Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:53, лекция
Работа содежрит лекцию по дисциплине "Финансы"
Тема 2
1. Понятие финансового посредничества.
2. Функции финансовых посредников и их классификация.
3. Институциональный инвестор на финансовом рынке.
1. Понятие финансового посредничества
Каждый товар на рынке финансовых услуг должен найти своего покупателя. Как этого добиться с наименьшими затратами? С этой проблемой постоянно сталкиваются различные фирмы-продавцы.
Существующая широкая сеть посредников способна оказать помощь любой фирме в продвижении и сбыте товаров и услуг. Структура посредников может включать в себя: торговых посредников, транспортные, страховые, кредитно-финансовые учреждения, рекламные, консалтинговые фирмы и т.д. Роль и значение каждой из них различны и выполняемые ими функции.
В зарубежной практике промышленные и торговые фирмы достаточно широко пользуются услугами посредников, отличающихся по размеру и характеру деятельности, формам расчетов и стимулирования.
Посредническое звено
– непременный элемент
Продавцу, выводящему свой товар на рынок, предстоит решить важную стратегическую задачу: задействовать собственную сеть или воспользоваться услугами посредников, использовать одно – или многоканальную систему. Сбытовые функции многообразны: сбор рыночной информации, продажа, хранение, обработка товарных запасов, доставка, обслуживание. В состоянии и целесообразно ли производителю самому осуществлять все эти функции? Не эффективнее ли делегировать часть их или все посреднику? Практика показывает, что можно избавиться от посредника, но не от его функций.
Посредник – лицо или организация, при участии которого ведутся переговоры между сторонами.
Посредничество – содействие соглашению, сделке между сторонами.
Почему существуют посредники? Сколько их должно быть? Общее правило основанное на опыте и результатах исследования гласит, что с посредником можно работать боле эффективно, а в передаче функций можно руководствоваться экономической целесообразностью.
В пользу привлечения посредников свидетельствуют многие факты развития рынка и экономики в целом. Продавцы все чаще предпочитают иметь дело с крупными посредниками, располагающими значительной покупательной способностью; высоким уровнем менеджмента и управления издержками. Автоматизация процессов складирования, транспортировки, учета и обработки заказов легче осуществима и быстрее окупается у крупных посредников. Более эффективно внедряются новые методы хранения, обработки и продажи товаров, кроме того, малый объем продажи товаров, как правило, не покрывает расходов по прямой продаже.
Однако неверно полностью исключать прямые продажи. По ряду товаров и отдельным категориям покупателей не существует единственного, наилучшего канала распределения. Наиболее целесообразно в стратегическом плане воспользоваться комбинацией нескольких каналов.
Каждый канал можно оценить по двум основным параметрам: протяженности и ширине.
Протяженность канала связана с передачей ряда функций посреднику. Продавцу не следует стремиться увеличивать звенность товародвижения, если к этому его не подталкивает экономическая необходимость (отсутствие складских помещений, послепродажное обслуживание и т.д.). Ширина канала предполагает различные варианты охвата рынка: исключительный (эксклюзивный), избирательный, интенсивный.
При исключительном распределении продавец поручает сбыт своей продукции одной фирме-посреднику в каждом регионе. Это позволяет сосредоточить усилия на продаже определенной продукции, но одновременно затрудняет для покупателя поиск точки, в которой имеется данный товар.
Избирательное распределение включает ограниченное число посредников, что позволяет приблизить товар к покупателю.
Широкое или интенсивное распределение целесообразно по товарам массового спроса. При этом задействуется большое количество товарных точек, в которых представлен данный товар.
Исследование каналов распределения и сбыта предполагает изучение следующих компонентов.
Структура канала. Соотношение между объемами прямых продаж и продаж через посредников. При этом для продавца решающим фактором может быть разница между суммарными издержками прямого и опосредованного метода продаж.
Тип посредника. Собственный дистрибьютор, независимый дистрибьютор, агент, брокер, коммивояжер.
Охват рынка. Решение вопроса о выборе системы распределения для конкретного товара на определенный сегмент рынка.
Условия сотрудничества. Взаимные обязательства продавца и посредника, уровень скидок, размеры и виды стимулирования, обеспечение оборудованием, рекламными материалами, консультации и обучение.
Чтобы решить вопрос о посреднике, фирме целесообразно провести качественный и количественный сравнительный анализ эффективности услуг посредника и эффективности функционирования собственных структур.
С помощью посредников можно сократить количество прямых контактов продавцов и покупателей. Нетрудно убедиться, что при трех продавцах и трех покупателях количество связей между ними будет равно девяти. (см. рис. 1.1).
а)Без посредника
Рис. 1.1. Наличие связей между продавцами и покупателями
В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины. Среди основных причин, обуславливающих использование посредников, можно выделить следующие:
Участники каналов распределения выполняют ряд функций, способствующих успешному решению требований рынка. К ним можно отнести такие функции как: проведение научно-исследовательской работы, стимулирование сбыта, налаживание контактов с потенциальными потребителями, изготовление товаров в соответствии с требованиями покупателей, транспортировка и складирование товаров, вопросы финансирования, принятие ответственности за функционирование канала распределения.
Каналы распределения могут быть трех видов:
Прямые – перемещение товаров
и услуг без участия посредниче
Косвенные– связаны с
Смешанные – объединяют черты первых двух каналов.
Каналы распределения можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала распределения – это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю.
Однодневный канал включает одного посредника на рынках (например, брокер).
Двухуровневый канал состоит из двух посредников.
Трехуровневый – из трех посредников.
С точки зрения продавцов, чем больше
уровней имеет канал распределе
2. Функции финансовых посредников и их классификация
Финансовые посредники – инвестиционно-кредитные институты, аккумулирующие денежные средства индивидуальных инвесторов и использующих их для инвестирования и кредитования.
Финансовые посредники подразделяются на три институциональные группы:
В каждом государстве с рыночной экономикой существует разветвленная сеть финансовых, инвестиционных и кредитных институтов, которые являются субъектами инвестиционной деятельности.
Некоторые из них, например, коммерческие банки, осуществляют этот вид деятельности наряду с другими операциями и услугами, другие (инвестиционные компании и фонды) - производят только инвестиционные операции. Отдельные из них выполняют функцию инвестора или участника инвестиционной деятельности периодически.
На рис. 2.1 приведена примерная схема финансово-кредитной системы государства с рыночной экономикой.
С развитием рыночных отношений в Украине одной из важнейших государственных задач инвестиционной политики следует считать укрепление связей кредитной системы с конечными результатами расширенного строительного и промышленного производства. В этих условиях существенно расширяются роль и функции субъектов кредитной системы в повышении эффективности инвестиций, сокращении сроков их окупаемости, росте прибыли на вводимых объектах, оборачиваемости инвестиционного капитала и реинвестировании.
Банковские учреждения в инвестиционной сфере наряду с традиционными функциями кредитно-расчетного и кассового обслуживания, депозитными операциями должны выполнять и новые. Функции банков значительно расширяются через обслуживание предпринимательской деятельности. Взаимодействие банков с другими участниками инвестиционного процесса заключается в постоянном и скрупулезном анализе инвестиционного рынка и оказании субъектам инвестиционной деятельности информационных и консультационных услуг по вопросам эффективного вложения их капиталов. Это позволит банкам более эффективно использовать ресурсы своих клиентов, повысить их доходность.
Наряду с финансированием инвестиций своих клиентов, банки могут самостоятельно или на принципах долевого участия осуществлять инвестиционную деятельность, финансируя различные производственные или социальные объекты, и получать в дальнейшем прибыль от их эксплуатации.
Широкое поле для деятельности банков открывается в области страхования инвестиций. Здесь, наряду со страховыми компаниями, а также совместно с ними, банки могут оказывать услуги своим клиентам по страхованию и перестрахованию инвестиций. Они обязаны обеспечить страховкой свои депозитные счета, участвовать в состраховании крупных государственных проектов.
С развитием рыночных
отношений значительно