Финансовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:15, реферат

Краткое описание

Финансы - неотъемлемый элемент общественного производства, на всех уровнях хозяйствования. Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде денежных ресурсов у разных участников общественного производства. Важнейшие признаки финансов: финансы имеют денежную форму, финансовые отношения являются в своей основе распределительными, и финансы проявляются в движении денежных фондов различного целевого направления. Необходимость финансов обусловлена товарно-денежными отношениями, существованием закона стоимости и распределением благ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………………………….……3
1. Значение финансовых отношений…………………………………………….………4
1.1. Финансы - стоимостная категория………………………………………..…….4
1.2. Сущность финансов….........................................................................................5
1.3 Финансовые отношения и финансовая система в условиях
рыночной экономики…………………………………………………………………7
2. Механизм финансовых отношений………………………………………………….13
2.1 Понятие финансового механизма. Его структура и направления
совершенствования……………………………………………………………….…13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….………15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………....16

Файлы: 1 файл

Государственные финансы.docx

— 33.03 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………………………….……3 
1. Значение финансовых отношений…………………………………………….………
      1.1. Финансы - стоимостная категория………………………………………..…….
      1.2. Сущность финансов….........................................................................................5

      1.3 Финансовые отношения и финансовая система в условиях

      рыночной экономики…………………………………………………………………7

2. Механизм  финансовых отношений………………………………………………….13

      2.1 Понятие финансового механизма. Его структура и направления            

      совершенствования……………………………………………………………….…13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….………15

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………....16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 
     Финансы - неотъемлемый элемент общественного производства, на всех уровнях хозяйствования. Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде денежных ресурсов у разных участников общественного производства. Важнейшие признаки финансов: финансы имеют денежную форму, финансовые отношения являются в своей основе распределительными, и финансы проявляются в движении денежных фондов различного целевого направления. Необходимость финансов обусловлена товарно-денежными отношениями, существованием закона стоимости и распределением благ. Взаимодействие финансов с другими экономическими категориями требует согласованного, взаимоувязанного подхода к их использованию в практике управления расширенным воспроизводством, в контроле за ходом его осуществления и в стимулировании его эффективности. Финансы взаимосвязаны с такими экономическими категориями как цена, заработная плата, кредит, прибыль, страхование и др. Совокупность   финансовых отношений, присущих им форм проявления, фондов денежных средств и аппарата управления составляет финансовую систему. Финансовая система представлена финансами предприятий сферы материального производства, общегосударственными финансами . 
 
 
 
 
 
 

1.Значение  финансовых отношений 
1.1 Финансы - стоимостная категория 

     Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы. 
Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения денег у разных участников общественного производства, и представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов и платежей. Стоимость как категория, первична по отношению к финансам. Последние раскрывают движение стоимости в товарно-денежных отношениях. 
     Интерес представляет термин “финансы”, от латинского “finis” - конец (финиш), окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме между населением и государством). Позже термин трансформировался в “financia”, применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов. Как видно из определения, финансы проявляются через денежный платеж, когда один участник, например, товаропроизводитель, признанный в обществе, получает денежный доход при реализации товара (услуг), то есть стоимость реализована. Другой участник, потребитель, признавая стоимость, посредством денег оплачивает каждую сделку, операцию на товарном рынке. Государство как субъект экономических отношений также заинтересовано в сохранении и приумножении стоимости в обществе для последующего перераспределения созданной стоимости в виде национального дохода. 
      Финансы связаны с денежными операциями. Вместе с тем не все денежные операции, сделки относятся к финансовой, поскольку деньги опосредуют движение всей стоимости общественного продукта, которое осуществляется при помощи разных экономических категорий - цены, оплаты труда, финансов, кредита. Денежный характер финансов подчеркивает форму их осуществления и их принадлежность к стоимостным экономическим категориям. Отсюда важным признаком финансов является денежный характер финансовых отношений. Деньги выступают обязательным условием и основой существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная

существованием  первых. Экономические законы общества выступают базой для развития финансов. К примеру, закон стоимости проявляет характер финансов в обществе и выступает основополагающим при осмыслении финансов, как экономической категории. Финансы, как стоимостная категория, имеет свои признаки, которые выражены: 
-как подсистема производственных отношений экономического базиса;  
-как часть отношений при распределении и перераспределении стоимости совокупного общественного продукта в денежной форме;  
- как вторичное явление по отношению к денежным отношениям; 
- как совокупность денежных отношений, возникающих между государством и субъектами общества, следовательно, материальное производство первично, так как создается стоимость. 
 

1.2 Сущность финансов

      Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Однако и этого признака недостаточно для полной характеристики сущности финансов. Разнообразие распределительных отношений приводит к тому, что на ІІ-й стадии воспроизводственного процесса действуют разные экономические категории: финансы, кредит, цена, заработная плата. Финансы существенно отличаются от других категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

       Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму денежных ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

       Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

      Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

     Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материального носителя финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

     Исследование экономической сущности финансов, выделение специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение: финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства. 
 

1.3 Финансовые отношения и финансовая система в условиях рыночной экономики

Финансовая  система это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Финансовая  система РФ состоит из трех крупных  блоков:

- государственные  финансы;   
- местные финансы; 
- финансы юридических и физических лиц.

     Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственный бюджет выполняет  следующие функции:

- перераспределительную  (через государственный бюджет  перераспределяется до 50% национального  дохода страны); 
- регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики); 
- стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств); 
- контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

      По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

   Федеральный бюджет это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

       Государственные внебюджетные фонды это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

     Финансы юридических и физических лиц это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.

       Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.

       Особое место среди органов занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

- совершенствование  бюджетной системы РФ и развитие  бюджетного федерализма; 
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ; 
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; 
- разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ; 
- разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и 
внешним долгом РФ
- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ; 
- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; 
- разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; 
- осуществление государственного финансового контроля; 
- методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

      Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

       Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

       На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:

-зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; 
- распределение федеральных регулирующих налогов; 
- возврат излишне уплаченных сумм доходов; 
- учет доходов и составление отчетности о доходах.

Финансирование  расходов федерального бюджета включает в себя:

-разрешение на осуществление платежа; 
- осуществление платежа.

       На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

       Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры:

-предоплату  счетов; 
- взаимозачетные операции; 
- товарообменные (бартерные) операции; 
- замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; 
- задаток; 
- банковскую гарантию или поручительство; 
- залог; 
- цессию, т. е. уступку прав требования; 
- факторинг - покупку специализированной финансовой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию; 
- учет векселей и др.

       Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Механизам финансовых отношений

2.1 Понятие финансового механизма. Его структура и направления  совершенствования 

     В целях управления финансами предприятий  применяется финансовый механизм. Финансовый механизм предприятий - это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов.

     Финансовый  механизм предприятий является центральным  во всем финансовом механизме, что объясняется  ведущей ролью финансов сферы  материального производства. Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействию. Прежде всего, с помощью механизма управления финансами предприятий достигается обеспеченность их необходимыми денежными средствами. 
         К функциям финансов на предприятии относятся следующие: обеспечение предприятия денежными средствами; распределительная; контрольная, которые взаимосвязаны между собой. Функция обеспечения предприятия денежными средствами тесно связана с распределительной функцией финансов предприятий, осуществляющейся с помощью финансового механизма. Распределительные отношения на предприятии оказывают очень сильное влияние на конечные результаты. На предприятии распределяется выручка от реализации продукции. Часть ее идет на возмещение затрат предприятия, т.е. себестоимость продукции, а другая - представляет собой ее прибыль. Она, в свою очередь, распределяется между предприятиями и государственным бюджетом. Финансовый механизм этих отношений прежде всего включает в себя: зависимость заработной платы от сбыта производимой продукции и поступления за нее платежей, экономии от снижения себестоимости продукции; эффективного ведения хозяйства; обоснованность нормативов распределения прибыли между предприятиями и бюджетом; обоснованность стимулирования на экономическое стимулирование; эффективность использования средств на НИОКР, реконструкцию и техническое перевооружение, подготовку кадров и другие цели. 
Финансовый механизм предприятий и отраслей, связанный с реализацией контрольной функции финансов, строится на основе стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Эффективность стимулов и санкций, их реальность определяют действительный результат каждого предприятия, его работника. 
Главным показателем финансового положения предприятия является наличие средств, на основе которых предприятие своевременно рассчитывается с поставщиками, бюджетом, банками, создает необходимые денежные фонды, удовлетворяет другие потребности. В этом проявляется финансовый контроль предприятия. 
      Финансовая деятельность на предприятиях осуществляется финансовым отделом. Главная задача работников финансовых служб предприятия состоит в наиболее полной практической реализации функций финансов. Это, прежде всего укрепление финансового положения предприятия за счет повышения его рентабельности; увеличение прибыли путем роста производительности труда, снижения себестоимости продукции, повышения ее качества, внедрения достижений НТП. Важное место в деятельности финансовой службы занимают вопросы распределения денежных доходов, прибыли; правильная организация расчетов за готовую продукцию и постоянный контроль за выполнением плана по реализации продукции и прибыли; своевременность расчетов с бюджетом; организация взаимоотношений с банками, правильность расчетов с рабочими и служащими, контроль за соблюдением норматива оборотных средств.
 
 
 
 

Информация о работе Финансовые отношения