Лекции по "Финансы и кредит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:11, курс лекций

Краткое описание

1.Сущность и функции финансов
2. Роль финансов при распределении ВВП
3. Управление финансами
4. сущность и функции денег

Файлы: 1 файл

lektsii_FK_GUSE.doc

— 460.00 Кб (Скачать)

Бюджетный дефицит может  быть урегулирован в соответствии с тремя концепциями:

  1. Ежегодно балансируемый бюджет;
  2. Функционирующие финансы;
  3. Бюджет, балансируемый на циклической основе.

Источники покрытия бюджетного дефицита. В экономической системе  с фиксированным количеством  денег в обращении применяются  два традиционных способа: государственные займы и усиление налогообложения. Государственные займы подразделяются на внутренние и внешние.

 

4. Расходы и доходы бюджета, их взаимосвязь

Расходы бюджета - это  экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использования по отраслевому  и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны распределительного процесса: распределение бюджетного фонда на составные части и формирование денежного фонда целевого назначения у бюджетов предприятий.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций.  Экономическая  сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах, каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика позволяет установить назначение бюджетных расходов, контролируя их величину.

Многообразие конкретных видов расходов обусловлено рядом  факторов, среди которых: природа  и функции государства; уровень социально-экономического развития страны; разветвленность связей бюджета с народным хозяйством; административно-территориальное устройство государства; формы предоставления бюджетных средств. Сочетание перечисленных факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета каждого государства,  которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню его управления.

В теории и практике финансов существует несколько признаков  классификации расходов бюджета:

  1. По влиянию на процесс расширенного производства: текущие; капитальные.

2. Предметный признак:  финансирование отраслей народного  хозяйства; социально-культурных  мероприятий; науки;  бороны; содержания  правоохранительных органов и  органов государственной власти  и управления; - расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; расходы по обслуживанию государственного долга; прочие расходы.

3.  По ведомственному  и целевому признаку (ведомственный  признак позволяет выделить в  каждой группе расходов соответствующие министерства или другие государственные учреждения, получающие бюджетные ассигнования). Этот признак самый мобильный, изменения по нему происходят каждый год. По целевому признаку расходы подразделяются на конкретные виды затрат. Эта классификация создает предпосылки для рационального использования средств и действенного контроля за ними.

4. Принцип защищенности, предполагает финансирование ряда  статей государственного бюджета  в полном объеме с учетом  их инфляционного увеличения. К  защищающим статьям относят: заработанную плату, стипендии, государственные пособия населению, расходы на питание и др.

  1. Территориальный признак. В соответствии с уровнем государственного управления в РФ расходы подразделяются на: расходы федерального бюджета; расходы бюджетов субъектов РФ; расходы местных бюджетов.

Таблица 1 - Структура бюджетных расходов в бюджетах стран с рыночной экономикой

Статьи расходов

Удельный вес

1. Затраты на социальные  услуги

40 - 50

2. Затраты на хозяйственные  нужды: (дотации государства; капитальные вложения в инфраструктуру;  субсидии сельскому хозяйству; государственные программы).

10 - 20

3. Расходы на вооружение  и материальное обеспечение внешней  политики

10 -20

4. Административно - управленческие  расходы

5 - 10

5. Платежи по государственному долгу

7 - 10


Под государственными доходами понимается совокупность денежных отношений  по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения  и распределения части НД в  формах и методах установленных  государством. Существует следующая  классификация доходов:

1. По социальному признаку:

- доходы от предприятий  разных форм собственности;

- доходы от государственного  имущества;

- доходы от государственной,  внешнеэкономической и другой  деятельности;

- поступления от личных  доходов граждан.

2. По организационно-правовым признакам:

- доходам юридических  лиц;

- доходам физических  лиц.

3. По порядку зачисления  в бюджет:

- закрепленные;

- регулирующие;

- прямая финансовая  поддержка (субсидии).

4. В зависимости от  прав собственности:

- собственные доходы;

- заемные средства.

Взаимосвязь доходов  и расходов выражается в количественном соответствии доходов и расходов, а также их влиянии друг на друга. Объем расходов жестоко лимитируется рамками поступающих в бюджет доходов, поэтому важным аспектом бюджетной политики является установление такого объема бюджетных расходов и таких сроков использования бюджетных средств, который обеспечивает стоящие перед обществом задачи. Расходы при надлежащем использовании денежных средств оказывают обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки и т.д.

Расходы, производимые государством в сфере материального производства, жилищно-коммунального, бытового обслуживания населения относятся к расходам на финансирование отраслей народного  хозяйства. Бюджетные средства предоставляются министерствам, ведомствам, предприятиям на обеспечение расширенного производства в целях покрытия разницы в ценах на оперативные и прочие расходы.

Расходы на финансирование отраслей народного хозяйства планируются  по министерствам и ведомствам и одновременно предусматриваются по целевому назначению. Основная часть бюджетных средств выделяется приоритетным отраслям, к которым относятся: ТЭК, сельское хозяйство и транспорт. Часть расходов в процессе их планирования выделяется в специальные группы, появление таких расходов связано с разработкой государственных целевых программ. Например, финансирование конверсии, воспроизводства минерально-сырьевой базы. С точки зрения целевого использования финансовых средств наибольшее значение для развития экономики играют расходы по финансированию капитальных вложений.

Финансирование капитальных  вложений - это предоставление денежных средств на создание новых, расширение, реконструкцию и перевооружение действующих основных средств предприятия  производственного и непроизводственного значения. Бюджетное финансирование распространяется на капитальные вложения только в государственном секторе экономики. В связи с ограниченностью бюджетных ресурсов денежные средства выделяются по специальному перечню, ежегодно составляемому Министерством экономики РФ, по согласованию с Министерством финансов и другими министерствами. Второй по значению и первой по размеру статьей расходов бюджета на финансирование отраслей народного хозяйства является выплата различного рода дотаций для предприятий.  Сейчас используется два вида дотаций: дотации на продукцию, реализуемую по государственным регламентированным ценам, и дотации государственным предприятиям для покрытия их убытков. В настоящее время развивается кредитование государственных предприятий, бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ.

Расходы на финансирование социально - культурных мероприятий  подразделяются:

  1. Образование и переподготовка кадров;
  2. Культура, искусство, социально-культурные мероприятия;
  3. Здравоохранение;
  4. Физкультура и спорт;
  5. Социальное обеспечение.

Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе сметного порядка планирования. Финансируются  эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разработанных в социально- культурных учреждениях, и расчетов ассигнований, составленных финансовыми органами. В основу последних кладутся показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемые ими контингенты. При этом учитывается время функционирования учреждения в течении года. Эти показатели служат расчетными единицами, денежный расход на расчетную единицу определяется по финансовой норме. Основной принцип расходования бюджетных средств по данной сфере - их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не имеет право расходовать средства на цели не предусмотренные сметой. Финансовая смета не имеет доходной части. Некоторые учреждения имеют другой порядок финансирования, который отражается в плане доходов и расходов этого учреждения.

Общий размер и уровень  расходов зависит от внутренних и  внешних факторов, а именно международной  обстановки, протяженности и характере  границ, современного развития военного дела, состояния технической оснащенности армии и флота, необходимости повышения уровня жизни личного состава, экономических возможностей страны. Расходы на оборону носят непроизводственный характер, следовательно основной задачей бюджетной политики становится их сокращение. Предусмотренная бюджетом группа расходов на оборону включает в основном прямые расходы, проходящие в основном через Министерство обороны. В их составе: расходы на содержание армии и флота (денежное довольствие, заработная плата, затраты на подготовку, хозяйственные расходы), расходы на закупку вооружения и военной техники, расходы на капитальное строительство, расходы по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим. Все перечисленные расходы отражаются в специальной смете. Особенность планирования расходов на оборону состоит в том, что первоначально определяется общий объем расходов в целом по министерству обороны, а затем составляется смета всех округов и воинских частей. Кроме прямых военных расходов существуют косвенные и скрытые.

 

Лекция 7

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ  ФОНДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внебюджетные фонды  являются одним из методов перераспределения  национального дохода государства  в пользу тех или иных социальных групп населения. Таким образом, государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды – это форма перераспределения финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования специальных общественных потребностей и комплексно расходуемых в соответствии с целевым назначением. Существует следующая классификация внебюджетных фондов:

  • В зависимости от уровня управления фондом: федеральный; субфедеральный.
  • По целевому назначению: экономические; социальные.

Внебюджетные фонды  создаются двумя путями: выделением из бюджета определенных расходов, или формированием внебюджетных фондов с собственными источниками дохода. Так во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки наименее обеспеченных групп населения и выделенный из центрального бюджета. Создание других фондов связано с возникновением новых, ранее не известных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В таком случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании внебюджетного фонда. Так в ряде государств возникают экономические внебюджетные фонды. Внебюджетные специальные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Основным методом привлечения  финансовых средств при формировании фондов являются специальные налоги и сборы, установленные законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Положительное сальдо фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Существуют две формы  организации государственных финансовых ресурсов в России:

  • Бюджетные средства (здесь положительной стороной является строгая подконтрольность средств);
  • Внебюджетные средства (их плюсы в строго целевом финансировании, быстроте реагирования на экономическую ситуацию и "оторванность" от финансовых проблем бюджета).

Организационная функция  внебюджетных фондов находится в  ведении государственных органов  власти. Порядок их образования и  использования определяется законодательством  РФ. Источники формирования зависят  от общеэкономической ситуации в  России. Направление расходования средств обуславливается назначением фонда. Внебюджетные фонды направляют свои средства на: деятельность по назначению фонда; учредительную деятельность; участие в операциях на финансовом рынке; инвестирование.

Согласно действующему законодательству РФ органы власти могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица. Во внебюджетные фонды РФ включаются структурно входящие в федеральный бюджет и самостоятельные государственные внебюджетные фонды. Капитал первых относится в федеральный дорожный фонд, федеральный экологический фонд, и др. Ко второй группе относят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Основным источником формирования финансовых ресурсов этих фондов являются страховые взносы. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и  иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели,  адвокаты, нотариусы, занимающиеся  частной практикой (далее - плательщики  страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Информация о работе Лекции по "Финансы и кредит"