Лекция по "Финансовым отношениям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:20, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекцию по дисциплине "Финансовые отношения"

Файлы: 1 файл

Финансовые правоотношения.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

«Финансовые правоотношения»

Вопрос 1. Особенности и виды финансовых правоотношений

Понятие финансовых правоотношений и  их особенности

   В сфере финансовой деятельности  государства и местного самоуправления  складываются различные и многообразные  социальные взаимоотношения. Среди них финансовые отношения содержат в себе наиболее общие признаки движения (распределения, перераспределения) и соотношения между собой финансовых средств различных уровней.

   В результате правовой  регламентации финансовых отношений государство придает им юридическую формализованность и финансовые отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся право­выми.

   Вне правовых отношений  финансовая деятельность неосуществима.  Только при взаимосвязанных юридических  правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.

   Финансовые отношения обусловлены  фактом существования государства,  поэтому внешне выражаются в  тех формах, которые им определяет  государство. В финансовой сфере  государство посредством права  устанавливает виды доходов бюджетов, порядок установления и взимания налогов, определяет способы использования валютных ценностей и т. д.

   Само государство (или  муниципальное образование) в  интересах общества осуществляет  финансовую деятельность: организует  по­ступление денежных средств  в различные государственные (муни­ципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений — предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

   В процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются и такие отношения, которые не требуют правового регулирования (например, аналитический учет, подготовительные расчеты проектов бюджетов и т. п.). Однако названная категория финансовых отношений не определяет сущности финансовой деятельности государства и местного самоуправления, поэтому именно финансовые правоотношения необходимы для осуществления целей в области аккумулирования, распределения и использования публичных финансов.

  Финансовые правоотношения  — своеобразный синтез правовых  и экономических материй, являясь  как бы экономико-правовой категорией. На экономическую природу финансовых  правоотношений обращал внимание  Е. А. Ровинский, отмечая, что  «важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений». В финансовой деятельности государства и муниципальных образований разновидностью экономических отношений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирования, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т. п. Развитие федеративных отношений и становление института местного самоуправления обусловливают активное использова­ние имеющихся финансовых инструментов и развитие новых механизмов финансовой деятельности. Следовательно, финансовые правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях материального обеспечения задач и функций конкретной территории.

   Таким образом, финансовые правоотношения — это экономико-правовые общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.

Признаки финансовых правоотношений

   Финансовое правоотношение  представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения, но имеет и характерные особенности.

   Общие признаки финансовых  правоотношений:

  = возникают, изменяются или  прекращаются только на основе  правовых норм;

  = индивидуально определены  участники каждого конкретного  правоотношения;

  = связь между участниками  правоотношения выражается через  их субъективные права и юридические  обязанности; 

  = носят волевой характер;

  = охраняются государством.

   Специфические признаки  финансовых отношений вытекают  из особой сферы их возникновения  - финансовой деятельности государства  и муниципальных образований:

  во-первых, они возникают и  функционируют в процессе планового  аккумулирования, распределения  и использования государственных или муниципальных денежных фондов;

  во-вторых, являются разновидностью  имущественных отношений, носящих  публичный характер. В ходе осуществления  финансовой деятельности возникают  и процессуальные (организационные)  правоотношения, но они имеют вторичный (производный) характер, т.к. обеспечивают движение финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

   в-третьих, требуют обязательного  участия государства или муниципального  образования в лице компетентных  органов или должностных лиц;

   в-четвертых, большинство  финансовых правоотношений построены  по схеме «власть — подчинение»;

  в-пятых, юридическая ответственность  недобросовестного участника финансового  правоотношения наступает не  перед второй стороной, как в  большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

   Определяющим признаком  при отграничении финансового  правоотношения от смежных правоотношений (например, ад­министративных, гражданских,  конституционных) является их  возникновение в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований и урегулирование нормами права.

   Финансовые правоотношения  отличаются тем, что они: 

   1) возникают в процессе  финансовой деятельности государства; 

  2) одним из субъектов в  этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;

  3) они почти всегда возникают  по поводу денег — денежного  платежа в доход государства,  государственного расхода и т.п.

   Эти три отличительные  черты в совокупности выделяют  финансовые правоотношения среди  других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются  определенным органом государства  и являются денежными, но они  не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

   В финансовых правоотношениях,  как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.

   Финансовая деятельность  основывается на государственных  актах. Мобилизация и расходование  государством денежных средств  представляет собой деятельность  материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

   Властно-имущественный характер  типичен и для определенных  административных правоотношений (конфискация  и реквизиция, административные  денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Но эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Виды финансовых правоотношений

   Многообразие финансовых  правоотношений предполагает разнообразные  способы их классификации. Лучшему  представлению о финансовых правоотношениях,  пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по способам го­сударственной защиты, по длительности и др.

   По своему материальному  содержанию финансовые правоотношения  группируются по следующим видам:

  1) бюджетные; 

  2) налоговые; 

  3) в области страхования; 

  4) кредита (государственного  и банковского);

  5) расчетов, регулируемых финансовым  правом:

  6) финансовые правоотношения  по поводу регулирования денежного  обращения и валютного регулирования;

  7) контрольные.

   По способу реализации  прав финансовые правоотношения  подразделяются на регулятивные  и охранительные. 

   Регулятивные - основаны на  правомерных действиях участников  финансовых правоотношений, составляют  основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования госу­дарственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

   Охранительные - возникают  вследствие совершения правонарушения  и означают правовую связь  между государством (муниципальным  образованием) в лице компетентного  органа или должностного лица  и правонарушителем в процессе  выявления факта финансового правонаруше­ния, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

   В зависимости от структуры  финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

   По характеру финансово-правовых  норм, лежащих в основе финансовых  правоотношений, последние бывают  материальными и процессуальными. В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

   В процессуальных  финансовых правоотношениях выражается  юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

  Между процессуальными  и материальными финансовыми  пра­воотношениями существует неразрывная  связь. Процессуальные финансовые  правоотношения имеют значение  именно как форма реализации  материальных прав и обязанностей  в области финансов. По словам К. Маркса, «форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания». Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов, поскольку не только содержание, но и формы существенны. Поэтому одним из важных факторов повышения уровня финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности.

Информация о работе Лекция по "Финансовым отношениям"