Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:53, лекция
Работа содежрит лекцию по дисциплине "Финансы"
Бурное развитие чекового
оборота, рост операций по инкассации
чеков породили хроническую нехватку
банковского персонала и
В 50-е годы начался поиск более экономичных форм платежей, который значительно усилился в 60-70-е годы благодаря внедрению в банковскую сферу достижений научно-технического прогресса. Впервые в США в 1959г. Бэнк оф Америка ввел в действие полностью автоматизированную электронную установку для обработки чеков и ведения текущих счетов. Затем последовало внедрение более совершенных поколений ЭВМ, что позволило подключить к ЭВМ многих абонентов с помощью дистанционных устройств – выносных пультов-терминалов.
Механизация и автоматизация
банковских операций, переход к широкому
использованию ЭВМ
На базе внедрения ЭВМ в банковское дело возникла возможность замены чеков кредитными карточками. Это – средство расчетов, смещающее наличные деньги и чеки, а также позволяющее владельцу получить в банке краткосрочную ссуду. Кредитная карточка применяется в розничном торговом обороте и сфере услуг. В настоящее время используются в основном четыре вида кредитных карточек: банковские, торговые, карточки для приобретения бензина, карточки для оплаты туризма и развлекательных мероприятий. Но наиболее распространенным видом являются торговые карточки.
2. Принципы
организации эмиссионных
Эмиссия денег – выпуск в обращение денежных знаков (денежных билетов и разменной монеты), приводящий к количественному изменению денежной массы. Монопольное право эмиссии денег предоставляется центральному банку страны. Эмиссию денег не следует смешивать с ежедневной выдачей наличных денег из касс банков социалистическим предприятиям, организациям, учреждениям и отдельным лицам. Эмиссия денег осуществляется в централизованном порядке. Общая сумма предполагаемой эмиссии устанавливается правительством. Исходя из этой суммы, эмиссионный банк дает разрешения на выпуск денег в обращение.
Принципы организации эмиссионных операций следующие:
Выпуск денег в обращение имеет непосредственную связь с кассовыми операциями банков по выдаче и приему наличных денег.
Прежде всего, продажа товаров населению осуществляется в течение месяца неравномерно. Обычно увеличиваются покупки товаров в дни получения заработной платы, перед национальными праздниками, в периоды массовых новоселий. Неравномерность реализации товаров вызывает колебания в поступлении торговой выручки в кассы банков. Неравномерно также поступает выручка от кинотеатров и других зрелищных предприятий. Прибытие на гастроли в областной или районный центр известных в стране артистов увеличивает выручку, а задержки в производстве и прокате новых кинофильмов снижают кассовые сборы. Платежи за квартиру и коммунальные услуги совершаются, как правило, до 10-го числа каждого месяца, а в последующие 20 дней они резко снижаются, что отражается на поступлении денег в банки.
Выдачи денег из касс банков также имеют неравномерный характер. Многолетняя практика выдачи денег для выплаты заработной платы свидетельствует о том, что разрыв во времени между последним днем периода, за который выплачивается заработная плата, за первую половину месяца выплачивается с 10-го по 25-е число, а за вторую половину – с 1-го по 10-е число следующего месяца.
Неравномерность ежедневных поступлений и выдач денег приводит в ряде случаев к тому, что учреждения банков не могут полностью обеспечить выдачу денег предприятиям, организациям и учреждениям за счет средств, имеющихся в оборотной кассе к началу операционного дня. В связи с этим возникает необходимость перечисления денег из резервных фондов в оборотную кассу, т.е. эмиссии денег. Однако такое перечисление может быть произведено в каждом случае только с разрешения вышестоящего учреждения центрального банка. При этом следует иметь в виду, что выпуск в обращение низовыми учреждениями банков производится в пределах общей суммы эмиссии, утвержденной правительством.
Чтобы заранее предусмотреть потребность в наличных деньгах, каждое учреждение банка составляет расчет предстоящих в течение ближайших одного-двух дней поступлений и выдач денег. При этом руководствуются кассовым планом на данный месяц, распределением предусмотренных планом поступлений и выдач по дням, а также учитывают особенности кассовых оборотов в отдельные дни и ход выполнения плана. В расчете необходимо полностью учитывать возможности выполнения и перевыполнения приходной части кассового плана и предстоящие выдачи денег с учетом установленных сроков выплаты заработной платы и оплаты труда в кооперативах.
Составление расчетов позволяет заранее намечать и осуществлять меры для увеличения поступлений денег в кассы в размерах, обеспечивающих выдачи. Когда на основе расчета выясняется, что проведение всех намечаемых мероприятий не может обеспечить потребность в наличных деньгах и выдачи денег будут превышать поступления, учреждение банка, производящее кассовые операции, обращается к учреждению центрального банка с просьбой о выпуске денег в обращение. Фактическая передача денег из резервных фондов в оборотную кассу, т.е. выпуск денег в обращение, происходит только после получения соответствующего разрешения.
3. Определение спроса и предложения денег
Одним из главных объектов денежно-кредитной политики является по определению денежная масса страны. Ее динамика оказывает сильное воздействие на инфляционные процессы, национальное производство, состояние внешнеэкономических связей и на весь процесс развития.
Применительность мирового потенциала научных знаний в данной области включает в себя следующие аспекты:
Нахождение наиболее подходящего определения денег с учетом экономических и институционных особенностей каждой конкретной страны.
Выявление сходства и различия в функциях предложения денег и спроса на деньги в развитых и развивающихся странах.
Вопрос, на какое определение денег должны ориентироваться центральные банки стран при проведении своей макроэкономической политики.
Оказалось, что эти функции в странах экономики переходного периода фактически не отличаются от используемых в индустриальных странах, естественно, с поправкой на особые институциональные факторы и недостаток статистических данных.
Наиболее типичная поправка касается показателя, отражающего “издержки упущенной выгоды”, которые возникают в результате хранения наличности вместо помещения денег в менее ликвидные, но прибыльные активы. Если в развитых странах в качестве такого показателя обычно берется процентная ставка, то в развивающихся – действительный или ожидаемый темп инфляции. Причина такой модификации состоит в том, что статических данных по процентным ставкам обычно не хватает, регулируемый правительством уровень процента не является экономически обоснованным, а действительно альтернативой хранению денег часто служит приобретение товарных ценностей. Упомянутые выше процессы “монетизации” экономики и “финансового углубления” в развивающихся странах увеличивают спрос на деньги (первое – особенно спрос на наличность, а второе – на банковские депозиты).
Спрос на деньги в развивающихся странах так же стабилен во времени, как и в развитых. Следовательно, он предсказуем. Этот вывод весьма важен для проведения денежной политики, ибо он дает возможность центральному банку сосредоточиться на факторах, влияющих на предложение денег.
Предложение денег (иначе говоря, прирост денежной массы или поступление денег в оборот) – сложная результирующая величина из поведения коммерческих банков, нефинансового сектора (правительство, корпорации, население), министерства финансов, внешнего мира, а также действий центрального банка. Весь этот комплекс взаимосвязей и место в нем центрального банка обычно отражается концепцией денежного мультипликатора:
М = м · В,
где М – денежная масса;
м – мультипликатор;
В – “денежная база” или чистые денежные обязательства центрального банка.
В свою очередь, В = КП + ЧИА + КК + А,
где КП – кредит центрального банка правительству (обычно за вычетом депозитов правительства в центральном банке; фактически это имеющийся в центральном банке портфель правительственных бумаг);
ЧИА – чистые иностранные активы центрального банка;
КК – кредит центрального банка коммерческим банкам или, под углом зрения последних, резервы, позаимствованные у центрального банка;
А – прочие (чистые) активы.
Приведенная простейшая функция денег имеет всеобщий характер.
Для развивающихся стран характерно, что кредит центрального банка правительству (дефицитное финансирование государственных расходов) обычно составляет подавляющую часть “денежной базы” и имеет в ней гораздо более высокий удельный вес, чем в развитых странах.
Компонентом “денежной базы” в развивающихся странах являются чистые иностранные активы центрального банка. Наиболее “экстремальным” случаем здесь можно считать страны, имеющие центрально-банковское учреждение типа валютного агентства либо использующие иностранную валюту в качестве законного средства обращения и платежа. В обоих случаях масса наличных денег в руках у населения всегда равняется сумме валютных активов страны. В свою очередь, это предполагает, что денежная масса полностью зависит от состояния платежного баланса.
Что касается роли кредита центрального банка коммерческим банкам, то она, как правило, намного меньше, чем в развитой части мира. Это объясняется относительно более слабой зависимостью банковской системы от поддержки центрального банка в вопросах ликвидности и недостаточной развитостью соответствующих механизмов взаимодействия.
Денежный мультипликатор, в свою очередь, зависит от ряда коэффициентов, в числе которых следующие показатели:
Анализ функций предложения денег должен дать ответ на вопрос, может ли центральный банк страны контролировать динамику денежной массы. Данный вопрос распадается, по сути, на три части: а) какие из переменных, входящих в функцию предложения денег, могут регулироваться центральным банком; б) если часть переменных не поддается или плохо поддается воздействию центрального банка, то может ли их воздействие на динамику денежной массы компенсироваться другими мерами; в) насколько стабильны и предсказуемы рассматриваемые взаимосвязи.
Два важнейших элемента “денежной базы”, очевидно, трудно поддаются контролю со стороны центральных банков развивающихся стран. Кредитование этими учреждениями правительств в подавляющей степени определяется и решениями, на которые руководство денежно-кредитной системы в большинстве случаев не может оказывать достаточно эффективного влияния. Состояние валютных резервов в странах “третьего мира” в основном зависит от вызванных внешними факторами изменений во внешнеэкономических позициях и подвержено более сильным колебаниям, чем в развитых странах.