Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:11, курс лекций
1.Сущность и функции финансов
2. Роль финансов при распределении ВВП
3. Управление финансами
4. сущность и функции денег
Бюджетный дефицит может быть урегулирован в соответствии с тремя концепциями:
Источники покрытия бюджетного дефицита. В экономической системе с фиксированным количеством денег в обращении применяются два традиционных способа: государственные займы и усиление налогообложения. Государственные займы подразделяются на внутренние и внешние.
4. Расходы и доходы бюджета, их взаимосвязь
Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использования по отраслевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны распределительного процесса: распределение бюджетного фонда на составные части и формирование денежного фонда целевого назначения у бюджетов предприятий.
Расходы бюджета представляют
собой затраты, возникающие в
связи с выполнением
Многообразие конкретных
видов расходов обусловлено рядом
факторов, среди которых: природа
и функции государства; уровень социально-экономического
развития страны; разветвленность связей
бюджета с народным хозяйством; административно-
В теории и практике финансов существует несколько признаков классификации расходов бюджета:
2. Предметный признак:
финансирование отраслей
3. По ведомственному
и целевому признаку (ведомственный
признак позволяет выделить в
каждой группе расходов
4. Принцип защищенности,
предполагает финансирование
Таблица 1 - Структура бюджетных расходов в бюджетах стран с рыночной экономикой
Статьи расходов |
Удельный вес |
1. Затраты на социальные услуги |
40 - 50 |
2. Затраты на хозяйственные
нужды: (дотации государства; |
10 - 20 |
3. Расходы на вооружение
и материальное обеспечение |
10 -20 |
4. Административно - управленческие расходы |
5 - 10 |
5. Платежи по государственному долгу |
7 - 10 |
Под государственными доходами
понимается совокупность денежных отношений
по формированию финансовых ресурсов
государства путем
1. По социальному признаку:
- доходы от предприятий разных форм собственности;
- доходы от государственного имущества;
- доходы от государственной, внешнеэкономической и другой деятельности;
- поступления от личных доходов граждан.
2. По организационно-правовым признакам:
- доходам юридических лиц;
- доходам физических лиц.
3. По порядку зачисления в бюджет:
- закрепленные;
- регулирующие;
- прямая финансовая поддержка (субсидии).
4. В зависимости от прав собственности:
- собственные доходы;
- заемные средства.
Взаимосвязь доходов и расходов выражается в количественном соответствии доходов и расходов, а также их влиянии друг на друга. Объем расходов жестоко лимитируется рамками поступающих в бюджет доходов, поэтому важным аспектом бюджетной политики является установление такого объема бюджетных расходов и таких сроков использования бюджетных средств, который обеспечивает стоящие перед обществом задачи. Расходы при надлежащем использовании денежных средств оказывают обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки и т.д.
Расходы, производимые государством
в сфере материального
Расходы на финансирование
отраслей народного хозяйства
Финансирование капитальных вложений - это предоставление денежных средств на создание новых, расширение, реконструкцию и перевооружение действующих основных средств предприятия производственного и непроизводственного значения. Бюджетное финансирование распространяется на капитальные вложения только в государственном секторе экономики. В связи с ограниченностью бюджетных ресурсов денежные средства выделяются по специальному перечню, ежегодно составляемому Министерством экономики РФ, по согласованию с Министерством финансов и другими министерствами. Второй по значению и первой по размеру статьей расходов бюджета на финансирование отраслей народного хозяйства является выплата различного рода дотаций для предприятий. Сейчас используется два вида дотаций: дотации на продукцию, реализуемую по государственным регламентированным ценам, и дотации государственным предприятиям для покрытия их убытков. В настоящее время развивается кредитование государственных предприятий, бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ.
Расходы на финансирование социально - культурных мероприятий подразделяются:
Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разработанных в социально- культурных учреждениях, и расчетов ассигнований, составленных финансовыми органами. В основу последних кладутся показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемые ими контингенты. При этом учитывается время функционирования учреждения в течении года. Эти показатели служат расчетными единицами, денежный расход на расчетную единицу определяется по финансовой норме. Основной принцип расходования бюджетных средств по данной сфере - их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не имеет право расходовать средства на цели не предусмотренные сметой. Финансовая смета не имеет доходной части. Некоторые учреждения имеют другой порядок финансирования, который отражается в плане доходов и расходов этого учреждения.
Общий размер и уровень расходов зависит от внутренних и внешних факторов, а именно международной обстановки, протяженности и характере границ, современного развития военного дела, состояния технической оснащенности армии и флота, необходимости повышения уровня жизни личного состава, экономических возможностей страны. Расходы на оборону носят непроизводственный характер, следовательно основной задачей бюджетной политики становится их сокращение. Предусмотренная бюджетом группа расходов на оборону включает в основном прямые расходы, проходящие в основном через Министерство обороны. В их составе: расходы на содержание армии и флота (денежное довольствие, заработная плата, затраты на подготовку, хозяйственные расходы), расходы на закупку вооружения и военной техники, расходы на капитальное строительство, расходы по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим. Все перечисленные расходы отражаются в специальной смете. Особенность планирования расходов на оборону состоит в том, что первоначально определяется общий объем расходов в целом по министерству обороны, а затем составляется смета всех округов и воинских частей. Кроме прямых военных расходов существуют косвенные и скрытые.
Лекция 7
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государства в пользу тех или иных социальных групп населения. Таким образом, государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды – это форма перераспределения финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования специальных общественных потребностей и комплексно расходуемых в соответствии с целевым назначением. Существует следующая классификация внебюджетных фондов:
Внебюджетные фонды создаются двумя путями: выделением из бюджета определенных расходов, или формированием внебюджетных фондов с собственными источниками дохода. Так во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки наименее обеспеченных групп населения и выделенный из центрального бюджета. Создание других фондов связано с возникновением новых, ранее не известных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В таком случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании внебюджетного фонда. Так в ряде государств возникают экономические внебюджетные фонды. Внебюджетные специальные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Основным методом привлечения финансовых средств при формировании фондов являются специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Положительное сальдо фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Существуют две формы организации государственных финансовых ресурсов в России:
Организационная функция
внебюджетных фондов находится в
ведении государственных
Согласно действующему законодательству РФ органы власти могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица. Во внебюджетные фонды РФ включаются структурно входящие в федеральный бюджет и самостоятельные государственные внебюджетные фонды. Капитал первых относится в федеральный дорожный фонд, федеральный экологический фонд, и др. Ко второй группе относят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Основным источником формирования финансовых ресурсов этих фондов являются страховые взносы. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные