Лекция по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:53, лекция

Краткое описание

Работа содежрит лекцию по дисциплине "Финансы"

Файлы: 6 файлов

Лекция 1.doc

— 172.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 116.00 Кб (Скачать)


Тема 2

ФИНАНСОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО

План

1. Понятие финансового посредничества.

2. Функции финансовых посредников и их классификация.

3. Институциональный инвестор на финансовом рынке.

 

 

Рекомендованная литература

  1. Закон України «Про банки і банківську діяльність» від 20.03.91. №872-ХП // Закони України: В 12 т. – Т. 1. – С. 285-298.
  2. Закон України «Про інститути спільного інвестування (пайові та корпоративні інвестиційні фонди)» від 15.03.2001 р. №2299-111 // Цінні папери України, 2001. – №18 – С. 11-22.
  3. Закон України «Про зовнішньоекономічну діяльність» від 16.04.91 №959-ХП // Закони України: В 12 т. – Т. 1. – С. 333-336.
  4. Закон України «Про цінні папери та фондову біржу» від 18.06.91 №1201-ХП // Закони України: В 12 т. – Т. 2. – С. 3-18.
  5. Закон України «Про державне регулювання ринку цінних паперів в Україні» від 30.10.96 №448/96-ВР // Закони України: В 12 т. – Т. 11. – С. 177-188.
  6. Закон України «Про Національну депозитарну систему та особливості електронного обігу цінних паперів в Україні» від 10.12.98 №710/ВР // Урядовий кур’єр. – 1997. – 12 грудня.
  7. Закон України «Про лізинг» від 18.12.1997.
  8. Закон України «Про страхування» від 7.03.1996.
  9. Бухвальд Бруно. Техника банковского дела: Справочная книга и руководство по изучению практики банковских и биржевых операций. – М.: АО «ДИС», 1994.
  10. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами. Пер. с англ. / гл. ред. Л.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1996.
  11. Валютный рынок и валютное регулирование. Учебное пособие / Под ред. И.Н. Платоновой. – М.: Издательство БЕК, 1996.
  12. Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. – М.: Фонд ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, 1997.
  13. Гольцберг М.А. Акционерные товарищества: Фондовая биржа: Операции с ценными бумагами. – К.: Текст, 1992.
  14. Гольцберг М.А., Хасан-Бек А.М. Основы финансового инвестирования. – Киев: Международный центр приватизации, инвестиций и менеджмента, 1992.
  15. Дефоссе Г. Фондовая биржа и биржевые операции. – М., 1995.
  16. Долан Дж.Э. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ. В. Лукашевича и др. / Под общ. ред. В. Лукашевича. – Л., 1991.
  17. Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Учет и анализ финансовых активов: акции, облигации, векселя. – М.: Финансы и статистика, 1995.
  18. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996.
  19. Красавина Л.Н., Алибегов Т.И., Былиняк С.А. и др. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 1997.
  20. Мартенс А.К. Инвестиции. Курс лекций по современной финансовой теории. – К.: Киевское инвестиционное агентство, 1997.
  21. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. Профессиональный курс в Финансовой академии при правительстве РФ. – М.: Перспектива, 1995.
  22. Роде Э. Банки, биржи, валюта современного капитализма.: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. В.Н. Шенаева. – М.: Финансы и статистик, 1986.
  23. Спицын И.О., Спицын Л.О. Маркетинг в банке. – К.: ЦММС «Пискайн», 1993.
  24. Страховое дело / Под ред. Л.И. Рейтмана – М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992.
  25. Сухов В.А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. – М.: АНКИЛ, 1995.
  26. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. – М.: Все для Вас, 1993.
  27. Johnson H.I. Financial Institutions and Markets. A Global Perspective. – N.Y.ets.: McGraw-Hill, 1993.

 

 

1. Понятие финансового  посредничества

 

Каждый товар на рынке финансовых услуг должен найти своего покупателя. Как этого добиться с наименьшими затратами? С этой проблемой постоянно сталкиваются различные фирмы-продавцы.

Существующая широкая сеть посредников способна оказать помощь любой фирме в продвижении и сбыте товаров и услуг. Структура посредников может включать в себя: торговых посредников, транспортные, страховые, кредитно-финансовые учреждения, рекламные, консалтинговые фирмы и т.д. Роль и значение каждой из них различны и выполняемые ими функции.

В зарубежной практике промышленные и торговые фирмы достаточно широко пользуются услугами посредников, отличающихся по размеру и характеру деятельности, формам расчетов и стимулирования.

Посредническое звено  – непременный элемент рыночного  хозяйства. Однако это не значит, что посредник может быть навязан продавцу извне. Выбор целесообразности сотрудничества с посредником остается за продавцом.

Продавцу, выводящему свой товар на рынок, предстоит решить важную стратегическую задачу: задействовать собственную сеть или воспользоваться услугами посредников, использовать одно – или многоканальную систему. Сбытовые функции многообразны: сбор рыночной информации, продажа, хранение, обработка товарных запасов, доставка, обслуживание. В состоянии и целесообразно ли производителю самому осуществлять все эти функции? Не эффективнее ли делегировать часть их или все посреднику? Практика показывает, что можно избавиться от посредника, но не от его функций.

Посредник – лицо или организация, при участии которого ведутся переговоры между сторонами.

Посредничество – содействие соглашению, сделке между сторонами.

Почему существуют посредники? Сколько их должно быть? Общее правило основанное на опыте и результатах исследования гласит, что с посредником можно работать боле эффективно, а в передаче функций можно руководствоваться экономической целесообразностью.

В пользу привлечения посредников  свидетельствуют многие факты развития рынка и экономики в целом. Продавцы все чаще предпочитают иметь дело с крупными посредниками, располагающими значительной покупательной способностью; высоким уровнем менеджмента и управления издержками. Автоматизация процессов складирования, транспортировки, учета и обработки заказов легче осуществима и  быстрее окупается у крупных посредников. Более эффективно внедряются новые методы хранения, обработки и продажи товаров, кроме того, малый объем продажи товаров, как правило, не покрывает расходов по прямой продаже.


Однако неверно полностью исключать прямые продажи. По ряду товаров и отдельным категориям покупателей не существует единственного, наилучшего канала распределения. Наиболее целесообразно в стратегическом плане воспользоваться комбинацией нескольких каналов.

Каждый канал можно оценить по двум основным параметрам: протяженности и ширине.

Протяженность канала связана с  передачей ряда функций посреднику. Продавцу не следует стремиться увеличивать  звенность товародвижения, если к  этому его не подталкивает экономическая необходимость (отсутствие складских помещений, послепродажное обслуживание и т.д.). Ширина канала предполагает различные варианты охвата рынка: исключительный (эксклюзивный), избирательный, интенсивный.

При исключительном распределении  продавец поручает сбыт своей продукции одной фирме-посреднику в каждом регионе. Это позволяет сосредоточить усилия на продаже определенной продукции, но одновременно затрудняет для покупателя поиск точки, в которой имеется данный товар.

Избирательное распределение включает ограниченное число посредников, что позволяет приблизить товар к покупателю.

Широкое или интенсивное распределение  целесообразно по товарам массового спроса. При этом задействуется большое количество товарных точек, в которых представлен данный товар.

Исследование каналов распределения и сбыта предполагает изучение следующих компонентов.

Структура канала. Соотношение между  объемами прямых продаж  и продаж через посредников. При этом для продавца решающим фактором может быть разница между суммарными издержками прямого и опосредованного метода продаж.

Тип посредника. Собственный дистрибьютор, независимый дистрибьютор, агент, брокер, коммивояжер.

Охват рынка. Решение вопроса о  выборе системы распределения для  конкретного товара на определенный сегмент рынка.

Условия сотрудничества. Взаимные обязательства продавца и посредника, уровень скидок, размеры и виды стимулирования, обеспечение оборудованием, рекламными материалами, консультации и обучение.

Чтобы решить вопрос о посреднике, фирме целесообразно провести качественный и количественный сравнительный анализ эффективности услуг посредника и эффективности функционирования собственных структур.

С помощью посредников можно  сократить количество прямых контактов  продавцов и покупателей. Нетрудно убедиться, что при трех продавцах и трех покупателях количество связей между ними будет равно девяти. (см. рис. 1.1).


 

 

 

 

 

 

а)Без посредника                    б) При наличии посредника

Рис. 1.1. Наличие связей между продавцами и покупателями

В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины. Среди основных причин, обуславливающих использование посредников, можно выделить следующие:

  • организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;
  • создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения.

Участники каналов распределения  выполняют ряд функций, способствующих успешному решению требований рынка. К ним можно отнести такие функции как: проведение научно-исследовательской работы, стимулирование сбыта, налаживание контактов с потенциальными потребителями, изготовление товаров в соответствии с требованиями покупателей, транспортировка и складирование товаров, вопросы финансирования, принятие ответственности за функционирование канала распределения.

Каналы распределения могут  быть трех видов:

Прямые – перемещение товаров  и услуг без участия посреднических организаций.

Косвенные– связаны с перемещением товаров и услуг сначала от продавца к посреднику, а затем от него к потребителю.

Смешанные – объединяют черты первых двух каналов.

Каналы распределения можно  охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала распределения – это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю.

Однодневный канал включает одного посредника на рынках (например, брокер).

Двухуровневый канал состоит из двух посредников.

Трехуровневый – из трех посредников.

С точки зрения продавцов, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.

 

2. Функции финансовых  посредников и их классификация

 

Финансовые посредники – инвестиционно-кредитные институты, аккумулирующие денежные средства индивидуальных инвесторов и использующих их для инвестирования и кредитования.

Финансовые посредники подразделяются на три институциональные группы:

  1. инвестиционные;
  2. банковские;
  3. страховые.

В каждом государстве с рыночной экономикой существует разветвленная  сеть финансовых, инвестиционных и  кредитных институтов, которые являются субъектами инвестиционной деятельности.

Некоторые из них, например, коммерческие банки, осуществляют этот вид деятельности наряду с другими операциями и услугами, другие (инвестиционные компании и фонды) - производят только инвестиционные операции. Отдельные из них выполняют функцию инвестора или участника инвестиционной деятельности периодически.

На рис. 2.1 приведена примерная схема финансово-кредитной системы государства с рыночной экономикой.

С развитием рыночных отношений в Украине одной  из важнейших государственных задач инвестиционной политики следует считать укрепление связей кредитной системы с конечными результатами расширенного строительного и промышленного производства. В этих условиях существенно расширяются роль и функции субъектов кредитной системы в повышении эффективности инвестиций, сокращении сроков их окупаемости, росте прибыли на вводимых объектах, оборачиваемости инвестиционного капитала и реинвестировании.

Банковские  учреждения в инвестиционной сфере наряду с традиционными функциями кредитно-расчетного и кассового обслуживания, депозитными операциями должны выполнять и новые. Функции банков значительно расширяются через обслуживание предпринимательской деятельности. Взаимодействие банков с другими участниками инвестиционного процесса заключается в постоянном и скрупулезном анализе  инвестиционного рынка и оказании субъектам инвестиционной деятельности информационных и консультационных услуг по вопросам эффективного вложения их капиталов. Это позволит банкам более эффективно использовать ресурсы своих клиентов, повысить их доходность.

Наряду с финансированием  инвестиций своих клиентов, банки могут самостоятельно или на принципах долевого участия осуществлять инвестиционную деятельность, финансируя различные производственные или социальные объекты, и получать в дальнейшем прибыль от их эксплуатации.

Широкое поле для деятельности банков открывается в области страхования инвестиций. Здесь, наряду со страховыми компаниями, а также совместно с ними, банки могут оказывать услуги своим клиентам по страхованию и перестрахованию инвестиций. Они обязаны обеспечить страховкой свои депозитные счета, участвовать в состраховании крупных государственных проектов.

С развитием рыночных отношений значительно расширяется  внешнеэкономическая деятельность банков в связи с ожидаемыми крупными иностранными инвестициями. Это  операции в иностранной валюте по лицензии Национального банка и возможность открытия филиалов и представительств наших банков за рубежом, и финансирование объектов, создаваемых за счет иностранных инвестиций. Необходимость осуществления расчетов с резидентами и нерезидентами в различной валюте обусловливает обязательность прогнозирования курсов иностранных валют.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 3.doc

— 145.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 222.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 211.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 316.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекция по "Финансам"