финансовой деятельности  выражается чаще всего в его  суверенных правах в этой области, к которым, в частности, относятся: право на установление налогов, утверждение бюджетов (федерального и субъектов Федерации) и др. Следовательно, государство, будучи субъектом финансового права, чаще всего выступает как властвующий субъект, т.е. суверен. Однако одновременно государство часто выступает в качестве государства-собственника, т.е. казны. Это обусловлено тем, что суверенные права государства в области финансовой деятельности затрагивают, прежде всего, бюджет, государственные внебюджетные фонды, которые являются составной частью казны. Казна же в соответствии со ст. 214 ГК РФ есть государственная собственность.

   К числу суверенных  прав Российской Федерации относятся,  прежде всего, ее материальные  бюджетные права. Это следует  из ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет, а также из ряда статей БК РФ, раскрывающих права Российской Федерации на федеральный бюджет.

 

   К материальным  бюджетным правам Российской  Федерации относятся:

а) право на собственный бюджет;

б) право на получение  бюджетных доходов и включение  их в данный бюджет;

в) право на использование  бюджетных средств;

г) право на распределение  бюджетных доходов между бюджетами  данной территории;

д) право на образование  и использование в рамках бюджета  целевых или резервных фондов.

   Эти права зафиксированы  в ст. 49, 54, 84, 133, 134, 135 и других ст. БК РФ. Суверенные права Российской  Федерации на собственный бюджет  есть одновременно и право  государственной собственности,  ибо согласно абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета составляют государственную казну.

   Исходя из этого  Российская Федерация, являясь  субъектом материальных бюджетных  прав, выступает одновременно как  государство-суверен и государство-казна.

   Российская Федерация в целом является субъектом финансового права в отношении права денежной эмиссии. Денежная эмиссии, согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ является суверенным правом РФ. Кроме того, денежная эмиссия является составной частью финансовой дея­тельности государства, ибо последняя опирается на денежную систему[3].

   Субъектом финансового  права является не только Российская  Федерация, т.е. государство в  целом, но и государство в  своих частях, т.е. субъекты РФ, которые также наделены компетенцией  в сфере финансовой деятельности государства, также реализуют суверенные права государства в этой сфере и за которыми, согласно ст. 214 ГК РФ, закреплено право государственной собственности на бюджетные средства. Аналогично федеральному уровню, субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении материальных бюджетных прав, а также прав на рассмотрение и утверждение бюджета. Кроме того, субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении прав на получение финансовой помощи из федерального бюджета (ст. 135 БК РФ). Она может выражаться в форме предоставления дотаций, субвенций, субсидий, бюджетных кредитов. Наконец, субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении прав на установление региональных налогов и сборов, а также ряда прав в сфере государственного кредита, аналогичных правам Российской Федерации. Такой вывод явно следует из конституций и уставов субъектов РФ, а также иного финансового законодательства. Так, в конституциях и уставах субъектов РФ закрепляется право субъектов РФ на собственный бюджет; в конституциях и уставах субъектов РФ, а также в ст. 12 НК РФ закрепляется право субъектов РФ на установление региональных налогов и сборов. Кроме того, в соответствии со ст. 99 БК РФ субъекты РФ имеют право на выпуск долговых обязательств, которые обеспечиваются казной субъекта РФ.

   Российская Федерация  и субъекты РФ, являясь субъектами  финансового права, вступают в  конкретные финансовые правоотношения. В этом случае они становятся  субъектами этих финансовых правоотношений  и выступают в лице уполномоченных государственных органов.

   Помимо Российской  Федерации и субъектов РФ в  качестве субъектов финансового  права в классификационный ряд  «общественно-территориальные образования»  включаются муниципальные образования.

   Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальное образование является субъектом финансового права в отношении: прав формирования и исполнения местного бюджета; установления местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов, а также взаимосвязанных с этими правами обязанностей и прав (ст. 5, 8 и 15).

   Кроме того, согласно  ст. 139 БК РФ, а также упомянутому  выше Федеральному закону из  бюджета субъекта РФ местному  бюджету выделяются:

а) средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

б) субвенции и иные формы помощи, предусмотренные бюджетным  законодательством субъекта РФ.

   Во всех вышеперечисленных  случаях муниципальные образования  (т.е. население), являясь субъектом  финансового права, выступают в финансовых правоотношениях в лице представительных и соответствующих исполнительных органов местного самоуправления[4].

   К физическим  лицам как субъектам налогового  права относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица  без гражданства, а также индивидуальные предприниматели (ст.11 НК РФ).

   Финансовая правосубъектность  физического лица определяется  его правоспособностью и дееспособностью.  Сущность финансовой правоспособности  физического лица состоит в  государственной воле, т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит – вводит его в сферу отношений, регулируемых правом в качестве активной единицы, т.е. такой, которая способна иметь юридические права и обязанности в отношении определенных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания.

   Если сущность  правоспособности физического лица  составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством. Финансовая правоспособность физического лица характеризуется, прежде всего, через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных связываний.

   Содержание финансовой  правоспособности физического лица  раскрывается и через его права,  закрепленные в законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.

   Обязанности и  права физического лица, через  которые раскрывается его финансовая  правоспособность, зафиксированы, в  частности, в ст. 21, 23 и 24 НК РФ.

   Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.

   Финансовая дееспособность  физического лица выполняет две  основные функции: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.

   Дееспособность  физического лица во всех отраслях  права наступает по достижении  определенного возраста.

   В финансовом  праве возраст наступления финансовой дееспособности физического лица не определен. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица – 16 лет. Учитывая, что деликтоспособность является составляющей дееспособности, можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом у физического лица возникает с 16 лет[5].

   Физические лица  как субъекты налогового права  выступают, прежде всего, в  качестве налогоплательщиков. Такой  вывод следует из ст. 19 НК РФ, установившей, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

   Физические лица  в соответствии с действующим  законодательством являются плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, акцизов, налога на добавленную стоимость и т.д.

   Физические лица  являются субъектами налогового  права, выступая и в качестве  налоговых агентов (ст. 24 НК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности, предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды – сумму единого социального налога.

Информация о работе Лекция по "Финансовым отношениям"