«Финансовые правоотношения»
Вопрос 1. Особенности и виды финансовых
правоотношений
Понятие финансовых правоотношений и
их особенности
В сфере финансовой деятельности
государства и местного самоуправления
складываются различные и многообразные
социальные взаимоотношения. Среди
них финансовые отношения содержат в себе
наиболее общие признаки движения (распределения,
перераспределения) и соотношения между
собой финансовых средств различных уровней.
В результате правовой
регламентации финансовых отношений
государство придает им юридическую формализованность
и финансовые отношения приобретают новое
качество и особый вид — становятся правовыми.
Вне правовых отношений
финансовая деятельность неосуществима.
Только при взаимосвязанных юридических
правах и обязанностях, реализация
которых гарантируется мерами государственного
принуждения, может быть обеспечено получение
государством и органами местного самоуправления
запланированных доходов, их распределение
и использование соответственно намеченным
планам и программам.
Финансовые отношения обусловлены
фактом существования государства,
поэтому внешне выражаются в
тех формах, которые им определяет
государство. В финансовой сфере
государство посредством права
устанавливает виды доходов бюджетов,
порядок установления и взимания налогов,
определяет способы использования валютных
ценностей и т. д.
Само государство (или
муниципальное образование) в
интересах общества осуществляет
финансовую деятельность: организует
поступление денежных средств
в различные государственные (муниципальные)
денежные фонды, распределяет и использует
их на социально-экономические программы
и другие общественно необходимые потребности.
При этом государственные органы наделены
властными полномочиями: они вправе издавать
предписания, обязательные для исполнения
другими участниками финансовых правоотношений
— предприятиями, организациями, учреждениями,
гражданами. Такого рода предписания могут
быть адресованы также другим государственным
органам согласно подчиненности и подконтрольности.
Однако государственные органы, выступая
в финансовых правоотношениях от имени
государства, имеют не только право властных
предписаний, но и обязанности, связанные
с правами других участников финансовых
правоотношений. Аналогично взаимодействуют
с участниками финансовых правоотношений
и органы местного самоуправления. Права
всех участников финансовых правоотношений
находятся под защитой государства, реализация
их, как и выполнение финансовых обязанностей,
обеспечивается его принудительной силой.
В процессе финансовой деятельности
государства и местного самоуправления
складываются и такие отношения, которые
не требуют правового регулирования (например,
аналитический учет, подготовительные
расчеты проектов бюджетов и т. п.). Однако
названная категория финансовых отношений
не определяет сущности финансовой деятельности
государства и местного самоуправления,
поэтому именно финансовые правоотношения
необходимы для осуществления целей в
области аккумулирования, распределения
и использования публичных финансов.
Финансовые правоотношения
— своеобразный синтез правовых
и экономических материй, являясь
как бы экономико-правовой категорией.
На экономическую природу финансовых
правоотношений обращал внимание
Е. А. Ровинский, отмечая, что
«важнейшая особенность финансовых
правоотношений заключается в том, что
они являются юридической формой выражения
и закрепления финансовых отношений, которые
сами, в свою очередь, являются формой
определенных экономических отношений».
В финансовой деятельности государства
и муниципальных образований разновидностью
экономических отношений являются отношения
по аккумулированию доходных источников
в бюджеты, по поводу бюджетного финансирования,
отношения в сфере межбюджетного субсидирования
и т. п. Развитие федеративных отношений
и становление института местного самоуправления
обусловливают активное использование
имеющихся финансовых инструментов и
развитие новых механизмов финансовой
деятельности. Следовательно, финансовые
правоотношения охватывают совокупность
денежных отношений, связанных с аккумулированием, распределением и
использованием централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств государства
или муниципальных образований в целях
материального обеспечения задач и функций
конкретной территории.
Таким образом, финансовые
правоотношения — это экономико-правовые
общественные отношения, урегулированные
нормами финансового права, имеющие властно-имущественный
характер и выражающие публичные интересы.
Признаки финансовых
правоотношений
Финансовое правоотношение
представляет собой разновидность
правовых отношений, поэтому оно обладает
общими признаками любого правоотношения,
но имеет и характерные особенности.
Общие признаки финансовых
правоотношений:
= возникают, изменяются или
прекращаются только на основе
правовых норм;
= индивидуально определены
участники каждого конкретного
правоотношения;
= связь между участниками
правоотношения выражается через
их субъективные права и юридические
обязанности;
= носят волевой характер;
= охраняются государством.
Специфические признаки
финансовых отношений вытекают
из особой сферы их возникновения
- финансовой деятельности государства
и муниципальных образований:
во-первых, они возникают и
функционируют в процессе планового
аккумулирования, распределения
и использования государственных
или муниципальных денежных фондов;
во-вторых, являются разновидностью
имущественных отношений, носящих
публичный характер. В ходе осуществления
финансовой деятельности возникают
и процессуальные (организационные)
правоотношения, но они имеют вторичный
(производный) характер, т.к. обеспечивают
движение финансовых ресурсов государства
и муниципальных образований;
в-третьих, требуют обязательного
участия государства или муниципального
образования в лице компетентных
органов или должностных лиц;
в-четвертых, большинство
финансовых правоотношений построены
по схеме «власть — подчинение»;
в-пятых, юридическая ответственность
недобросовестного участника финансового
правоотношения наступает не
перед второй стороной, как в
большинстве других отраслей права,
а непосредственно перед государством.
Определяющим признаком
при отграничении финансового
правоотношения от смежных правоотношений
(например, административных, гражданских,
конституционных) является их
возникновение в сфере финансовой
деятельности государства и муниципальных
образований и урегулирование нормами
права.
Финансовые правоотношения
отличаются тем, что они:
1) возникают в процессе
финансовой деятельности государства;
2) одним из субъектов в
этих правоотношениях всегда является
управомоченный орган государства (финансовый
орган, кредитное учреждение) или высший,
а также местный орган государственной
власти;
3) они почти всегда возникают
по поводу денег — денежного
платежа в доход государства,
государственного расхода и т.п.
Эти три отличительные
черты в совокупности выделяют
финансовые правоотношения среди
других видов правоотношений. Например,
административные штрафы налагаются
определенным органом государства
и являются денежными, но они
не возникают из финансовой деятельности
государства и имеют цель не формирование
фондов денежных средств, а наказание
правонарушителей, поэтому данные отношения
регулируются не финансовым, а административным
правом.
В финансовых правоотношениях,
как правило, отчетливо выступают
два правовых элемента: государственно-властный
(организационный) и имущественный.
Финансовая деятельность
основывается на государственных
актах. Мобилизация и расходование
государством денежных средств
представляет собой деятельность
материального, имущественного характера.
Поэтому финансовые правоотношения являются
властно-имущественными отношениями.
Властно-имущественный характер
типичен и для определенных
административных правоотношений (конфискация
и реквизиция, административные
денежные штрафы, переход в муниципальную
собственность бесхозяйного имущества).
Но эти правоотношения возникают, изменяются
и прекращаются в процессе управленческой
деятельности государства, не связанной
непосредственно с организацией финансовой
деятельности, с поступлением денежных
средств в доход государства.
Вопрос 2. Виды финансовых
правоотношений
Многообразие финансовых
правоотношений предполагает разнообразные
способы их классификации. Лучшему
представлению о финансовых правоотношениях,
пониманию их содержания и особенностей
помогает их классификация по разным основаниям:
по кругу участников, по способам государственной
защиты, по длительности и др.
По своему материальному
содержанию финансовые правоотношения
группируются по следующим видам:
1) бюджетные;
2) налоговые;
3) в области страхования;
4) кредита (государственного
и банковского);
5) расчетов, регулируемых финансовым
правом:
6) финансовые правоотношения
по поводу регулирования денежного
обращения и валютного регулирования;
7) контрольные.
По способу реализации
прав финансовые правоотношения
подразделяются на регулятивные
и охранительные.
Регулятивные - основаны на
правомерных действиях участников
финансовых правоотношений, составляют
основу соблюдения финансовой
дисциплины и наиболее часто используются
субъектами финансового права в процессе
аккумулирования, распределения и использования
государственных (муниципальных) денежных
фондов. С помощью этого вида финансовых
правоотношений обеспечивается реализация
регулирующей функции права.
Охранительные - возникают
вследствие совершения правонарушения
и означают правовую связь
между государством (муниципальным
образованием) в лице компетентного
органа или должностного лица
и правонарушителем в процессе
выявления факта финансового правонарушения,
а также применения к нарушителю финансово-правовых
санкций. Через действие охранительных
финансовых правоотношений реализуется
охранительная функция права.
В зависимости от структуры
финансовой системы России финансовые
правоотношения подразделяются на: бюджетные;
внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся
в сфере финансовой деятельности предприятий.
По характеру финансово-правовых
норм, лежащих в основе финансовых
правоотношений, последние бывают
материальными и процессуальными. В материальных финансовых
правоотношениях реализуются права и
обязанности субъектов по получению, распределению
и использованию определенных финансовых
ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены
в конкретном размере или определенном
виде доходов и расходов. Основное содержание
субъективных материальных финансовых
прав и обязанностей заключается в возможности
или необходимости получения, уплаты,
распределения, расходования, перераспределения,
изъятия и т. п. этих конкретно определенных
объемов финансовых средств. В результате
реализации данных прав и обязанностей
в конечном итоге регулярно образуются
и используются государственные и муниципальные
денежные фонды.
В процессуальных
финансовых правоотношениях выражается
юридическая форма, в которой происходит получение
государством или органами местного самоуправления
в свое распоряжение финансовых ресурсов,
их распределение и использование. Поэтому
процессуальные субъективные права и
обязанности (полномочия) направлены на
использование определенной юридической
формы и порядка финансовой деятельности.
Например, на стадии составления проекта
бюджета к ним относятся обязанность Правительства
РФ представить в установленный срок Государственной
Думе проект федерального бюджета по определенному
перечню показателей. Процессуальные
финансовые правоотношения осуществляются
путем использования установленных форм
и видов актов государственных органов
и органов местного самоуправления, соблюдения
определенной последовательности и сроков
тех или иных действий.
Между процессуальными
и материальными финансовыми
правоотношениями существует неразрывная
связь. Процессуальные финансовые
правоотношения имеют значение
именно как форма реализации
материальных прав и обязанностей
в области финансов. По словам К. Маркса, «форма лишена всякой ценности,
если она не есть форма содержания». Вместе
с тем правильно избранная процессуальная
форма способствует наилучшему осуществлению
материальных прав и обязанностей в области
финансов, поскольку не только содержание,
но и формы существенны. Поэтому одним
из важных факторов повышения уровня финансовой
деятельности государства и органов местного
самоуправления является совершенствование
процессуальной стороны этой деятельности.